Учение Платона о государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Тот, кто даже очень мало знает о философии, тем не менее, слышал имя Платона, выдающегося мыслителя античности. Интерес к его творчеству, не ослабевает, может быть, даже усиливается в наше время, потому что, мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.
Платон(427-347 гг. до н. э.) – жил в Древней Греции, то есть там и тогда, когда занятие философией считалось делом уважаемым и даже почетным. Пожалуй, нигде, эта своеобразная каста людей не занимала такого положения в обществе, нигде и никогда к ним так не прислушивались, как в Древней Греции. Сам Платон, в своем самом известном сочинении «Государство» выделяет философов в особую группу, на которую практически не распространяются законы, по которым живет остальное общество.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Платон жизнь и творчество.....………………………………............................4
2. Учения о формах государственного управления………………………….....8
3 .Концепция идеального политического устройства в диалоге Платона «Государство»……………………………………………………………………10
3.1 Характеристика сословий…………………………………………………...10
3.2 Учение о совершенных и несовершенных формах государства………….21
Заключение ………………………………………………………………………29
Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

философия реф.docx

— 61.88 Кб (Скачать)

 — бедняки  рабочие, постоянно враждующие  под влиянием первого класса  со вторым, которых Платон уподобляет  рабочим пчелам. В демократии, по  Платону, из-за господства присущих  толпе ложных мнений происходит  потеря нравственных ориентиров  и переоценка ценностей: «наглость  они будут называть просвещенностью,  разнузданность — свободою, распутство  — великолепием, бесстыдство —  мужеством.

 Платон правдиво  и красочно описывает демократический  строй:

 «Здесь господствует  уже неограниченная свобода. Каждый  считает себя все позволенным;  в государстве водворяется полная  безурядица.

 Сдержанные  прежде страсти и желания выступают  во всей своей необузданности: наглость, анархия, распутство, бесстыдство  владычествуют в обществе. В правление  возводятся люди, которые льстят  толпе; исчезает уважение к  власти и закону; дети равняют  себя родителям, ученики наставникам,  рабы господам. Наконец. Самый  избыток свободы подрывает ее  основы, ибо одна крайность вызывает  другую. Народ преследует всякого,  кто возвышается над толпою  богатством, знатностью или способностями.  Отсюда новые, беспрерывные раздоры.  Богатые составляют заговоры, чтобы  защитить свое достояние, а  народ ищет себе вождя. Последний  мало-помалу забирает в свои  руки; он окружает себя наемными  телохранителями и, наконец, уничтожает  все народные права и становится  тираном . 

 Демократия  опьяняется свободой в неразбавленном  виде и из нее вырастает  ее продолжение и противоположность  — тирания . Чрезмерная свобода  обращается в чрезмерное рабство;  это власть одного над всеми  в обществе. Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как вырождение предшествующей ей демократической формы правления. Тиран добивается власти как «ставленник народа» . В первые дни и в первое время он «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и претворяется милостивым и кротким в отношении ко всем . Он ищет опоры в рабах и в людях самого низкого свойства, потому что лишь в себе подобных он находит преданность. «Тирания — наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей — потенциальных противников, постоянное инспирирование нужды в предводителе (войны, нехватка и т.п.), подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищение» государства от всех тех, кто мужествен, великодушен, разумен или богат. Таковым является далеко не полный перечень злодеяний тирании, приводимый в конце восьмой книги «Государства», где содержится критика Платоном тиранического правления, которая, по мнению В.С. Нерсесянц, является «возможно, самая выразительная во всей мировой литературе».

 Для людей,  живущих в условиях порочного  государственного строя, характерны, по мнению Платона, ошибочный  выбор ценностей, ненасытное стремление  к ложно понятому и неверно  осуществляемому благу (в тимократии  — безудержная страсть к военным  успехам, в олигархии — к  богатству, в демократии - к безграничной  свободе, в тирании — к чрезмерному  рабству). Именно это, согласно  Платону, и губит данный строй.  Таким образом, каждая форма  государства гибнет из-за внутренних  противоречий, присущих ее собственному  принципу, и злоупотреблений последним.

 Выход из  порочных состояний общества  Платон видит в возврате к  изначальному строю — правлению  мудрых.

 Можно полностью  согласиться с В.Н. Сафоновым,  делающим следующие выводы из  диалога Платона «Государство»:

1. Государство  у Платона стоит над гражданином  и именно так он понимает  справедливость, то есть то, что  хорошо для государства, то  хорошо и для гражданина. 

