Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 07:19, реферат
Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Но для такого общения необходимы досуг, внешние блага, такие как богатство и власть, а также определенные личные качества – здоровье, справедливость, мужество и т.д. В государство, в качестве равноправных граждан, входят только свободные.
 
Введение	3
1.	Государство по Аристотелю	4
- Формы правления и идеальное государство	6
2.	Общество по Аристотелю	8
Заключение	11
Список литературы	12
Содержание
| Введение | 3 | 
| 
 | 4 | 
| - Формы правления и идеальное государство | 6 | 
| 
 | 8 | 
| Заключение | 11 | 
| Список литературы | 12 | 
 
Введение 
В системе политической организации общества 
особо важное место принадлежит государству, 
в котором концентрируются самые животрепещущие 
интересы различных общественных сил. 
Множество точек зрения было выказано 
по этому поводу. Аристотель рассматривали 
государство как индивидуальную целостность 
и нравственную общность людей. Общая 
задача государства заключается в том, 
чтобы охранять основы общежития, без 
которых человечество не может существовать, 
и способствовать развитию всех сил человека. 
Поэтому некоторые полагали, что государство 
— это некая организация «охраны порядка», 
призванная, подобно ночному сторожу, 
оберегать покой своих граждан. В «Политике» 
Аристотеля общество и государство по 
существу не различаются. Государство 
предстает в его сочинении как естественный 
и необходимый способ существования людей 
– «общение подобных друг другу людей 
в целях возможно лучшего существования». 
Но для такого общения необходимы досуг, 
внешние блага, такие как богатство и власть, 
а также определенные личные качества 
– здоровье, справедливость, мужество 
и т.д. В государство, в качестве равноправных 
граждан, входят только свободные.
 
 
 Государство по Аристотелю
 
Государство существовало не всегда, оно 
— результат исторического развития 
общества, его закономерной дифференциации 
на различные социальные группы, результат 
прогрессирующего развития производительных 
сил, сопровождавшегося выделением различных 
видов труда и образованием института 
собственности. В свою очередь государственное 
устройство зависит от характера и развития 
самосознания народа: каждый народ имеет 
то устройство, которое «соразмерно» и 
«соответствует» его духу. Государство 
— это общественный организм с определенной 
структурой. Государство — это, прежде 
всего, носитель социально зрелой общности. 
Оно являет собой факт зрелого осуществления 
социальной организации людей в единое 
целое, что можно назвать их политической 
совместимостью. 
Как показывает опыт всемирной истории, 
самое прочное основание всех государств 
заключается в материальном и нравственном 
благополучии народа. Государство существенно 
изменяется тремя путями: потому что государственный 
строй обновляется, реформируется, потому 
что оно разлагается, или потому что оно 
коренным образом преобразуется в ходе 
социальной революции, когда изменяются 
уже сами принципы данного государства. 
Государство является естественным общежитием 
(подобно живому организму), человек - политическое 
животное. Высшая цель государства, как 
отдельного человека, состоит в «счастливой 
и прекрасной жизни!» Отсюда главной задачей 
государства является воспитание добродетельных 
граждан. 
Главными характеристиками политических 
систем демократического общества являются 
основные принципы конституционного правления, 
права человека и равенство всех перед 
законом. «Как в абсолютистских государствах 
король является законом, так и в свободных 
странах закон должен быть королем и не 
должно быть никакого другого». Следовательно, 
совершенное государство не должно быть 
недемократическим: нормальная гражданская 
жизнь общества предполагает политическую 
свободу, подчиненную нормам права. Политическая 
свобода состоит в том, чтобы в своих социально 
значимых поступках быть в зависимости, 
прежде всего, от законов. Там, где существует 
свобода совести, каждый отдельный человек 
может требовать, чтобы ему дали возможность 
следовать своим собственным интересам 
и убеждениям, конечно, в рамках, действующих 
в данном обществе правовых норм. 
 
