Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 03:54, доклад
Сложность человеческого организма является результатом деялельности
человеческой души, которая, согласно Спинозе не какая-то особая отличная от
тела сущность, а совокупность мыслительных способностей человека.
Человеческая душа - лишь один из модусов атрибута мышления, частица
"бесконечного разума Бога".
II. УЧЕНИЕ Б.
СПИНОЗЫ О ДУШЕ
Сложность человеческого организма является результатом деялельности
человеческой души, которая, согласно Спинозе не какая-то особая отличная от
тела сущность, а совокупность мыслительных способностей человека.
Человеческая душа - лишь один из модусов атрибута мышления, частица
"бесконечного разума Бога".
Учитывая низкий
уровень биологических и
века, философ очень осторожно подходит к взаимоотношениям души и тела.
Деятельность души он ставит в зависимость от состояния тела. Действия
внешних обьектов на человеческую душу приводит к тому, что она ". . .
воспринимает вместе с природой своего тела и природу многих других тел, то
есть познает их. . . ".
В своем учении Спиноза критикует, так называемые, "родовые понятия",
которые составляют источник ложных представлений о мире. Он критикует
ошибочные стремления представить субстанцию с точки зрения определения
длительности, меры, делимости и так далее. Спиноза так же считал ложной
склонность людей приписывать природе какие-либо цели.
Спиноза считал ложным и представления людей о свободе человеческой
воли. Согласно его учению, нельзя говорить по отношению к человеку о
наличии у него свободной воли как какой-то независимой от тела способности
души. По мнению философа ". . . не столько душа влияет на тело, сколько
тело на душу. . . ". Спиноза вообще отрицает волю как особую
самостоятельную способность человеческой души. Воля, с его точки зрения,
состоит из отдельных желаний человека, которые вызванны определенными
причинами. По учению
Спинозы ". . . воля и разум - это
одно и то же. . . ".
Спиноза различал несколько видов познания. Чувственное познание он
считает не достоверным (неадекватным). Правильным же он считает метод,
основывающийся на способности души к адекватному познанию. Возможность
этого познания связанна с тем, что всем вещам как в целом, так и в
отдельных их частях присуще нечто общее. Это общее имеет свое соответствие
в человеческой душе в виде адекватных идей, которые Спиноза называет
"общими понятиями". Они лежат в основе рассудочного познания - познания
второго рода. Разум не исчерпывается только рассудочным познанием, а
заключает в себе и третий, высший род познания - интуицию. По Спинозе,
интелектуальная интуиция - это высшее проявление рациональных способностей
человека. Она основывается на высшем способе восприятия, при котором ". . .
вещь воспринимается единственно через ее сущность или через познание ее
ближайшей причины. . . ".
Разуму свойственен правильный взгляд на мир, постижение вещей в их
"первых причинах". Лишь воображению, основанному на чувственном познании,
вещи представляются случайными, тогда как разум способен постигнуть
истинную длительность каждой отдельной вещи, так как он рассматривает вещи
в их связи, стремиться постигнуть их всеобщую связь и взаимозависимость. И
когда это происходит, отдельные вещи перестают восприниматься как
неопределенно длящиеся, и существование начинает мыслиться адекватно. Тогда
неопределенная длительность этого существования превращается в определенную
и из случайных вещи становятся необходимыми. Адекватное понимание вещей
есть постижение их как модусов - необходимых проявлений единой и вечной
субстанции. В этом заключается учения Спиноза о познании.
Учение Спинозы о душе и познании неразрывно связано с его учением об
аффектах. Аффектом Спиноза называл как состояние человеческой души,
имеющейсмутные и ясные идеи, так и, связанное с этим, сотояние
человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три:
удовольствие или радость, неудовольствие или печаль, и желание. В
действительности существует бесчисленное множество аффектов, но все они,
согласно учению Спинозы, относится к этим трем видам.
Спиноза не ставил знак равенства между аффектом и страстью. Любая страсть -
это аффект, но не всякий аффект является страстью. Страстью он называл лишь
пассивные аффекты, которые связанны со смутными неадекватными идеями.
Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза называл
рабством. Свободой же он называл господство над своими аффектами, которое
достигается путем их познания. Таким образом, согласно Спинозе, путь к
свободе лежит через познание самого себя. Свободу он противопоставляет не
необходимости, а принуждению или насилию. Познание аффектов не
избавляет человека от них, но приводит их в соответствие с законами нашего
разума и, тем самым, уменьшает их действие на человека.
Свобода, достигаемая деятельностью сознания, противоречива по своей
сути. Первая ступень к свободе, по мнению Спинозы, состоит в том, что
человек приводит свои идеи в соответствие с порядком и связью вещей. Затем,
когда человек добивается совпадения своих идей с порядком всей природы он
получает возможность привести состояние своего тела в соответствие с
порядком своих
идей. Так человек достигает
то есть гармонии. В этом заключается учение Спинозы о свободе.