2. Чрезмерная  свобода в государстве так  же опасна, как и чрезмерное  подчинение граждан одному правителю.  Первое ведет к анархии, а  второе — к тирании, причем  анархия чревата тиранией, так  как всякая крайность оборачивается  своей противоположностью.

3. Очень важно,  чтобы в государстве было единство, которое

 Платон понимал  трояко:

а) закону подчиняются  все без исключения граждане; б)

 не должно  быть контраста между самыми  бедными и самыми богатыми;

 в) нельзя  допускать разногласий между  теми, кто осуществляет управление  государством.

4. Сословная  (кастовая) структура общества лучше  всего соответствует интересам  государства и граждан, так  как всем гарантирует порядок,  достаток, безопасность и процветание.

5. Двум высшим  сословиям — правителям и воинам  — запрещается иметь любую  частную собственность, чтобы  они все свои силы и время  отдавали служению государству,  которое обеспечивает их всем  необходимым.

6. Платон был  за полное равноправие женщин  и за общественное воспитание  детей.

7. Платоновская  демократия — это не иное, как  анархия; недостатки олигархии,  замеченные Платоном, актуальны  до сих пор, лучшие формы  правления — это монархия и  аристократия, а самая худшая  — это тирания.

8. Исходными  формами правления, из которых  произошли все другие, являются  монархия и демократия, элементы  которых должны присутствовать  в каждом государстве.

 Субъектом  свободы и высшего совершенства  оказывается у Платона не отдельная  личность и даже не класс,  а все общество, все государство  в целом. Платон приносит в  жертву своему государству человека, его счастье, его свободу и  моральное совершенство. И прав  был Гегель, указав, что в «Государстве»  Платона «все стороны, в которых  утверждает себя единичность  как таковая, растворяются во  всеобщем, — все признаются лишь  как всеобщие люди».

 Начертанный  проект наилучшей организации  государства и общества философ  считает осуществимым только  для греков: для других народов  он неприменим в силу их  будто бы полной неспособности  к устройству разумного общественного  порядка. Более того, с течением  времени Платон и сам охладевает  к своей модели идеального  государства после неудачной  попытки реализовать ее на  практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Платона можно  считать одним из первых древнегреческих  философов, который в систематической  форме представил свое понимание государства.

В диалоге Платона  «Государство» причина возникновения  государства — наличие социальных потребностей индивидов друг в друге.

Свобода личности подавляется государством: государство  стоит над гражданином и то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина.

Общество делится  на три сословия: правителей-философов, стражей-воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два сословия являются высшими, последние — низшим.

Жизнь и быт  стражей построены на коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т.д.

Женщины и мужчины  уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у  мужчин определяет социально-политическое место женщины в структуре  общественной жизни. Это положение  было очень «смелым» в эпоху Платона  и актуально до сих пор.

Членам третьего сословия разрешается иметь частную  собственность и семью, но лишь с  целью обеспечения первых двух сословий всем им необходимым.

Платон предупреждает  об опасности излишней свободы и  чрезмерного рабства в государстве. «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для  государства обращается не во что  иное, как в чрезмерное рабство». Но также вредна и другая крайность — чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода, преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере — это величайшее благо». Эти мысли Платона в последующие века повторялись много раз, варьируясь на разные лады и актуальны сейчас.

Устройство совершенного государства в «Государстве»  Платона возможно в виде монархии или аристократии. К отрицательному типу общественного устройства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию, в порядке их порчи и очередности перехода от одного к другому.

Платон был  первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса  политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его  творческого гения. В арсенал  последующей истории политических учений вошли многие его теоретические  конструкции, как гносеологические ценные, так и иллюзорные. Различна и социально-политическая и идеологическая направленность их использования. Без  критического осмысления всего этого  невозможны не только сколько-нибудь глубокая ориентация в истории политических учений и современной теории политики, государства, но также и верный подход к политической практике. «Применительно к такому масштабному автору, как  Платон, негативное в творческом наследии оказывается не менее поучительным, чем позитивное. Платон всегда актуален в том высоком смысле, в каком  актуален духовный опыт прошлого.

Платон —  великое явление, как деятель  — философ, ученый, писатель он принадлежит  всему человечеству. Платон — один из учителей человечества 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. С. Н. Трубецкой «Курс истории древней философии»
  2. Философия: Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003г.
  3. .http://www.referat.ru/referats/view/6575
  4. http://www.roman.by
  5. http://www.intencia.ru
  6. http://www.kursach.com

Информация о работе Учение Платона о государстве