Автор: g***********@mail.ru , 26 Ноября 2011 в 11:12, доклад
Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец Никколо Макиавелии (1469-1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики,имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. Бывшей самой передовой страной Западной Европы. В северной и средней Италии еще в XII-XIII вв. сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с развитой ремесленной и торговой экономикой.
Одним из первых теоретиков
новой эпохи был итальянец Никколо
Макиавелии (1469-1527 гг.). Макиавелли долгое
время был должностным лицом Флорентийской
республики,имеющим доступ к ряду государственных
тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли
относятся к периоду начавшегося упадка
Италии, до XVI в. Бывшей самой передовой
страной Западной Европы. В северной и
средней Италии еще в XII-XIII вв. сложились
города-республики (Венеция, Флоренция,
Генуя и др.) с развитой ремесленной и торговой
экономикой. Промышленная и торговая верхушка
этих городов сумела, опираясь на народ,
подчинить себе феодалов своегоокруга,
создать свою коммунальную государственность.
Однако перемещение главных торговых
путей в сязи с открытием Америки, развитие
производства в других странах Европы
вели к упадку итальянской промышленности
и торговли, подрывали силы буржуазии
итальянских городов. В Италии не сложилось
единое государство – на ее территории
существовали городские республики, папское
государство, а также владения Испании.
Раздробленная Италия подвергалась нашествиям
иноземных войск; в ряде городов-государств
силами феодальной реакции учреждались
тирании, опиравшиеся на наемные войска.
После установления во Флоренции синьории
Медичи Макиавелли был лишен должности.
Последний период жизни он занимался литературной
деятельностью. Кроме сочинений на темы
политические («Рассуждения на первую
декаду Тита Ливия», «Государь», «О военном
искусстве» и др.) и исторические («История
Флоренции») его перу принадлежит ряд
художественных произведения.
Сочинениями Макиавелли положено начало
политико-правовой идеологии Нового времени.
Его политическое учение было свободно
от теологии; оно основано на изучении
деятельности современных ему правительств,
опыа государств Античного мира, на представлениях
Макиавелли об интересах и стремлениях
участников политической жихни. Макиавелли
утверждал, что изучение прошлого дает
возможность предвидеть будущее или по
примеру древних определить средства
и способы действий, полезных в настоящем. «Чтобы
знать, что должно случиться,
достаточно проследить,
что было... Это происходит
от того, - пояснял Макиавелли, -
что все человеческие
дела делаются людьми,
которые имелии всегда
будут иметь одни и теже
страсти и поэтому они
неизбежно долны давать
одинаковые результаты». Природа человека
одинакова во всех государствах и увсех
народов; интерес является наиболее общей
причиной человеческих действий, из которых
складываются их отношения, учреждения,
история. Для того чтобы управлять людьми,
надо знать причины их поступков, их стремления
и интересы. Устройство государства и
его деятельность должны основываться
на изучении природв человека, его психологии
и влечений. «Природа
создала людей таким
образом, - писал Макиавелли, -
что люди могут желать
всего, но не могут всего
достигнуть». Из-за этого люди беспокойны,
честолюбивы, подозрительны и никогда
не довольствуются своей долей. Поэтому
в политике всегда следует рассчитывать
на худшее, а не на доброе и идеальное.
