Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:36, контрольная работа
«Знание – сила» - вот путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии, по мнению Бэкона. Но поскольку знания получаемые нами , не всегда бывают истинны, то предпосылкой реформы науки должно стать , по замыслу Бэкона, очищение разума человека от заблуждений.
Введение.
Новое время (XVI-XVII вв.) – период, обозначавший крупные перемены в жизни людей. В эту эпоху возник новый тип культуры, поставивший в центре своих интересов человека и окружающий мир.
Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли того времени, стала научная революция. До XVIII в. техника развивалась в основном без научной методологии. А философское обоснование необходимости союза между наукой и техникой было дано Ф.Бэконом – первым философом экспериментальной науки, величайшим исследователем природы Нового Времени. В своих трудах Бэкон провозгласил целью науки, увеличение власти человека над природой, а так же предложил реформу научного метода – очищение человеческого разума от заблуждений.
Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность, как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.
«Знание
– сила» - вот путеводная нить в прояснении
задач и целей самой философии, по мнению
Бэкона. Но поскольку знания получаемые
нами , не всегда бывают истинны, то предпосылкой
реформы науки должно стать , по замыслу
Бэкона, очищение разума человека от заблуждений.
Учение об идолах.
Метод познания объективных истин предваряется у Бэкона критическим образом, так называемых идолов, или призраков, и выяснением способов удаления их из человеческого сознания. Эту часть своей методологии Бэкон назвал «разрушительной». Только проделав эту предварительную критическую работу, очистив ум от идолов, можно рассчитывать на успешное применение нового метода, который формируется в значительной мере в борьбе с этими препятствиями, задерживающими умственный прогресс.
Понятие идола, или призрака, предрассудка, имела длительную и сложную философскую родословную. Бэкон переосмыслил ее, предав древнему понятию идола гносеологическое значение. Согласно Бэкону, идолы отчасти присущи человеческому уму по самой его природе, отчасти возникли в ходе истории человеческого познания, отчасти проявляются в ходе индивидуального развития человека, подвергнув их критическому рассмотрению, автор « Нового Органона» определил свое отношение, как к обыденному осмыслению, так и к схоластике, имевшей с ними много общего. Призраки постоянно преследуют человека, создают у него ложные представления и идеи, искажают подлинный лик природы, препятствуют человеку в его проникновении «вглубь и вдаль природы».
Существует четыре разновидности идолов:
Идолы рода – это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет свои недостатки, т.к. «уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде». Если в человеческом мире целевые отношения оправдывают законность наших вопросов: Зачем? Для чего? – то те же вопросы, обращенные к природе, лишены смысла и ничего не объясняют. В природе все подчинено только действию причин, и здесь законен лишь вопрос: Почему? Наш ум следует очистить от того, что проникает в него не из природы вещей. Он должен быть открыт природе. К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям.
Идолы рода самые устойчивые. Полностью искоренить их не возможно, но можно нейтрализовать, максимально затормозив их вредоносное действие.
Идолы пещеры – это предрассудки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. «Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает…Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и портят разум».
Идолы площади (рынка) – это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, сто слова – это только имена, знаки для общения людей между собой, они ничего не говорят о сути самих вещей. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.
Эти
идолы самые тягостные, ибо вопреки
такой уверенности людей слова
исподволь проникают в
Идолы театра (теорий) – это заблуждения, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел в виду систему Аристотеля и схоластику, слепую веру, которая оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину, дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по его мнению, своего рода «философский театр».
Беспристрастный
ум, освобожденный от всякого рода предрассудков,
открытый и внимающий опыту – таково исходное
положение бэконовской философии. Для
овладения истиной вещей остается прибегнуть
к правильному методу работы с опытом,
гарантирующему нам успех. Поэтому главным
шагом в реформе науки, предлагаемом Бэконом,
должно было стать совершенствование
методов обобщения.
Заключение.
Влияние
учения Бэкона н современное ему
естествознание и последующее развитие
философии огромно. Его аналитический
научный метод исследования явлений
природы, концепции необходимости
ее изучения посредством опыта заложили
основу новой науки –
Список литературы:
1. Бэкон Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. – М.: 1978.
2. Штекль
А. История средневековой
3.Гриненко
Г.В. История философии:
4. www. philosophy.ru