 
 
        Формы правления 
и идеальное государство
 
Форму государства Аристотель характеризовал 
также как политическую систему, 
которая олицетворяется верховной 
властью в государстве. В этом 
плане государственная форма 
определяется числом властвующих (один, 
немногие, большинство). Кроме того, 
им различаются «правильные» и «неправильные» 
формы государства: в «правильных» 
формах правители имеют в виду 
общую пользу, при неправильных — 
только свое личное благо. Тремя правильными 
формами государства являются монархическое 
правление, где власть принадлежит 
наследственному правителю; аристократия, 
где властвуют лучшие; и полития, 
где власть осуществляется гражданами 
государства, а соответствующими ошибочными 
отклонениями от них — тирания, олигархия 
и демократия. Каждая форма имеет, 
в свою очередь, несколько видов, 
поскольку возможны различные комбинации 
формообразующих элементов. 
Самую правильную форму государства Аристотель 
называет политией. В политии правит большинство 
в интересах общей пользы. Все остальные 
формы представляют собой то или иное 
отклонение от политии. С другой стороны, 
сама полития, по Аристотелю, является 
как бы смешением олигархии и демократии. 
Этот элемент политии (объединение интересов 
зажиточных и неимущих, богатства и свободы) 
имеется в большей части государств, т. 
е. вообще характерен для государства 
как политического общения. 
Полития как лучшая форма государства 
соединяет в себе лучшие стороны олигархии 
и демократии, но свободна от их недостатков 
и крайностей. Полития — «средняя» форма 
государства, и «средний» элемент в ней 
доминирует во всем: в нравах — умеренность, 
в имуществе—средний достаток, во властвовании 
— средний слой. «Государство, состоящее 
из «средних» людей, будет иметь и наилучший 
государственный строй». 
Основную причину возмущений и переворотов 
в государстве Аристотель видит в отсутствии 
подлежащего равенства. Перевороты оказываются 
следствием нарушения относительного 
характера равенства и искажения принципа 
политической справедливости, требующего 
в одних случаях руководствоваться количественным 
равенством, в других — равенством по 
достоинству. Так, демократия основывается 
на том принципе, что относительное равенство 
влечет за собой и абсолютное равенство, 
а олигархия исходит из принципа, будто 
относительное неравенство обусловливает 
и неравенство абсолютное. Подобная ошибочность 
в исходных принципах государственных 
форм и ведет в дальнейшем к междоусобицам 
и мятежам. Совершенное государство должно 
соответствовать по человеческой мерке: 
т.е. быть не очень населенным, не малонаселенным, 
как, впрочем, и территория: оно должна 
быть достаточно большой, чтобы удовлетворять 
материальным нуждам, но не настолько, 
чтобы тяготить своими размерами. Черты 
гражданского характера предпочтительны 
греческого типа, включающие, впрочем, 
лучшие черты северных и восточных народов. 
Чтобы лучше использовать энергию молодых 
и мудрость старших, следует первых готовить 
для защиты государства, вторых — для 
богослужений, но и те, и другие участвуют 
в управлении. 
Идеал совершенного государства — жизнь 
в мире и созерцательная активность. В 
выборе целей необходимо предпочитать 
более высокие цели, опираясь и отталкиваясь 
от более низких. Имея целью мир, мы готовимся 
к войне; работая на пределе, не забываем 
о свободе как о цели; все полезное — для 
достижения прекрасного. Этим критерием 
должен руководствоваться законодатель, 
не путая средства с целями, удерживая 
правильное соотношение между способностями 
души и действиями: важно умело работать 
и искусно вести войну, но еще более важно 
уметь отдыхать, жить в мире и создавать 
прекрасное.
 