Государство (независимо от его формы)
Макиавелли рассматривал как некое отношение
между правительством и подданными, опирающееся
на страх или любовь последних. Государство
незыблемо, если правительство не дает
повода к заговорам и возмущениям, если
страх подданных не перерастает в ненависть,
а любовь – в презрение. В центре внимания
Макиавелли – реальная способность правительства
повелевать подданными. В книге «Государь»
и других сочинениях содержится ряд правил,
практических рекомендаций, основанных
на его представлении о страстях и стремлениях
людей и социальных групп,на примерах
истории и современной ему практики итальянских
и других государств. Целью государства
и основой его прочности Макиавелли считал
безопасность личности и незыблемость
собственности. Самое опасное для правителя,
неустанно повторял Макиавелли, - посягать
на имущество подданных – это неизбежно
порождает ненависть. Незыблемость частной
собственности, как и безопасность личности,
Макиавелли называл благами свободы, По
его учению, блага свободы наилучшим образом
в республике. В свободных землях и странах,
рассуждал Макиавелли, богатства все время
увеличиваются. Макиавелли воспроизводит
идеи Полибия о возникновении государства
и круговороте форм првления; вслед за
античными авторами он отдает предпочтение
смешанной (из монархии, аристократии
и демократии) форме. Особенность учения
Макиавелли в том, что смешанную республику
он считал результатом и средством согласования
стремлений и интересов борющихся социальных
групп. «В каждой республике
всегда бывают два противоположных
направления: одно –
народное, другое –
высших классов; из этого
разделения вытекают
все законы, издававшиеся
в интересах свободы». Предпосланные
всему учению о государстве рассуждения
о природе человека (индивида) Макиавелли
существенно дополняет исследованием
общественной психологии социальных групп,
борющихся за влияние в государстве. Макиавелии
стремился опровергнуть общее мнение
историков о порочности народа. Народные
массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее
государя. Если единоличный правитель
лучше создает законы, устраивает новый
строй и новые учреждения, то народ лучше
сохраняет учрежденный строй. Народ нередко
ошибается в общих вопросах, но очень редко
– в частных. Даже взбунтовавшийся народ
менее страшен, чем необузданный тиран:
мятежный народ можно уговорить словом
– от тирана можно избавиться только железом;
бунт народа страшен тем, что может породить
тирана, - тиран уже наличное зло; жестокость
народа направлена против тех, кто может
посягнуть на общее благо, «жестокость
государя напрвлена
против тех, кто, как
он опасается, может
посягнуть на его собственное,
личное благо». От народа отличается
знать. «Нет города,
где не обособились
бы два этих начала:
знать желает подчинять
и угнетать народ, народ
не желант находиться
в подчинении и угнетении».Макиавелли
считал знать неизбежной и нужной частью
государства. Из среды аристократов выдвигаются
государственные деятели, должностные
лица, военачальники.
Законодательству и праву Макиавелли
придавал большое значение – благодаря
законам Ликурга Спарта просуществовала
800 лет. Ненарушимость законов он связывал
с обеспечением общественной безопасности,
а тем самым спокойствия народа. Но для
Макиавелли право – орудие власти «служат
хорошие законы и хорошее войско. Но хороших
законов не бывает там, где нет хорошего
войска, и наоборот, где есть хорошее войско,
там хороши и законы». Поэтому главным
помыслом, заботой и делом правителя должны
стать война, военная организация и военная
наука – «ибо война есть единственная
обязанность, которую правитель не может
возложить на другого». Макиавелли против
наемных войск; создание армии, состоящей
только из итальянцев, он рассматривал
как одно из первоочередных условий создания
общенационального государства.
Важным средством политики Макиавелли
считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли,
- могучее средство воздействия на умы
и нравы людей. Там, где есть хорошая религия,
легко создать армию. Государство должно
использовать религию для руководства
подданными. Макиавелли,однако, не одобряет
современное ему христианство, проповедующее
смирение, самоуничижение, презрение к
делам человеческим. Макиавелли порицал
католическую церковь и духовенство. Католическая
церковь держала и держит страну раздробленной.
Рассматривая религию как одно из средств
управления людьми, Макиавелли допускал
преобразование христианства так, чтобы
оно служило прославлению и защите отечества.
Не политика на службе религии, а религия
на службе политики – такой взгляд резко
расходился со средневековыми представлениями
о соотношении церкви и государства.
Макиавелли отделял политику от морали.
Политика(учреждение, организация и деятельность
государства) рассматривалась как особая
сфера человеческой деятельности, имеющая
свои закономерности, которые должны быть
изучены и осмыслены, а не выведены из
св. Писания или сконструированы умозрительно.
Такой подход к изучению государства был
громадным шагом вперед в развитии политико-правовой
теории.
Прогрессивное по методологической основе
политическое учение Макиавелли несло
на себе отпечаток эпохи. Это особенно
ярко выразилось во взглядах Макиавелли
на методы осуществления государственной
власти, способы и рпиемы политической
деятельности. В произведениях Макиавелли
политика не только отделялась от морали,
но и противопоставлялась общераспространенным
представлениям о должном и недолжном,
постыдном и похвальном, человечном и
бесчеловечном, позорном и почетном. Деятельность
государства он исследовал как такую сферу
проявления интересов, чувств, настроений
людей, социальных общностей и правительств,
в которой действуют особые правила, не
тождественные нормам морали, регулирующей
отношения между частными лицами. Поступки
основателей государств, завоевателей,
узурпаторов престола, создателей законов,
политических деятелей вообще должны
оцениваться не с точки зрения морали,
а по их результатам, по их отношению к
благу государства. Макиавелли стремился
обосновать несовместимость политических
правил и элементарных норм морали и их
принципиальную противоположность. Государства
Идеалом государственного деятеля, которым
он восхищался, был герцог Романьи Чезаре
Борджиа, стремившийся расширить свои
владения вероломными и жестокими способами,
типичными для феодалов эпохи позднего
средневековья. При всем том, учил Макиавелли,
вероломство и жестокость должны совершаться
так, чтобы не подрывался авторитет верховной
власти. Отсюда вытекает одно из излюбленных
Макиавелли правил политики: «Людей
следует либо ласкать,
либо изничтожать, ибо
за малое зло человек
может отомстить, а за
большое – не может»Лучше убить, чем
грозить; лучше жестокость, чем милосердие;
лучше быть скупым, чем щедрым; лучше внушать
страх, чем любовь.
