Учение Аристотеля о государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:03, доклад

Описание работы

Большое внимание Аристотель уделял изучению политической науки. Политическое учение изложено в его работе «Политика». По Аристотелю объектами политической науки являются прекрасное и справедливое. Эти же объекты изучаются в Этике. «Этика предстает как начало политики». Аристотель считал, что государство – продукт естественного развития. «Государство – высшая форма общения. Все формы общения достигают своей цели и завершения». Метод политики как науки – метод анализа. Необходимо анализировать государство, изучать из каких элементов оно состоит.

Работа содержит 1 файл

философия2.docx

— 19.90 Кб (Скачать)

Аристотель – выдающийся представитель  Античной философии. Он являлся учеником Платона и учителем Александра Македонского. Философ занимался вопросами естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, литературы. Он является основателем философской школы Ликей (лицей).

Большое внимание Аристотель уделял изучению политической науки. Политическое учение изложено в его работе «Политика». По Аристотелю объектами политической науки являются прекрасное и справедливое. Эти же объекты изучаются в Этике. «Этика предстает как начало политики». Аристотель считал, что государство – продукт естественного развития. «Государство – высшая форма общения. Все формы общения достигают своей цели и завершения». Метод политики как науки – метод анализа. Необходимо анализировать государство, изучать из каких элементов оно состоит.

Аристотель определяет государство  как "форму общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством". Политическое устройство предполагает власть закона. Закон  определяется философом как «бесстрастный  разум». Закон - "те основания, по которым  властвующие должны властвовать  и защищать данную форму государственного быта против тех, кто ее нарушает". Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную.  Главное в государстве - это гражданин. Государство состоит именно из граждан. Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении, называя это "абсолютным понятием гражданина".  Граждане - это те, кто исполняет воинскую, административную, судейскую и жреческую функции.

 Философ разделил государство на две формы: правильные и неправильные. В правильных формах у правителей на первом месте стоит общая польза, а в неправильных формах правителей заботит только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархия (власть принадлежит царю), аристократия и полития. К неправильным формам Аристотель отнес тиранию, олигархию и демократию.

Монархия - древнейшая форма политического  устройства, первая и самая божественная форма, особенно абсолютная монархия, которая допустима при наличии  в государстве превосходнейшего человека. 

При аристократии власть находится  в руках немногих, обладающих личным достоинством. Аристократия возможна там, где личное достоинство ценится  народом, а так как личное достоинство  обычно присуще благородным, то они  и правят при аристократии

Аристотель считал, что самой  правильной формой государства является полития, где правит большинство  в интересах общей пользы. При политии (республике) государством управляет большинство, но у большинства, утверждает философ, единственная общая им всем добродетель - воинская, поэтому "республика состоит из людей, носящих оружие". По Аристотелю все остальные формы представляют собой отклонение от политии. Из неправильных форм государства тирания является наихудшей. Аристотель резко осуждает тиранию, утверждая, что "тираническая власть не согласна с природою человека". Философ считал: "Чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана". При олигархии правят богатые. Философ не одобряет олигархию, так как в этом государстве большинство принадлежат к бедным.  Аристотель осуждает «крайнюю демократию», где власть принадлежит демосу (свободный народ),а не закону. Но одобряет демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Критерием правильных форм является их возможность служить общему благу. Аристотель утверждает, что монархия, аристократия и полития служат общему благу, тирания, олигархия и демократия - лишь частным интересам соответственно одного лица, меньшинства, большинства.

Основной причиной переворотов, возмущений, бунтов в государстве Аристотель видит в отсутствии равенства. «Перевороты  оказываются следствием нарушения  равенства и искажения принципа политической справедливости». Аристотель выделяет два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Сферой проявления принципа уравнивающей справедливости является область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания. Распределяющая справедливость – это  деление общих благ по достоинству. Здесь возможно как равное, так  и неравное наделение благами (власть, почести, деньги). Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу и имеющие одинаковую цель – самоудовлетворенность.

Аристотель уделяет внимание проблеме рабов. Он считает, что рабство - явление, согласное с природой, ведь "очевидно,  что одни по природе рабы, а другие по природе свободны". «Люди так устроены, что "одному полезно быть рабом, а другому - господином"

По Аристотелю политическое правление  – это правление закона, а не людей. «Даже лучшие правители подвержены чувствам и аффектам, закон же является уравновешенным разумом». Государство-средство обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов. Высшая цель государства, согласно Аристотелю, состоит в достижении добродетельной жизни (счастливой жизни).

 

 

«Никомахова этика»- это  этическое сочинение, посвященное  Аристотелем предположительно его  сыну Никомаху. Философ убежден, что  высшим благом человека является счастье. Счастье состоит в деятельности души по осуществлению своей добродетели - чем выше уровень добродетели, тем выше достигаемый уровень счастья. Добродетель не даётся от природы. От природы человеку дана возможность приобрести её.

Человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Разумная часть распадается на рассудок и разум. В свою очередь неразумная часть распадается на растительную (растущую) и стремящуюся(воля), страстную, аффективную. Разумная душа обладает дианоэтическими (интеллектуальными) добродетелями: мудрость, разумность, благоразумие.

Поскольку человек является существом  политическим, т.е существом, живущем  в государстве, по Аристотелю только там он может достичь счастья. В «Никомаховой этике» философ высказывается о цели этики: «цель этики – не просто знать, что такое добродетель, а стать добродетельным». Добродетель- это моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру.

Аристотель разделяет поступки на произвольные и непроизвольные. Непроизвольные поступки совершаются  под действием внешних условий. А при произвольных поступках главную роль играет мотив. «Мотив - побудительная причина, повод к какому-то действию». ( Толковый словарь Ожегова). Аристотель уделяет внимание и теме дружбы. Философ считал, что дружба это не сходство мнений, а единомыслие в поступках. Он был убежден, что друзей не должно быть много.

Исследовательская деятельность  Аристотеля является большим вкладом  в развитие философии. У философа сформировался свой взгляд на тему государства и человека. Глубокое изучение философских проблем Аристотеля дают правовые основания называть его выдающимся философом.


Информация о работе Учение Аристотеля о государстве