ОБЩЕСТВО ПО АРИСТОТЕЛЮ
 
Целью человеческой деятельности для 
всей древнегреческой философии 
было достижение блаженства. Поскольку 
нравственная деятельность есть деятельность, 
она должна основываться на разуме. 
Смысл жизни не в удовольствиях, 
не в счастье, а в осуществлении требований 
разума. 
Блаженство, считает Аристотель, недостижимо 
иначе как в условиях зрелой и завершенной 
жизни: ребенок, человек только в возможности, 
неспособен к совершенной деятельности, 
бедность и болезнь, слабость и несчастье 
отнимают у человека средства к блаженной 
жизни, которые даются, напротив, богатством 
и здоровьем, силой и счастьем. И все-таки, 
рассматривая условия жизни как «материю», 
а благо как «форму» (цель) блаженной жизни, 
Аристотель видит решающий элемент блаженства 
во внутреннем достоинстве и добродетели 
личности. Блаженство есть результат деятельности, 
сообразной с добродетелью, и сама эта 
деятельность. Ставший уже классическим 
вопрос о соотношении удовольствия и разума 
Аристотель решает путем компромисса: 
удовольствие, вытекающее из разумной, 
т.е. сообразной благу, деятельности, само 
есть благо. 
Аристотель прекрасно понимает, что положение 
человека в обществе определяется собственностью. 
Поэтому он критикует Платона, который 
в своей утопии уничтожает частную собственность 
у высших классов, специально подчеркивая, 
что общность имуществ невозможна. Она 
вызывает недовольство и ссоры, снижает 
заинтересованность в труде, лишает человека 
«естественного» наслаждения владением, 
и т.д. Таким образом, он отстаивает частную 
собственность, которая представлялась 
ему, да и действительно была в его время 
единственно возможной и прогрессивной, 
обеспечивая своим развитием преодоление 
последних пережитков общинного социального 
устройства. Сохранение установившегося 
строя зависит от того, насколько государство 
сможет обеспечить превосходство своих 
сторонников над теми, кто не желает сохранения 
существующего порядка.  
С особой силой сказывается эта его установка 
в трактовке рабства. 
Аристотель считает, что рабство существует 
«по природе», ибо одни люди предназначены 
повелевать, а другие – подчиняться и 
следовать указаниям первых. Рабы – это, 
прежде всего, варвары, отличные от господ 
как телом, приспособленным к грубому 
физическому труду, так и «рабской» душою. 
Раб – «одушевленный инструмент», часть 
имущества господина, отличающаяся от 
другого имущества лишь тем, что имеет 
человеческие душу и тело. Раб не имеет 
никаких прав, и по отношению к нему не 
может быть совершено несправедливости; 
нельзя дружить с рабом, поскольку он раб, 
делает оговорку Аристотель, – но дружить 
с ним можно, поскольку он человек. Нельзя 
не сказать, что социально-политическая 
концепция Аристотеля, при всем том, что 
она отражала адекватным образом существующие 
общественные отношения, была крайне ограниченной. 
Ее теоретические установки не допускают 
превращения ее в орудие социального прогноза. 
Если применительно к природе это незаметно 
(слишком медленны ее процессы, чтобы встала 
необходимость в прогнозе, скажем, экологического 
порядка), то распространение на быстро 
меняющееся общество учения о соотношении 
души и тела, формы и материи исключает 
прогностические возможности теории вообще.
   
По Аристотелю, человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь — совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
 
Заключение
Население лучшего государства должно быть достаточным и легко обозримым. Территория лучшего государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей. Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т.д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т.е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Аристотель стоит за «природное» происхождение и устройство государства, он выводит его из «природы человека», а не из божественного установления.
 
 
Список  литературы
 
1.           Джованни Реале и Дарио Антисери 
«Западная философия от истоков до наших 
дней»,- СПб.,1996,  
2.           Квасова И.И. «Философия. Учебное 
пособие»,-М.: Издательство Российского 
университета дружбы народов, 2001. 
3.           Лосев А.Ф. «Платон. Аристотель», 
– М.: Мысль, 1993.  
4.           Спиркин А.Г. «Философия»,- М.: 
Гардарики, 2001.  
5.           Философия. Учебник. / Под ред. 
Лавриненко В.Н., Ратникова В.П.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 
2001
Информация о работе Учение Аристотеля об обществе и государстве