Учение К. Маркса о человеке и обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:08, практическая работа

Описание работы

Как понимает К.Маркс сущность человека?
Как связаны категории «истины» и «практики»?
В чем состоят недостатки предшествующего материализма?
Что такое «гражданское общество»?
В чем видит К. Маркс задачи философии?

Работа содержит 1 файл

СЕМИНАР по Марксу.doc

— 36.50 Кб (Скачать)

СЕМИНАР  № 9. Учение К. Маркса о человеке и обществе

Студентам предлагается проработать  работу К. Маркса «Тезисы о Л. Фейербахе» и ответить на вопросы:

  • Как  понимает К.Маркс сущность человека?
  • Как связаны категории «истины» и «практики»?
  • В чем состоят недостатки предшествующего материализма?
  • Что такое «гражданское общество»?
  • В чем видит К. Маркс задачи философии?

Список литературы:

  1. Маркс К. Тезисы о Л.Фейербахе //  Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 3.
  2. Ильенков Э.В. Маркс и западный мир // Философия и культура. – М., 1991.

 

1.Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным:

1)  абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство [Gemüt] обособленно и предположить абстрактного —изолированного — человеческого индивида;

2)  поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами.

 

Марксу, самое  существенное в человеке — его "родовая  сущность". Или, другими словами, труд - это средство саморазвития человека, реализация человеком своих лучших личностных сторон. Характеристика "присвоения" человеком собственной сущности, или превращения труда из принудительного в "человеческий", рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения. Уничтожение отчуждения, превращение труда в свободную самореализацию человека означает и полное "переворачивание" и человека, и его отношения к природе и другим людям. Маркс создает грандиозную по гуманистическому пафосу картину человека, живущего в единстве с природой, преобразующего природу "по мерке каждого вида", то есть в соответствии с ее законами. Гармония с природой внешней осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели уже не по законам утилитарной пользы, эксплуатации природы, а "по законам красоты". Внутренняя природа самого человека также преобразуется — вместо искалеченных, отчужденных, стремящихся только к удовлетворению животных потребностей людей появляется человек, само природное развитие которого есть гармоничный результат всей истории человеческого общества. Это означает, что в человеке начнут бурно развиваться способности, пока еще реализующиеся отнюдь не у всех людей: музыкально развитое "ухо", художественно развитый "глаз" и т.д. Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек — таков идеальный философский образ, рисующийся Марксу в качестве "ядра" коммунистического идеала. Маркс называет его "законченным натурализмом", или "законченным гуманизмом". Уничтожение частной собственности Маркс считает средством реализации этого идеала. Однако сама по себе ликвидация частной собственности хотя и неизбежна, но еще недостаточна для присвоения людьми человеческой сущности

2. Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.

Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос.

3. Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самое человеческую деятельность он берет не как предметную деятельность. Поэтому в “Сущности христианства” он рассматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берется и фиксируется только в грязно торгашеской форме ее проявления. Он не понимает поэтому значения “революционной”, “практически-критической” деятельности.

Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,— вовсе не вопрос теории, а практическийвопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос.

4. В работах Маркса термин «гражданское общество» употребляется в трех смыслах: 1) для обозначения основы любого исторического развития, его «естественного базиса»; 2) как сословное общество средних веков; 3) как форма организации буржуазного общества, противостоящая политическому государству.

 

Маркс отдавал  себе отчет в существовании различных  значений этого термина и так писал о соотношении первого и третьего значения: «Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торговую и промышленную жизнь данной ступени и постольку выходит за пределы государства и нации, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде национальности и строится внутри в виде государства» . Здесь гражданское общество понимается в первом смысле этого слова, т. е. как более широкая основа государства и жизни данного народа в целом. Однако «выражение «гражданское общество», — продолжает Маркс, — возникло в ХVIII веке.

«Принципом гражданского общества, — подчеркивает Маркс, — является потребление и способность к потреблению …Современное гражданское общество есть последовательно проведенный принцип индивидуализма, индивидуальное существование есть последняя цель; деятельность, труд, содержание и т. д. суть только средства»

Точка зрения старого  материализма есть “гражданское” общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество.

 

5. Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.


Информация о работе Учение К. Маркса о человеке и обществе