Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 03:07, реферат
Творчество этого неординарного немецкого мыслителя, который принадлежит 19 веку, но идейно предвосхищает проблематику и философские споры 20 века, представляет собой сложный комплекс идей, выраженных не в виде научных сочинений, а в мифопоэтической, художественной форме, что создает немалые трудности как для изложения, так и для интерпретации данного учения.
Ницше считает лишенной каких бы то ни было оснований также и психологическую теорию, построенную на принципе гедонизма и видящую основные мотивы человеческого поведения в том, чтобы получать удовольствие и избегать страдания. С его точки зрения, удовольствие и неудовольствие - явления, сопутствующие увеличению или уменьшению власти. На неудовольствие нельзя смотреть как на абсолютное зло, ибо оно может послужить и часто служит источником достижения более сильных форм удовольствия, побуждая волю стремиться вперед и одерживать победу над тем, что стоит у нес на пути.
СВЕРХЧЕЛОВЕК И ПОРЯДОК РАНГОВ
Ницше объясняет мировой
порядок в терминах соперничества
и борьбы различных типов воли
к власти. Подобная типология, с его
точки зрения, существенна идя
решения вопроса о ценности того
или иного достигнутого состояния.
Он выделяет два основных типа власти,
или инстинкта: тот, который выражает
восходящее движение жизни, и противоположный
ему, воплощающий нисходящую жизнь.
"Стадный инстинкт, завоевавший
теперь верховодство, - пишет Ницше,
направляя огонь своей критики
против демократических и
Говоря о социально-
Для демонстрации цели, к которой нужно стремиться в своем развитии человечеству, Ницше приводит миф о сверхчеловеке. Прежде всего он считает, что "человек есть нечто, что должно преодолеть" (1. Т.2. С.142). Но это не произойдет автоматически, так сказать, в ходе естественного отбора. К этому необходимо волевое усилие и чувство направления. Однако, по Ницше, движение к сверхчеловеку - это не конкретная естественноисторическая перспектива, а явление высшего культурного порядка: "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка" (1. Т.2. С.9). Подобные предупреждения философ делает с фанатичной настойчивостью. Сверхчеловек не сможет появиться до тех пор, пока высшие индивиды не осмелятся на переоценку всех ценностей, не разобьют старые скрижали, особенно идеалы христианства, и не создадут новых ценностей не из страха перед опасностью, а от преизбытка своей жизненной силы.
Несмотря на крайнюю расплывчатость
указанного образа-понятия, сверхчеловек
олицетворяет для немецкого философа
высшую степень развития и концентрации
интеллектуальной мощи, силы характера
и волеизъявления. независимости, целеустремленности,
эстетического вкуса и
ТЕОРИЯ ВЕЧНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ
В уста своего известного персонажа Заратустры Ницше вкладывает нс только проповедь о пришествии сверхчеловека, но и другие важные для его зрелой философии идеи. Например, идею о вечном возвращении как "высшей форме утверждения, которая вообще может быть достигнута" (1. Т.2. С.743). Хотя Ницше согласен, что в известной еще со времен античности мысли о вечном повторении того же самого есть нечто удручающее, он использует ее как тест на выносливость и стойкость духа, на способность сказать "да" такой жизни, какова она есть. И как бы он сам не настаивал на "внезапности", с какой эта мысль пришла к нему (Там же), она, безусловно, есть реминисценция его увлечения древнегреческой мифологией в ранний период.
Так или иначе, эта идея
была сформулирована в афоризме 341 "Веселой
науки", где рассказывалось, как
некий демон является мыслителю
в его уединение и предлагает
прочувствовать мысль, что вся жизнь
последнего до мельчайших подробностей
будет повторяться бесчисленное
число раз. Ницше спрашивает, как
же поступит мыслитель: будет ли он
шокирован этой идеей и проклянет
вестника, или он с благоговением
воспримет сообщение и
В этих же заметках данная идея предстает и в качестве своеобразной эмпирической гипотезы, утверждающей, что "закон сохранения энергии требует вечного возвращения" (5. С.415). Если рассматривать мир, рассуждает Ницше, как определенное и ограниченное количество энергии, распределенной между фиксированным количеством ее носителей, то хотя число положений, комбинаций и изменений в распределении силы, или энергии, велико, оно все же конечно. А поскольку время бесконечно, то "все возможные развития должны были уже осуществиться. Следовательно, наблюдаемое развитие должно быть повторением" (5. С. 130).
Скорее всего подобные
рассуждения немецкого философа
конца 19 века, с точки зрения научной
обоснованности, покажутся наивными
ученым двадцатого столетия. Однако вспомним
о том историко-философском
Список литературы
Ницше Ф. Сочинения в 2- х томах. М.: "Мысль", 1990.
Ницше Ф. Странник и его тень. М.: "REEL- book", 1994.
Ницше Ф. Воля к власти. М.: "REEL-book , 1994.
Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М.: "REEL-book", 1994.
Цит. по книге: Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М.: МГУ, 1962.
А.А.Лаврова, кандидат философских наук, доцент. Философия Ф.Ницше.