Учение о диалектике

Автор: b*************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.

Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектико-научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.
Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики.

Содержание

Введение………………………………………………………………. … ….3 стр.
1. Диалектика как учение о саморазвитии мира…………………………….. 4 стр.
2. Законы и категории диалектики. ………………………………..………. 10 стр.
Заключение………………………………………………………….…..……..19 стр.
Список использованной литературы…………………………...…….……...20 стр.

Работа содержит 1 файл

для закачки учение о диалектике.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

    Сущность  и явление - различные стороны  действительности, они связаны друг с другом в едином предмете, определенной области реального мира. Сущность обнаруживает себя в явлениях, а  явления отражают сущность. Отношение  сущности и явления есть закон: если явление существует, то оно обусловлено некоторой сущностью; и наоборот, если имеется некоторая сущность, она обязательно должна явиться.

    Сущность  выражается во множестве ее внешних  проявлений. Вместе с тем в явлениях сущность может не только выражаться, но и маскироваться. В процессе чувственного познания мы нередко сталкиваемся с тем, что явления кажутся нам не таковыми, каковы они есть на самом деле. Это - видимость или кажимость. Но видимость не есть порождение нашего сознания. Она возникает в результате воздействия на субъект реальных отношений в объективных условиях наблюдения. Сторонники геоцентризма принимали видимое неподвижное состояние Земли за действительное. Явление может искажать сущность.

    Постижение  вещей, предметов и событий в их сущности - основная задача науки. Если бы они совпадали друг с другом, то всякая наука была бы излишня.

Важное  значение для осмысления процессов  развития предметов и явлений  имеют категории содержания и  формы. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Так содержание современной эпохи можно определить как становление информационного общества, формой которого является антропогенная цивилизация.

    Форма и содержание представляют собой  определенное отношение не только различных, но и противоположных моментов объекта. При этом само разделение объекта на форму и содержание существует только в рамках их неразрывного единства, а их единство существует лишь как внутренне расчлененное. Между содержанием и формой нет непроходимой пропасти. Они могут переходить друг в друга. Так, мысль есть идеальная форма отражения действительности и вместе с тем составляет содержание нервно-физиологических процессов. Форма и содержание в каждом конкретном объекте неотделимы друг от друга. Ведущей стороной в их единстве является содержание. Единство формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную роль формы по отношению к содержанию. Относительная самостоятельность формы проявляется в том, что она может несколько отставать от развития содержания, что ведет к несоответствию одного другому. В этом случае между формой и содержанием созревает противоречие, которое обостряется. Наступает необходимость замены старой формы новой, соответствующей содержанию.

    Современная диалектика содержит в себе и другие принципы. Нет строгого для всех обязательного перечня принципов диалектики, нет именно потому, что принцип - это не столько четко фиксированное понятие, сколько сам способ рассмотрения и понимания предметов и явлений объективного мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Мы  выполнили все задачи исследования, а именно- рассмотрели подробнее учение о диалектике, её законы и категории.

   Диалектическое  мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей.

      По  Гегелю, Д.— своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства пред- мета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929, с.70 — 71). Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Д. — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция Д. у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод Д. раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

      Открытые  Гегелем и мистифицированные  им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что “…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…” (Ф.Энгельс,   “Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).

Список  литературы  

  1. Введение  в философию. Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ ред. И.Т. Фролова. –  М., 1989. Ч.2. С.96-136.
 
  1. Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929, с.70 — 71
 
  1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М., 1997.
 
  1. Современный философский словарь/ Под общ. ред.В.Е.Кеме-рова.–  М., 1996.
 
  1. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для сузов. – М., 1999. – С.285-335.
 
  1. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
 
  1. Философия. Учеб. пособ. для вузов. Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.130-133.
 
  1. Ф.Энгельс,  “Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11.

Информация о работе Учение о диалектике