Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:52, реферат
Центром того, что Платон создал в области науки, он сам всегда называл свое учение об идеях. Многие исследователи также склоняются к тому, что данное учение – своеобразное «ядро» всей философии Платона. Первоначально представляя собой логическую теорию, оно обратилось в мировоззрение и общий принцип философской науки. Вместе с тем, идеалистическая диалектика Платона не изолирована и не оторвана от остальных учений великого философа, а наоборот, являясь в принципе их основой, она гармонирует и дополняет все стороны платоновской философии.
Введение 2
Глава 1. Мотивы и предпосылки возникновения 4
учения об идеях 4
Глава 2. «Мир идей» и «мир вещей» 5
Глава 3. Теория познания Платона 8
Глава 4. Телеологический порядок 10
в мире идей Платона: идея блага 10
Заключение 11
Список использованной литературы 11
С мифом о природе души у Платона связано и его понимание знания. Даже под бременем тела на Земле, вдали от занебесной области, душа хранит истинное знание. Это – воспоминание о нечувственном бытии, которое она созерцала до вселения на Землю и до своего заключения в тело и обладает им независимо от всяких актов восприятия. Этот мотив характерен для теории познания Платона, по которой всякое знание, выражающееся в понятиях, есть воспоминание.
Для психологического объяснения этой доктрины Платон пользуется законом ассоциации по сходству. Познающее сознание, получая восприятия, припоминает некоторое понятие, сходное с ними, служащее их прототипом. Для этого необходимо, чтобы такое первообразное понятие существовало в душе, еще до напомнивших о нем восприятий, хотя бы как несознаваемое. Подобное скрытое существование возможно только в силу того, что идея была познана душой прежде, чем для души, благодаря ее слиянию с телом, сделались возможными восприятия, и что теперь, на основании данного закона, по поводу восприятий в сознании воспроизводится сходная с ними идея.
Это учение Платон развивает в «Федоне», используя идею сходства. Когда вещи называют «сходными», то они в действительности никогда не бывают совершенно сходны; для того, чтобы их назвать сходными, следовало раньше различать их каким-либо образом, т.е. находить несходными. Если же к ним все-таки применяется понятие сходства, то это понятие мы получаем не из них, а должны были принести с собой в мир, т.е. должны были обладать им раньше и с самого начала. Относительно же сходные вещи только «напоминают» нам абсолютную идею сходства.
Всякое знание, выражаемое в понятиях, есть воспоминание; как первоначальное, до всякого восприятия приобретенное достояние души, оно возвращается в сознание, как только идея вызвана сходными с ней восприятиями.
Область идей представляет, по Платону, систему, подобную пирамиде: на вершине пирамиды, превыше истины и знания, по силе и достоинству - выше пределов сущности – пребывает идея блага. Ум, возвышающийся в познании до идей, едва ли может только коснуться ее. Идея блага по своей природе выходит за пределы одного лишь познания; он сообщает предметам не только способность быть познаваемыми, но и способность существовать и получать от нее сущность. Она есть источник всякого бытия и всякого знания.
Учение об идее блага сообщает учению Платона о бытии и о мире характер телеологического учения, т.е. учения о целесообразной направленности всех явлений и процессов мира. Благо является не только верховной причиной бытия, но и целью. Идея блага, или добра, не имеет никакого другого содержания. Если начинать исследование (как это было сделано в «Филебе») с разбора волевой стороны человеческой жизни, то эта идея окажется жизненной целью; но все, что при этом можно обозначить как ее содержание, есть лишь какое-нибудь определенное, частное благо, существующее наряду с другими благами. Понятие самого добра сводится, таким образом, к понятию абсолютной цели, т.е. по существу, является формальным определением.
Только в такой общей форме можно рассматривать идею добра как силу, определяющую мир возникновения. Это – понятие мировой цели, которая мыслится как причина всего совершающегося. Содержание «добра» здесь уже не может быть определено, т.к. это не какая-нибудь частная цель, а единая и всеохватывающая совокупность всех целей.
Платон так сильно подчеркивает это отношение, что у него весь мир идей сливается в идее добра. Таким образом, последняя становится единством, которое приравнивается всей «сущности» и потому может быть просто обозначено как «причина». Мировая цель мыслится как система целей, образующих в отдельности частные идеи, и в качестве такой общей совокупности «сущность» есть причина возникновения.
Платон обозначил добро как единое, или как единицу, из которой возникает сначала высшая множественность идей, а затем – низшая множественность чувственных вещей.
В истории философии Платон признается одним из величайших мыслителей древности. Несмотря на то, что философское наследие Платона является предметом изучения и толкования на протяжении более двух тысячелетий, оно до сих пор привлекает внимание исследователей-платоноведов своей неповторимостью и глубиной.
Наиболее значительное достижение Платона – это создание одной из фундаментальных философских систем – философского идеализма. Идеалистическая линия развития философии признает Платона своим родоначальником.
Философская система Платона представляет собой всеобъемлющее учение о мире и человеке, вырастающее из проблем земного и внеземного существования бессмертной человеческой души. В ее бессмертии находит объяснение способность души постигать точное, прекрасное и вечное, имея в опыте только неопределенное, несовершенное и преходящее. Из платоновской философии в культурный обиход человечества вошло понимание идеи как идеала, который представляет собой ключ бытия и познания.
Идеализм Платона – идеализирующее учение. Прежде всего Платон идеализирует познавательную деятельность человека. По мнению Платона, главное в познании – усмотрение перспективы движения к совершенству. Сущность человека, согласно учению об идеях, заключается в безостановочном устремлении к познанию совершенства бытия, своего собственного совершенства и своего идеала, и тем самым к самоусовершенствованию. Гносеологическое учение Платона, пронизанное высоким духом воспитания, самовоспитания и повышенных требований к действительности мира и души, нашло высокую оценку у потомков и было усвоено в основных своих моментах последующим развитием философии.
2
[1] «Федр» 247 С
[2] «Тимей» 25 В
[3] Там же, 52 С