Учение Вернадского о биосфере и ноосфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:46, реферат

Описание работы

История науки знает немало великих имён, с которыми связаны фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук, однако в подавляющем большинстве случаев это - учёные, работавшие в одном направлении развития наших знаний.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Вернадский Владимир Иванович - жизнь и творчество 4
1.1 Семья, детские годы и учеба 5
1.2 Начало творческого пути 5
1.3 Общественное и научное признание 6
1.4 Революция и гражданская война 7
1.5 Затянувшаяся командировка и возвращение на Родину 7
1.6 Учение о биосфере и ноосфере 8
1.7 Облик ученого и человека 9
Глава 2 Научный взгляд В.И. Вернадского 11
2.1 Живое и косное вещество 11
2.2 Понятие биосферы. Начало и вечность жизни 13
2.3 Вернадский о переходе биосферы в ноосферу: прогноз и реальность 17
Заключение 23
Контрольные вопросы 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

СУРС 2.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный университет транспорта»

Кафедра философии, истории и политологии 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на  тему

«Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила                                                                               Проверил

студентка гуманитарно-                                                          преподаватель

экономического  факультета                                                   Елопов А.П.

группы ГБ-22

Курбакова А.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гомель  2011 
Содержание

Введение

     История науки знает немало великих имён, с которыми связаны фундаментальные  открытия в области естественных и общественных наук, однако в подавляющем большинстве случаев это - учёные, работавшие в одном направлении развития наших знаний. Значительно реже появлялись мыслители, которые охватывали своим мудрым взором всю совокупность знаний своей эпохи и на столетия определяли характер научного мировоззрения. Такими были Аристотель, влияние идей которого закончилось только в эпоху возрождения, Абу Али Ибн Сина, известный на средневековом Западе под именем Авиценны. В эпоху возрождения к этой когорте мыслителей правильнее всего отнести Леонардо да Винчи. В XVIII в. в России выделилась могучая фигура М.В. Ломоносова, который внёс крупный вклад в развитие астрономии, физики, химии, геологии, минералогии, был создателем нового русского языка, поэтом, мастером мозаики и своими трудами определил мировоззрение многих поколений.

     В ХХ в. такой же по значению величиной  в области естественных наук стал Владимир Иванович Вернадский. На его  принадлежность к своей сфере  могут претендовать и естествоиспытатели самых различных направлений, и приверженцы точного экспериментально проверяемого знания, и историки науки и человеческой мысли, и науковеды, и, конечно, философы-гуманисты, социологи. Он, несомненно, принадлежал к тем немногим в истории не только своего народа, но и человечества, кому было по силам охватить могучим умом целостность всей картины мира и стать провидцем.

 

Глава 1                                  Вернадский Владимир Иванович - жизнь и творчество

     

     Вернадский  Владимир Иванович (1863 - 1945) - российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле - геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Создатель многих научных школ. Академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1912; академик Российской АН с 1917), первый президент АН Украины (1919). Профессор Московского университета (в 1898-1911), ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества.

     Идеи  Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной  научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами.

     Учение  Вернадского о взаимоотношении  природы и общества оказало сильное  влияние на формирование современного экологического сознания.

     Он  развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса.

     Вернадский - один из лидеров земского либерального движения и партии кадетов (конституционалистов-демократов). Организатор и директор Радиевого  института (1922-39), Биогеохимическая лаборатория (с 1928; ныне Институт геохимии и аналитической химии РАН им. Вернадского). Государственная премия СССР (1943).

1.1 Семья, детские годы и учеба

     Вернадский  Владимир Иванович родился в дворянской семье. Отец Иван Васильевич Вернадский и мать Мария Николаевна Верднадская, урожденная Шигаева были известными экономистами и публицистами, в семье царила либеральная атмосфера идеалов шестидесятничества 19 в., никогда не забывали и об украинских корнях.

