Учение о свободе Б. Спинозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 03:54, доклад

Описание работы

Сложность человеческого организма является результатом деялельности
человеческой души, которая, согласно Спинозе не какая-то особая отличная от
тела сущность, а совокупность мыслительных способностей человека.
Человеческая душа - лишь один из модусов атрибута мышления, частица
"бесконечного разума Бога".

Работа содержит 1 файл

Учение о свободе Спинозы.doc

— 29.00 Кб (Скачать)

II. УЧЕНИЕ Б.  СПИНОЗЫ О ДУШЕ 

Сложность человеческого  организма является результатом  деялельности

человеческой  души, которая, согласно Спинозе не какая-то особая отличная от

тела сущность, а совокупность мыслительных способностей человека.

Человеческая  душа - лишь один из модусов атрибута мышления, частица

"бесконечного  разума Бога".

Учитывая низкий уровень биологических и психофизических  знаний XVII

века, философ  очень осторожно подходит к взаимоотношениям души и тела.

Деятельность  души он ставит в зависимость от состояния тела. Действия

внешних обьектов на человеческую душу приводит к тому, что она ". . .

воспринимает  вместе с природой своего тела и  природу многих других тел, то

есть познает  их. . . ".

В своем учении Спиноза критикует, так называемые, "родовые понятия",

которые составляют источник ложных представлений о  мире. Он критикует

ошибочные стремления представить субстанцию с точки  зрения определения

длительности, меры, делимости и так далее. Спиноза  так же считал ложной

склонность людей  приписывать природе какие-либо цели.

Спиноза считал ложным и представления людей  о свободе человеческой

воли. Согласно его учению, нельзя говорить по отношению  к человеку о

наличии у него свободной воли как какой-то независимой  от тела способности

души. По мнению философа ". . . не столько душа влияет на тело, сколько

тело на душу. . . ". Спиноза вообще отрицает волю как особую

самостоятельную способность человеческой души. Воля, с его точки зрения,

состоит из отдельных  желаний человека, которые вызванны определенными

причинами. По учению Спинозы ". . . воля и разум - это  одно и то же. . . ". 

Спиноза различал несколько видов познания. Чувственное  познание он

считает не достоверным (неадекватным). Правильным же он считает  метод,

основывающийся  на способности души к адекватному познанию. Возможность

этого познания связанна с тем, что всем вещам  как в целом, так и в

отдельных их частях присуще нечто общее. Это общее  имеет свое соответствие

в человеческой душе в виде адекватных идей, которые  Спиноза называет

"общими понятиями". Они лежат в основе рассудочного познания - познания

второго рода. Разум  не исчерпывается только рассудочным  познанием, а

заключает в  себе и третий, высший род познания - интуицию. По Спинозе,

интелектуальная интуиция - это высшее проявление рациональных способностей

человека. Она  основывается на высшем способе восприятия, при котором ". . .

вещь воспринимается единственно через ее сущность или  через познание ее

ближайшей причины. . . ".

Разуму свойственен  правильный взгляд на мир, постижение вещей в их

"первых причинах". Лишь воображению, основанному  на чувственном познании,

вещи представляются случайными, тогда как разум способен постигнуть

истинную длительность каждой отдельной вещи, так как  он рассматривает вещи

в их связи, стремиться постигнуть их всеобщую связь и взаимозависимость. И

когда это происходит, отдельные вещи перестают восприниматься как

неопределенно длящиеся, и существование начинает мыслиться адекватно. Тогда

неопределенная  длительность этого существования  превращается в определенную

и из случайных  вещи становятся необходимыми. Адекватное понимание вещей

есть постижение их как модусов - необходимых проявлений единой и вечной

субстанции. В  этом заключается учения Спиноза  о познании.

Учение Спинозы  о душе и познании неразрывно связано  с его учением об

аффектах. Аффектом Спиноза называл как состояние  человеческой души,

имеющейсмутные  и ясные идеи, так и, связанное  с этим, сотояние

человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три:

удовольствие  или радость, неудовольствие или печаль, и желание. В

действительности  существует бесчисленное множество  аффектов, но все они,

согласно учению Спинозы, относится к этим трем видам.

Спиноза не ставил знак равенства между аффектом и  страстью. Любая страсть -

это аффект, но не всякий аффект является страстью. Страстью он называл лишь

пассивные аффекты, которые связанны со смутными неадекватными  идеями.

Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза  называл

рабством. Свободой же он называл господство над своими аффектами, которое

достигается путем их познания. Таким образом, согласно Спинозе, путь к

свободе лежит  через познание самого себя. Свободу  он противопоставляет не

необходимости, а принуждению или насилию.     Познание аффектов не

избавляет человека от них, но приводит их в соответствие с законами нашего

разума и, тем  самым, уменьшает их действие на человека.

Свобода, достигаемая  деятельностью сознания, противоречива  по своей

сути. Первая ступень  к свободе, по мнению Спинозы, состоит  в том, что

человек приводит свои идеи в соответствие с порядком и связью вещей. Затем,

когда человек  добивается совпадения своих идей с  порядком всей природы он

получает возможность  привести состояние своего тела в  соответствие с

порядком своих  идей. Так человек достигает господства над своими аффектами,

то есть гармонии. В этом заключается учение Спинозы  о свободе.

Информация о работе Учение о свободе Б. Спинозы