Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:42, творческая работа
Ма́ртин Ха́йдеггер - немецкий философ, создавший учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания.
Родился 26 сентября 1889г. в небогатой католической семье. Он прошел обучение в гимназиях в Констанце и Фрайбурге. Осенью 1909 года Хайдеггер собирается принять постриг в иезуитском монастыре, но болезнь сердца меняет его путь.
Московский государственный университет
Экономики статистики и информатики
кафедра философии и гуманитарных наук
ЭССЕ
По философии на тему «Учение о бытии М. Хайдеггера»
Москва, 2012
Ма́ртин Ха́йдеггер - немецкий философ, создавший учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания.
Родился 26 сентября 1889г. в небогатой католической семье. Он прошел обучение в гимназиях в Констанце и Фрайбурге. Осенью 1909 года Хайдеггер собирается принять постриг в иезуитском монастыре, но болезнь сердца меняет его путь.
В 1909 году поступает на теологический факультет Фрайбургского университета, затем переходит на философский факультет и заканчивает его в 1915 году. После этого работает приват-доцентом на теологическом факультете Фрайбургского университета, где читает курс «Основные линии античной и схоластической философии». Однако независимость позиции мыслителя противопоставили его католическим теологам и вызвали охлаждение интереса к христианской философии. Освобождение от влияния католической теологии способствовало переезду Мартина Хайдеггера в Марбургский университет. За годы работы в Марбурге Хайдеггер получает широкую известность.
21 апреля 1933 года, после прихода нацистов к власти, Хайдеггер на год становится ректором Фрайбургского университета, а 1 мая того же года вступает в НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), принимает участие в политической деятельности. Он произносит речи, направленные на интеграцию университета в нацистское государство и активно пользуется нацистской риторикой. Остаётся членом НСДАП до самого окончания Второй мировой войны. В апреле 1945 года Хайдеггер оказывается на оккупированной французами территории и становится жертвой денацификации. Происходит суд, который подтверждает сознательную поддержку мыслителем нацистского режима, что приводит к отстранению его от преподавания до 1951 года.
Хайдеггер считает, что вопрос о
бытии, который, по его утверждению,
является основным философским вопросом,
оказался забыт во всей истории западной
философии, начиная ещё с Платона.
Бытие трактовалось неправильно, так
как не имело чисто «человеческого»
измерения. Уже у Платона мир
идей в своей объективности
Целью Хайдеггера было подвести философское
основание под науку, которая, как
он считал, работает без выявленного
основания теоретической
ПРОБЛЕМА СМЫСЛА БЫТИЯ. АНАЛИТИКА DASEIN
Трактат «Бытие и время» (нем. Sein und Zeit) был опубликован в 1927 году и стал первой академической книгой Хайдеггера. Исследование бытия ведётся Хайдеггером через интерпретацию особого вида бытия, человеческого бытия (Dasein, «тут-бытия»). Предметом исследования является «смысл бытия вообще». В начале «Бытия и времени» Хайдеггер ставит вопрос: «По какому сущему должен быть прочитан смысл бытия, какое сущее должно быть отправным пунктом для открывания бытия?» Согласно Хайдеггеру, это сущее — человек, поскольку именно этому сущему «свойственно то, что вместе с его бытием и через его бытие последнее ему самому открыто. Понимание бытия само есть бытийная определенность тут - бытия. Понимание у Хайдеггера означает открытость тут-бытия, вследствие которой для Dasein не просто существует мир, но оно само есть бытие-в-мире. Мир, по Хайдеггеру, не есть нечто внешнее тут-бытию.
Изначальная открытость тут-бытия характеризуется как настроенность, расположенность. «To, что мы онтологически называем расположенностью, онтически есть самое обычное и известное: настроение, настроенность». Настроенность, по Хайдеггеру — основной экзистенциал, или бытийная характеристика тут-бытия. Она имеет экзистенциальную структуру проекта, который есть выражение той специфической черты тут-бытия, что оно есть своя собственная возможность. Истолковывая экзистенциальную структуру тут-бытия как проект, Хайдеггер исходит из первичности эмоционально-практического отношения человека к миру. По Хайдеггеру, бытие сущего непосредственно открыто человеку в отнесённости к его намерениям (возможностям), а не в чистом незаинтересованном созерцании. Теоретическая установка производна от понимания как изначальной открытости тут-бытия. В частности, по Хайдеггеру, экзистенциальное понимание является истоком гуссерлева «созерцания феноменов».
Экзистенциальное, первичное понимание дорефлексивно. Хайдеггер называет его предпониманием. Наиболее непосредственно и адекватно пред-понимание выражается, как считает Хайдеггер, в стихии языка. Поэтому именно к языку следует обратиться онтологии для исследования вопроса о смысле бытия. Впрочем, в период «Бытия и времени» работа с языком остаётся у Хайдеггера лишь вспомогательным средством при описании структуры тут-бытия. «Вопрошанием языка» Хайдеггер будет заниматься во второй период своего творчества.
Заключение
Вопрос о смысле бытия является основным для всего творчества М. Хайдеггера. Между бытием и сущим он проводит онтологическое различие. Хайдеггер считает, что данные каких бы то ни было конкретных наук ничего не говорят нам о бытии. Науки имеют дело с сущим, с теми или иными предметными областями, которые описываются в родо-видовых определениях. К бытию необходимо подходить с точки зрения такого сущего, которое способно раскрывать сокрытое, спрашивать и одновременно понимать самого себя, нужно указать на такое сущее, в котором бытие само себя обнаруживает. Таково бытие человека (Dasein).