Макиавелли в то же время советовал государям
притворяться носителями нравственных
и религиозных добродетелей.
В период позднего средневековья феодальные
отношения во всех странах образовывали
запутанный клубок прав и обязанностей,
порождающий непрекращающиеся конфликты
феодалов, непрерывную борьбу между королевской
властью и вассалами, вереницу измен, предательских
убийств, отравлений, коварных интриг,
прикрываемых поэтическим именем рыцарства,
рассуждающего о дворянской чести и дворянской
верности. Именно эту практику Макиавелли
поднял на теоретический уровень «высокой
политики» и плпытался дать ей своеобразные
оправдания. Многие рекомендации Макиавелли
послужили практическим руководством
для беспринципных политиков; поэтому «макиавеллизм» стал
символом политического коварства.
Гуманистический дух эпохи Возрождения,каким
его наследовал европейский XVI век, «Государя»
едва коснулся. В этом труде доминирует
не превознесение высокого достоинства
человеческой личности.Нет в нем апологии
свободной воли; нет рассуждений о призвании
индивида к гражданско-нравственной деятельности
на поприще политики.Прообразом же правителя
выступает Цезарь Борджиа – поистине
сатанинский злодей в котором автор хотел
видеть великого государственного мужа.
Заслуга Макиавелли в том, что он до предела
заострил и бесстрашно выразил объективно
существующее соотношение политики и
морали.
Произведения Макиавелли оказали громадное
влияние на последующее развитие политико-правовой
идеологии. В них сформулированы и обоснованы
главные програмные требования буржуазии:
незыблемость частной собственности,
безопасность личности и имущества, республика
как наилучшее средство обеспечения «благ
свободы», осуждение феодального дворянства,
подчинение религии политике и ряд других.
Наиболее проницательные идеологи буржуазии
высоко оценили методологию Макиавелли,
в особенности освобождение политики
от теологии, рационалистическое объяснение
государства и права, стремление определить
их связь с интересами людей. Названные
положения Макиавелли были восприняты
и развиты последующими теоретиками (Спиноза,
Руссо). Камнем преткновения для этих теоретиков
явились, однако, «макиавеллизм» и его
оценка. Делались попытки противопоставить
наиболее известную книгу «Государь»
другим произведениям, усмотреть противоречие
между ними. Попытки были неудачными. Неудачны
и попытки истолковать книгу «Государь»
как обличительный памфлет против тиранов,
разоблачающий их повадки, либо представить
«макиавеллизм» как искажение подлинных
идей Макиавелли. Суть дела в том, что рассуждения
Макиавелли о способах и приемах политической
деятельности предопределялись не только
спецификой исторических условий того
времени, но и сущностью методов власти
меньшинства, опирающуюся на насилие.
Политика господствующих классов всегда
стремилась найти идейную опору в общественной
морали и теоретическое обоснование в
философии. Макиавелли поменял местами
опору и обоснование: его поиск теоретических
основ эффективности политики правящего
меньшинства неизбежно привел к противопоставлению
принципов такой политики общепризнанным
элементарным нормам морали, к обоснованию
конкретных рекомендаций, приноровленных
к практике противостоящих народу правительств.
Именно поэтому труды Макиавелли оказали
влияние не только на развитие политико-правовой
теории, но и на реальную политику ряда
государственных деятелей, одни из которых
(Ришелье, Наполеон, Муссолини) открыто
признавали это влияние, другие же, следуя
практическим рекомендациям Макиавелли,
его же лицемерно порицали («Анти-Макиавелли»
Фридриха II Прусского). В одном из своих
строго секретных писем для членов Политбюро
ЦК РКП(б) Ленин называл Макиавелли умным
писателем по государственным вопросам,
справедливо говорившим о способах достижения
известной политической цели.