     В 1873-1880 Вернадский учился в гимназиях Харькова и Петербурга, в 1881-1885 — на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета. Большое влияние на него оказали профессора А.Н. Бекетов, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов. Его научным руководителем был В.В. Докучаев. Именно под его влиянием Вернадский занялся динамической минералогией и кристаллографией. В 1888 по материалам экспедиций, проведенных под руководством Докучаева, была написана первая самостоятельная научная работа Вернадского «О фосфоритах Смоленской губернии».

     Вернадский  занимал активную гражданскую позицию, участвовал в студенческих волнениях 1882, избирался в студенческие научно-общественные организации. Он вместе с Ф.Ф. и С.Ф. Ольденбургами, И.М. Гревсом, А.Н. Красновым, Д.И. Шаховским и др. создал кружок либеральной ориентации «Братство «Приютино»». Как и некоторые другие члены кружка, стремился к народному просвещению, сотрудничал в издательстве «Посредник», в Петербургском комитете грамотности.

     В 1886 Вернадский женился на Наталье Егоровне, дочери члена Государственного совета Е.П. Старицкого.

1.2 Начало творческого пути

     В 1885-1888 Вернадский — хранитель Минералогического  кабинета Петербургского университета; в 1888-1891 в лучших лабораториях Италии, Германии, Франции и Великобритании он готовит диссертацию «О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах». В 1890-1898 Вернадский — приват-доцент Московского университета; защищает докторскую диссертацию «Явление скольжения кристаллического вещества».

     Вернадский превратил разрозненные коллекции Минералогического кабинета Московского университета в ценнейшее музейное собрание, а сам кабинет — в подлинный научно-исследовательской институт, в котором возникает знаменитая школа Вернадского. Он совершает многочисленные геологические и почвоведческие экскурсии по России, Европе, в крупнейших музеях мира изучает геологические, палеонтологические, минералогические и метеоритные коллекции, участвует в Международных конгрессах.

     Активно участвует в общественно-политической деятельности: земский гласный Моршанского уезда Тамбовской губернии; в 1891 вместе с Л.Н. Толстым и газетой «Русские ведомости» создает широкую общественную организацию помощи голодающим.

1.3 Общественное и научное признание

     С начала 20 в. Вернадский занимает видное место в научном сообществе и политической жизни России. Он поддерживал активные научные и личные связи с учеными всего мира, вплоть до Японии.

     В 1898-1911 — профессор Московского  университета, помощник ректора в  этом же университете, один из создателей и преподавателей Московского университета им. Шанявского.

     В 1906 Вернадского избирают адъюнктом  Императорской Академии наук и назначают  заведующим минералогическим отделом  Геологического музея  им. Петра Великого, в 1908 он избран экстраординарным академиком, в 1912— ординарным академиком, в 1914 — директором Минералогического и Геологического музея АН, в 1915 — председателем Комиссии по изучению производительных сил России (КЕПС), созданной во многом по его инициативе. Из КЕПС впоследствии образовались институты: керамический, радиевый, оптический, физико-химический, платины и др.

     В 1903 выходит в свет монография Вернадского: «Основы кристаллографии», а в 1908 начинается выход в свет отдельными выпусками «Опытов описательной минералогии».

     В 1907 Вернадский начинает исследования радиоактивных минералов в России, в 1910 — создает и возглавляет Радиевую комиссию Академии наук. Работа в КЕПС стимулировала развертывание систематических исследований Вернадского по проблемам биогеохимии, учении о живом веществе и биосфере. В 1916 он приступает к разработке основных принципов биогеохимии, изучению химического состава организмов и их роли в миграции атомов в геологических оболочках Земли.

     В 1902 Вернадский начинает чтение курса  лекций по истории российской науки. С тех пор историко-научная проблематика стала неотъемлемой частью его научного творчества. Опубликованный в 1902 историко-научный очерк «О научном мировоззрении» не раз переиздавался. Перу Вернадского принадлежат «Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии», «Академия наук в первое столетие своей истории», очерки истории кристаллографии и почвоведения, статьи о выдающихся русских и зарубежных ученых.

