Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 07:19, реферат
Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Но для такого общения необходимы досуг, внешние блага, такие как богатство и власть, а также определенные личные качества – здоровье, справедливость, мужество и т.д. В государство, в качестве равноправных граждан, входят только свободные.
Введение 3
1. Государство по Аристотелю 4
- Формы правления и идеальное государство 6
2. Общество по Аристотелю 8
Заключение 11
Список литературы 12
Содержание
Введение |
3 |
|
4 |
- Формы правления и идеальное государство |
6 |
|
8 |
Заключение |
11 |
Список литературы |
12 |
Введение
В системе политической организации общества
особо важное место принадлежит государству,
в котором концентрируются самые животрепещущие
интересы различных общественных сил.
Множество точек зрения было выказано
по этому поводу. Аристотель рассматривали
государство как индивидуальную целостность
и нравственную общность людей. Общая
задача государства заключается в том,
чтобы охранять основы общежития, без
которых человечество не может существовать,
и способствовать развитию всех сил человека.
Поэтому некоторые полагали, что государство
— это некая организация «охраны порядка»,
призванная, подобно ночному сторожу,
оберегать покой своих граждан. В «Политике»
Аристотеля общество и государство по
существу не различаются. Государство
предстает в его сочинении как естественный
и необходимый способ существования людей
– «общение подобных друг другу людей
в целях возможно лучшего существования».
Но для такого общения необходимы досуг,
внешние блага, такие как богатство и власть,
а также определенные личные качества
– здоровье, справедливость, мужество
и т.д. В государство, в качестве равноправных
граждан, входят только свободные.
Государство по Аристотелю
Государство существовало не всегда, оно
— результат исторического развития
общества, его закономерной дифференциации
на различные социальные группы, результат
прогрессирующего развития производительных
сил, сопровождавшегося выделением различных
видов труда и образованием института
собственности. В свою очередь государственное
устройство зависит от характера и развития
самосознания народа: каждый народ имеет
то устройство, которое «соразмерно» и
«соответствует» его духу. Государство
— это общественный организм с определенной
структурой. Государство — это, прежде
всего, носитель социально зрелой общности.
Оно являет собой факт зрелого осуществления
социальной организации людей в единое
целое, что можно назвать их политической
совместимостью.
Как показывает опыт всемирной истории,
самое прочное основание всех государств
заключается в материальном и нравственном
благополучии народа. Государство существенно
изменяется тремя путями: потому что государственный
строй обновляется, реформируется, потому
что оно разлагается, или потому что оно
коренным образом преобразуется в ходе
социальной революции, когда изменяются
уже сами принципы данного государства.
Государство является естественным общежитием
(подобно живому организму), человек - политическое
животное. Высшая цель государства, как
отдельного человека, состоит в «счастливой
и прекрасной жизни!» Отсюда главной задачей
государства является воспитание добродетельных
граждан.
Главными характеристиками политических
систем демократического общества являются
основные принципы конституционного правления,
права человека и равенство всех перед
законом. «Как в абсолютистских государствах
король является законом, так и в свободных
странах закон должен быть королем и не
должно быть никакого другого». Следовательно,
совершенное государство не должно быть
недемократическим: нормальная гражданская
жизнь общества предполагает политическую
свободу, подчиненную нормам права. Политическая
свобода состоит в том, чтобы в своих социально
значимых поступках быть в зависимости,
прежде всего, от законов. Там, где существует
свобода совести, каждый отдельный человек
может требовать, чтобы ему дали возможность
следовать своим собственным интересам
и убеждениям, конечно, в рамках, действующих
в данном обществе правовых норм.
Формы правления
и идеальное государство
Форму государства Аристотель характеризовал
также как политическую систему,
которая олицетворяется верховной
властью в государстве. В этом
плане государственная форма
определяется числом властвующих (один,
немногие, большинство). Кроме того,
им различаются «правильные» и «неправильные»
формы государства: в «правильных»
формах правители имеют в виду
общую пользу, при неправильных —
только свое личное благо. Тремя правильными
формами государства являются монархическое
правление, где власть принадлежит
наследственному правителю; аристократия,
где властвуют лучшие; и полития,
где власть осуществляется гражданами
государства, а соответствующими ошибочными
отклонениями от них — тирания, олигархия
и демократия. Каждая форма имеет,
в свою очередь, несколько видов,
поскольку возможны различные комбинации
формообразующих элементов.
Самую правильную форму государства Аристотель
называет политией. В политии правит большинство
в интересах общей пользы. Все остальные
формы представляют собой то или иное
отклонение от политии. С другой стороны,
сама полития, по Аристотелю, является
как бы смешением олигархии и демократии.
Этот элемент политии (объединение интересов
зажиточных и неимущих, богатства и свободы)
имеется в большей части государств, т.
е. вообще характерен для государства
как политического общения.
Полития как лучшая форма государства
соединяет в себе лучшие стороны олигархии
и демократии, но свободна от их недостатков
и крайностей. Полития — «средняя» форма
государства, и «средний» элемент в ней
доминирует во всем: в нравах — умеренность,
в имуществе—средний достаток, во властвовании
— средний слой. «Государство, состоящее
из «средних» людей, будет иметь и наилучший
государственный строй».
