Учения Конфуция

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

В этом высказывании весь Конфуций как человек и как идеал традиции. Его путь от учебы через познание "воли Неба" к "свободному следованию желаниям сердца" и добровольному соблюдению норм поведения, которые он считал священными, стал нравственным ориентиром всей китайской традиции. Его учение многогранно. Оно включает в себя совокупность этических, духовных и социальных норм, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тысяч лет. Правили эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе, в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Жизнь Конфуция………………………………………………………….4
Содержание социально-политического учения Конфуция……………...8
Заключение………………………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 42.66 Кб (Скачать)

 Пройдут века, и бюрократия  превратит понятие уступчивость  и вежливость, в неотъемлемую  часть правил. Правда, вежливость  уже будет трактоваться по-иному  и сведется лишь к слепому  следованию сложившимся церемониям  и впоследствии на западе получит  наименование китайских церемоний.

 Многие принципы поведения,  взаимоотношений между людьми  и даже отношение к порученным  делам, т.е. то, что составляло  сущность пи (правил), вырабатывались  Конфуцием с учетом некоторых  традиционных норм поведения,  существовавших в общинах, где  представители старшего поколения  пользовались непререкаемым авторитетом.  Но нормы морали, интерпретированные  Конфуцием, не совпадали целиком  с нормами обычного права и  включали в себя ряд новых  моментов. Представление о почитании  старшего поколения, бытовавшее  в общинах, было вынесено Конфуцием  за рамки мелких социальных  ячеек и инкорпорировано не  только в общество, но и в  структуру государственной модели. Согласно схеме Конфуция, правитель  возвышался лишь на несколько  ступенек над главой семьи.  Это должно было оказать реальное  воздействие на общинников, ибо  Учитель как бы вводил правителя  в круг их обычных представлений,  подчеркивая, что государство  — та же семья, только большая.  Такая трактовка легко воспринималась  современниками, поскольку в то  время для мышления многих  китайцев было характерно представление  о государстве как о большой  семьи. Поскольку правила также  заключали в себе много традиционного  и привычного, то они должны  были легко заучиваться. Изучающих  и запоминающий правила должен  был как бы незаметно воспринять и заложенную в них идею естественного перехода возрастной градации в социальную — деление между пожилыми и молодыми, старшими и младшими, высшими и низшими.

 Идея покорности сверху  донизу — одна из основных  идей этики конфуцианства. Сюда  относятся покорность и почитание  родителей (сяо), подчинение младших  братьев старшему брату и уважение  младшими братьями старшего брата  (ди), подчинение подданных своему  правителю. Все это нашло отражение  в понятии “преданность” (чжун). Чтобы сгладить недовольство  низов господством наследственной  аристократии, Конфуций предлагал  господствующему классу больше  уделять внимания развитию земледелия, не нарушать сезонности земледельческих  работ, призывал облегчить бремя  поборов и повинностей.

Учение  о человеке

Учение Конфуция можно  разделить на три тесно взаимосвязанные  условные части, объединяемые идеей  центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и главное во всех трех учениях  – само Учение о человеке.

Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел  закономерность о том, что нравы  в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы:

1. Распущенные.

2. Сдержанные.

3. Глупцы.

Приводя примеры, характеризующие  поведение людей, принадлежащих  к определенной группе, доказал это  утверждение и попытался найти  причины данного явления, и, как  следствие, силы, движущие людьми в  процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы, Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: «Богатство и знатность – вот  к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в  достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность – вот  что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся». Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы, по мнению Конфуция, определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: «Я никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя». На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творений за аксиому.

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить  скрытую природу человека, то, что  движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:

1. Цзюнь-цзы (благородный муж) – занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.

2. Жэнь – обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.

3. Сло Жэнь (ничтожный человек) – в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: «Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах – о том, чтобы  видеть ясно, о том, чтобы слушать  четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости  помнить, о последствиях своего гнева, о необходимости помнить, о справедливости, когда есть возможность извлечь  пользу».

Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит  на второй план: «Благородный муж беспокоится  лишь о том, что не может постичь  Дао, его не волнует нищета». Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора: «жэнь» и «вэнь». Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как «благорасположенность». По мнению Конфуция, благородный человек  должен относится к людям очень  гуманно, ведь гуманность по отношению  друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им космогоническая схема  рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное  общество. Еще один вариант перевода – «человечность». Благородный человек  всегда правдив, не подстраивается под  других. «Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица».

Определить наличие в  человеке этого фактора очень  сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению «жэнь», человек может  лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или  нет, может также лишь он сам.

«Вэнь» – «культура», «литература». Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это  нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения  «вэнь»: «Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность – одна ученость». Конфуций понимал, что общество не может  состоять из одних «жэнь» – оно  потеряет жизнеспособность, не будет  развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних «вэнь» – прогресса  не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т.е. природные  качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность.

Как же узнать, определить принадлежность человека к определенной категории? В качестве индикатора здесь используется принцип «хэ» и противоположного ему «тун». Этот принцип можно  назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах.

«Благородный муж стремится  к хэ, но не стремится к тун, маленький  человек напротив, стремится к  тун, но не стремится к хэ».

Более полно характер этого  принципа можно уяснить из следующих  изречений Конфуция: «Благородный человек  вежлив, но не льстив. Маленький человек  льстив, но не вежлив».

Обладатель хэ – человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун – человек, обуреваемый льстивыми  намерениями.

Благородный муж стремится  к гармонии и согласию с другими  и с самим собой, ему чуждо  быть со своей компанией. Маленький  человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие.

Хэ – важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все то, что не могли  дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность  мышления, активность и т.д. Именно это  превращало его в важную, неотъемлемую часть теории управления государством.

В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности. Сло жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему  практически все отрицательные  человеческие свойства, он сделал Сло  Жэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.

Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао. Что это такое? Дао  – одна из основных категорий древнекитайской  философии и этико-политической мысли. Лучше всех это понятие  попытался раскрыть знаменитый русский  ученый-востоковед Алексеев: «Дао –  есть сущность, есть нечто статически абсолютное, есть центр круга, вечная точка вне познавания и измерений, нечто единственно правое и истинное... Оно – самопроизвольное естество Оно для мира вещей, поэта и наития есть Истинный Владыка... Небесный станок, лепящий формы... Высшая Гармония, Магнит, притягивающий не противящуюся ему человеческую душу. Таково Дао как высшая субстанция, инертный центр всех идей и всех вещей». Таким образом, Дао – предел человеческих стремлений, но достичь его, дано не каждому. Но Конфуций не считал, что достичь Дао невозможно. По его мнению, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний, если будут неуклонно следовать «установленному для них Дао». Сопоставляя Дао и человека, Конфуций подчеркивал, что человек – центр всего его учения.

Учение  об обществе

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов. Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло  распространение доносительства, тем  более на близких родственников - братьев, родителей. Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал  необходимость срочной выработки  каркаса, укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство.

Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о  старших, о родне. Конфуций считал, что  это должно было установить связь  между поколениями, обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями, а  значит, обеспечить и преемственность  традиций, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство  уважения и любви к людям, живущим  рядом. Общество, пропитанное таким  духом, очень сплочено, а значит и  способно к быстрому и эффективному развитию.

Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях  тогдашней китайской деревенской  общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего собственной страны. Знание – атрибут здорового общества.

Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий  поведенческий блок «ли» (в переводе с китайского – правило, ритуал, этикет). Этот блок прочно связывался им с жэнь. «Преодолеть себя, чтобы  вернуться к ли – жэнь». Благодаря  «ли» Конфуцию удалось связать воедино  общество и государство, соединив две  важные части своего учения.

Конфуций считал, что благополучное  материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности. Он говорил, что благородные  люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В  этом Конфуций видел одну из важнейших  составных частей здоровья общества.

В отношениях общества с  природой Конфуций также руководствовался заботами о людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано  рационально относится к природе.

Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения  общества и природы:

1. Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.

2. Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.

3. Бережное отношение, как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в целом.

Информация о работе Учения Конфуция