Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:16, реферат
Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:
Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
Учение Аристотеля о душе
1 Бытие
Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:
Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.
Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.
Содержание и значимость каждой категории определяются движущимся объективным бытием.
Субстанция
как предельное основание всего
сущего не является таковой, если в
ней отсутствует хоть один из этих
компонентов бытия. Из цельного бытия
нельзя убрать что-либо. При этом каждый
из указанных моментов берется как
реальная абстракция, в смысле выделения
одной грани из состава целого.
Вопросы онтологии:
1) философия
занимается вопросами бытия
2) философия или физика исследует сущее, причастного к движению.
2 Определение души. В своем трактате: "О душе" Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит здесь, что "душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела" "Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью"), или: "Душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя" (там же). Эти, на первый взгляд, трудные формулировки не должны нас пугать. Аристотель желает сказать, что душа включается лишь при завершенности способного к жизни естественного тела. Душа - спутница жизни. Ее наличие - свидетельство завершенности тела, осуществленности возможности жизни. Но это значит, что Аристотель понимает жизнь очень широко.
Виды
души. Аристотель различает три
вида души. Два из них принадлежат
к физической психологии, поскольку
они не могут существовать
без материи. Третья
Вообще
говоря, чтобы быть живым, достаточно
обладать хотя бы одним из
таких признаков, как ум, ощущение,
движение и покой в
"Наконец,
совсем немного существ
1) растительная душа - первая и самая общая способность души, чье дело - воспроизведение и питание, а воспроизведение - минимальная причастность к божественному 1 /Здесь слышится мотив платоновского "Пира:": "Рождение - это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу". Растения не ощущают, потому что они воспринимают воздействие среды вместе с материей. Растения не способны отделить от материи форму;
2) животные отличаются
от растений тем, что обладают
способностью воспринимать
3) человеческая
душа кроме растительного и
животного компонентов
Душа и
тело. "Будучи формой, сутью бытия,
энтелехией живого тела, душа
есть "составная сущность". Такая
душа от тела неотделима. Хотя
она сама не тело, но она
принадлежит телу, которое не
безразлично душе. Душе отнюдь
не безразлично, в каком теле
она пребывает. Поэтому
Человеческая,
разумная душа. Растительная и
животная компоненты
Аристотель
приводит примеры,
Однако разумная
душа - не энтелехия тела. Ведь "ничто
не мешает, чтобы некоторые части
души были отделимы от тела,
так как они не энтелехия
какого-либо тела" (там же, с. 396).
Таков ум: если способность ощущения
невозможна без тела, то "ум ...
существует отдельно от него".
Хотя Аристотель и замечает, что
относительно ума и
3 Учение о государстве
Аристотель подверг
критике учение Платона о совершенном
государстве, и предпочитал говорить
о таком политическом устройстве,
которое может иметь у себя
большинство государств. Он считал,
что предлагаемая Платоном общность
имущества, жён и детей приведёт
к уничтожению государства. Аристотель
был убеждённым защитником прав индивида,
частной собственности и
Осуществив грандиозное
обобщение социального и
По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».
Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.
Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.
Природа государства
стоит «впереди» семьи и
Отождествив общество
с государством, Аристотель был вынужден
заняться поисками целей, интересов
и характера деятельности людей
от их имущественного положения и
использовал этот критерий при характеристике
различных слоёв общества. Он выделял
три главных слоя граждан: очень
зажиточные, средние, крайне неимущие.
По мысли Аристотеля, бедные и богатые
«оказываются в государстве элементами,
диаметрально противоположными друг другу,
что в зависимости от перевеса
того или иного из элемента устанавливается
и соответствующая форма
Наилучшее государство
— это такое общество, которое
достигается через посредство среднего
элемента (то есть «среднего» элемента
между рабовладельцами и
Основным общим
правилом, по идее Аристотеля, должно служить
следующее: ни одному гражданину не следует
давать возможности чрезмерно