     В предреволюционные годы Вернадский активно участвовал в земском  движении, в создании журнала «Освобождение », образовавшемся вокруг него «Союзе освобождения », а в 1905 в организации Академического союза. Он один из учредителей и член ЦК партии кадетов, активный сторонник аграрной реформы и отмены смертной казни. В 1906 и 1915 Вернадский избирался членом Государственного совета от Академической курии.

1.4 Революция и гражданская война

     После Февральской революции Вернадский — председатель Ученого комитета Министерства земледелия, председатель Комиссии по ученым учреждениям и  научным предприятиям, товарищ министра народного просвещения. Он активно участвовал в организации Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук, в разработке планов создания университетов, научно-исследовательских институтов и академий. После Октябрьской революции Вернадский вошел в состав Малого совета министров, объявившего Советское правительство незаконным. Скрываясь от ареста, Вернадский уехал на юг России, где пережил все ужасы многократной смены властей.

     В годы Гражданской войны Вернадский был президентом созданной им совместно с Н.П. Василенко Украинской АН (1919), ректором Таврического университета. Вернувшись в 1921 в Петроград, где он был арестован на короткое время, Вернадский занимается созданием Радиевого института и его руководством, Комиссией по истории знаний. Он вел интенсивные биогеохимические исследования и готовил большую рукопись «Живое вещество», изданную только в 1978, публиковал книжечки «Химический состав живого вещества» (1922) и «Начало и вечность жизни» (1922).

1.5 Затянувшаяся командировка и возвращение на Родину

     В 1920-30-е годы были написаны главные  труды Вернадского в области  биогеохимии и учения о биосфере, философии и истории науки. В 1922-1926 Вернадский находился за границей, где читал курс лекций в Сорбонне, работал в Минералогической лаборатории Музея естественной истории и Радиевом институте им. Пьера Кюри. Он старался найти средства для организации Международного института по изучению живого вещества и в 1924 опубликовал на французском языке «Очерки геохимии», в которых впервые изложил свои биогеохимические воззрения в виде монографии. В 1926 Вернадский возвращается в Советскую Россию, в том же году публикует знаменитую книгу «Биосфера», создает Биогеохимическую лабораторию (1928). В возглавляемом им Радиевом институте в 1938 начал работать первый в нашей стране циклотрон. Он был одним из инициаторов развертывания работ по интенсивному изучению атомного ядра с целью использования энергии радиоактивного распада.

     Вернадский  внес существенный вклад в минералогию  и кристаллографию. В 1888-1897 он разработал концепцию структуры силикатов, выдвинул теорию каолинового ядра, уточнил классификацию кремнеземистых соединений и изучил скольжение кристаллического вещества, прежде всего явление сдвига в кристаллах каменной соли и кальцита.

     В 1890-1911 разработал генетическую минералогию, установил связь между формой кристаллизации минерала, его химическим составом, генезисом и условиями  образования.

     В эти же годы Вернадский сформулировал  основные идеи и проблемы геохимии, в рамках которой им были проведены первые систематические исследования закономерностей строения и состава атмосферы, гидросферы, литосферы. С 1907 Вернадский ведет геологические исследования радиоактивных элементов, положив начало радиогеологии.

     В 1916-1940 сформулировал главные принципы и проблемы биогеохимии, создал учение о биосфере и ее эволюции. Вернадский поставил задачу количественного изучения элементного состав живого вещества и выполняемых им геохимических функций, роли отдельных видов в превращении энергии в биосфере, в геохимических миграциях элементов, в литогенезе и минералогенезе. Им были схематично очерчены главные тенденции в эволюции биосферы: экспансия жизни на поверхности Земли и усиление ее преобразующего влияния на абиотическую среду; возрастание масштабов и интенсивности биогенных миграций атомов, появление качественно новых геохимических функций живого вещества, завоевание жизнью новых минеральных и энергетических ресурсов; переход биосферы в ноосферу.

Информация о работе Учение Вернадского о биосфере и ноосфере