Основную причину возмущений и переворотов
в государстве Аристотель видит в отсутствии
подлежащего равенства. Перевороты оказываются
следствием нарушения относительного
характера равенства и искажения принципа
политической справедливости, требующего
в одних случаях руководствоваться количественным
равенством, в других — равенством по
достоинству. Так, демократия основывается
на том принципе, что относительное равенство
влечет за собой и абсолютное равенство,
а олигархия исходит из принципа, будто
относительное неравенство обусловливает
и неравенство абсолютное. Подобная ошибочность
в исходных принципах государственных
форм и ведет в дальнейшем к междоусобицам
и мятежам. Совершенное государство должно
соответствовать по человеческой мерке:
т.е. быть не очень населенным, не малонаселенным,
как, впрочем, и территория: оно должна
быть достаточно большой, чтобы удовлетворять
материальным нуждам, но не настолько,
чтобы тяготить своими размерами. Черты
гражданского характера предпочтительны
греческого типа, включающие, впрочем,
лучшие черты северных и восточных народов.
Чтобы лучше использовать энергию молодых
и мудрость старших, следует первых готовить
для защиты государства, вторых — для
богослужений, но и те, и другие участвуют
в управлении.
Идеал совершенного государства — жизнь
в мире и созерцательная активность. В
выборе целей необходимо предпочитать
более высокие цели, опираясь и отталкиваясь
от более низких. Имея целью мир, мы готовимся
к войне; работая на пределе, не забываем
о свободе как о цели; все полезное — для
достижения прекрасного. Этим критерием
должен руководствоваться законодатель,
не путая средства с целями, удерживая
правильное соотношение между способностями
души и действиями: важно умело работать
и искусно вести войну, но еще более важно
уметь отдыхать, жить в мире и создавать
прекрасное.
ОБЩЕСТВО ПО АРИСТОТЕЛЮ
Целью человеческой деятельности для
всей древнегреческой философии
было достижение блаженства. Поскольку
нравственная деятельность есть деятельность,
она должна основываться на разуме.
Смысл жизни не в удовольствиях,
не в счастье, а в осуществлении требований
разума.
Блаженство, считает Аристотель, недостижимо
иначе как в условиях зрелой и завершенной
жизни: ребенок, человек только в возможности,
неспособен к совершенной деятельности,
бедность и болезнь, слабость и несчастье
отнимают у человека средства к блаженной
жизни, которые даются, напротив, богатством
и здоровьем, силой и счастьем. И все-таки,
рассматривая условия жизни как «материю»,
а благо как «форму» (цель) блаженной жизни,
Аристотель видит решающий элемент блаженства
во внутреннем достоинстве и добродетели
личности. Блаженство есть результат деятельности,
сообразной с добродетелью, и сама эта
деятельность. Ставший уже классическим
вопрос о соотношении удовольствия и разума
Аристотель решает путем компромисса:
удовольствие, вытекающее из разумной,
т.е. сообразной благу, деятельности, само
есть благо.
Аристотель прекрасно понимает, что положение
человека в обществе определяется собственностью.
Поэтому он критикует Платона, который
в своей утопии уничтожает частную собственность
у высших классов, специально подчеркивая,
что общность имуществ невозможна. Она
вызывает недовольство и ссоры, снижает
заинтересованность в труде, лишает человека
«естественного» наслаждения владением,
и т.д. Таким образом, он отстаивает частную
собственность, которая представлялась
ему, да и действительно была в его время
единственно возможной и прогрессивной,
обеспечивая своим развитием преодоление
последних пережитков общинного социального
устройства. Сохранение установившегося
строя зависит от того, насколько государство
сможет обеспечить превосходство своих
сторонников над теми, кто не желает сохранения
существующего порядка.
С особой силой сказывается эта его установка
в трактовке рабства.
Аристотель считает, что рабство существует
«по природе», ибо одни люди предназначены
повелевать, а другие – подчиняться и
следовать указаниям первых. Рабы – это,
прежде всего, варвары, отличные от господ
как телом, приспособленным к грубому
физическому труду, так и «рабской» душою.
Раб – «одушевленный инструмент», часть
имущества господина, отличающаяся от
другого имущества лишь тем, что имеет
человеческие душу и тело. Раб не имеет
никаких прав, и по отношению к нему не
может быть совершено несправедливости;
нельзя дружить с рабом, поскольку он раб,
делает оговорку Аристотель, – но дружить
с ним можно, поскольку он человек. Нельзя
не сказать, что социально-политическая
концепция Аристотеля, при всем том, что
она отражала адекватным образом существующие
общественные отношения, была крайне ограниченной.
Ее теоретические установки не допускают
превращения ее в орудие социального прогноза.
Если применительно к природе это незаметно
(слишком медленны ее процессы, чтобы встала
необходимость в прогнозе, скажем, экологического
порядка), то распространение на быстро
меняющееся общество учения о соотношении
души и тела, формы и материи исключает
прогностические возможности теории вообще.
По Аристотелю, человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь — совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Заключение
Население лучшего государства должно быть достаточным и легко обозримым. Территория лучшего государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей. Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т.д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т.е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Аристотель стоит за «природное» происхождение и устройство государства, он выводит его из «природы человека», а не из божественного установления.
Список литературы
1. Джованни Реале и Дарио Антисери
«Западная философия от истоков до наших
дней»,- СПб.,1996,
2. Квасова И.И. «Философия. Учебное
пособие»,-М.: Издательство Российского
университета дружбы народов, 2001.
3. Лосев А.Ф. «Платон. Аристотель»,
– М.: Мысль, 1993.
4. Спиркин А.Г. «Философия»,- М.:
Гардарики, 2001.
5. Философия. Учебник. / Под ред.
Лавриненко В.Н., Ратникова В.П.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2001
Информация о работе Учение Аристотеля об обществе и государстве