Учение Аристотеля о душе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:16, реферат

Описание работы

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:
Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

Работа содержит 1 файл

Учение Аристотеля о душе.docx

— 19.64 Кб (Скачать)

Учение  Аристотеля о душе

1 Бытие

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся  специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая причина (начало) —  «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

Цель  — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Аристотель  рассматривал бытие как объективный  мир, актуальный принцип вещи, неразрывный  с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию  свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов. На первом месте  стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального  бытия, и второй сущности — бытия  видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

Содержание  и значимость каждой категории определяются движущимся объективным бытием.

Субстанция  как предельное основание всего  сущего не является таковой, если в  ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия  нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как  реальная абстракция, в смысле выделения  одной грани из состава целого. 

Вопросы онтологии:

1) философия  занимается вопросами бытия как  такового или бытия вообще.

2) философия  или физика исследует сущее, причастного к движению.

     2  Определение души. В своем трактате: "О душе" Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит здесь, что "душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела"  "Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью"), или: "Душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя" (там же). Эти, на первый взгляд, трудные формулировки не должны нас пугать. Аристотель желает сказать, что душа включается лишь при завершенности способного к жизни естественного тела. Душа - спутница жизни. Ее наличие - свидетельство завершенности тела, осуществленности возможности жизни. Но это значит, что Аристотель понимает жизнь очень широко.

 Виды  души. Аристотель различает три  вида души. Два из них принадлежат  к физической психологии, поскольку  они не могут существовать  без материи. Третья метафизична.  В своем минимуме душа есть  везде, где есть жизнь. "Отправляясь  в своем рассмотрении от исходной  точки, мы утверждаем, что одушевленное  отличается от неодушевленного  наличием жизни". А чтобы быть  живым, достаточно обладать способностью  к питанию, к росту и к  закату (естественный цикл живого), т. е. быть растением. Способность  к питанию - критерий растительной  души. В своем же максимуме  душа есть там, где есть ум, при этом даже только ум. Таков  бог, о котором, как мы видели, Аристотель говорил, что "жизнь  без сомнения присуща ему, ибо  деятельность разума есть жизнь".

 Вообще  говоря, чтобы быть живым, достаточно  обладать хотя бы одним из  таких признаков, как ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение в смысле  питания, упадка и роста. Так,  чтобы быть животным, достаточно  чувства осязания: "животное впервые  появляется благодаря ощущению". Способность к осязанию - критерий  наличия животной души, так же  как способность к питанию  - растительной. В свою очередь,  способность к ощущению (а осязание - его минимум) влечет за собой  удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное, а тем  самым желание приятного. Кроме  того, некоторым живым существам  присуща способность к движению  в пространстве. Так как способности  к ощущению не может быть  без растительной способности,  то животные обладают не только  животной, но и растительной душой.  Таковы две низшие, "физические" души. Вторая выше первой и  включает ее в себя. Где есть  животная душа, там есть и растительная, но не наоборот. Поэтому животных  меньше, чем растений.

"Наконец,  совсем немного существ обладает  способностью рассуждения и размышления". Эти существа распадаются на  две группы: люди и бог. Люди, обладая способностью к рассуждению  и размышлению, обладают как  животной, так и растительной  душой. Бог, как было уже  сказано, обладает лишь разумной  душой. Человек - и растение, и  животное. Бог - только бог. Так  образуется лестница живых существ в психологическом аспекте. В принципе эта лестница непрерывна, но все же она распадается на три пролета:

 1) растительная душа - первая и самая общая способность души, чье дело - воспроизведение и питание, а воспроизведение - минимальная причастность к божественному 1 /Здесь слышится мотив платоновского "Пира:": "Рождение - это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу". Растения не ощущают, потому что они воспринимают воздействие среды вместе с материей. Растения не способны отделить от материи форму;

2) животные отличаются  от растений тем, что обладают  способностью воспринимать формы  ощущаемого без его материи. Здесь слово "формы" употреблено не в метафизическом смысле. Это не сущности, не даваемые в ощущениях и совсем не воспринимаемые животными, а внешние формы, образы отдельных предметов и явлений, данных в ощущениях и в их синтезе в представлениях. Такова животная душа;

3) человеческая  душа кроме растительного и  животного компонентов обладает  также и разумом. В силу этого  она наиболее сложная, иерархичная,  разумная душа (О ней ниже.)

 Душа и  тело. "Будучи формой, сутью бытия,  энтелехией живого тела, душа  есть "составная сущность". Такая  душа от тела неотделима. Хотя  она сама не тело, но она  принадлежит телу, которое не  безразлично душе. Душе отнюдь  не безразлично, в каком теле  она пребывает. Поэтому Аристотель  отвергает орфико-пифагорейско-платоновское  учение о переселениях душ.  Со своей стороны, все живые  естественные тела - орудия души  и существуют ради души как  "причины и начало живого  тела" в трех смыслах: "Душа  есть причина как то, откуда  движение, как цель и как сущность  одушевленных тел". Но все это  относится лишь к растительной  и животной душам. 

 Человеческая, разумная душа. Растительная и  животная компоненты человеческой  души неотделимы от тела так  же, как души растений и животных. Ведь "в большинстве случаев,  очевидно, душа ничего не испытывает  без тела и не действует  без него, например, при гневе,  отваге, желании, вообще при ощущениях.  По-видимому, все состояния души  связаны с телом: негодование,  кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и  отвращение; вместе с этими состояниями  души испытывает нечто и тело".

 Аристотель  приводит примеры, доказывающие, что эмоции - функции не только  души, но и тела. Если тело не  придет в возбуждение, то большое  несчастье не вызовет должной  эмоции, поэтому люди часто "каменеют", дабы защититься от страдания.  Итак, делает вывод Аристотель, "состояния  души имеют свою основу в  материи". Так же и вообще "способность  ощущения невозможна без тела", без которого совершенно невозможна  деятельность и растительной  души.

 Однако разумная  душа - не энтелехия тела. Ведь "ничто  не мешает, чтобы некоторые части  души были отделимы от тела, так как они не энтелехия  какого-либо тела" (там же, с. 396). Таков ум: если способность ощущения  невозможна без тела, то "ум ... существует отдельно от него". Хотя Аристотель и замечает, что  относительно ума и способности  к умозрению еще не очевидно, существуют ли они отдельно  и независимо от тела или  же нет, но ему все же "кажется,  что они - иной род души и  что только эти способности  могут существовать отдельно, как  вечное - отдельно от преходящего". Аристотель не находит убедительного основания для утверждения того, что ум соединен с телом. Аристотель утверждает, что ум не имеет своего органа. Здесь он не на высоте для своего времени: ведь пифагореец  Алкмеон задолго до Аристотеля нашел орган мышления в мозге.

3 Учение о государстве

Аристотель подверг  критике учение Платона о совершенном  государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Осуществив грандиозное  обобщение социального и политического  опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни  и к политическому общению.

По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в  себе инстинктивное стремление к  «совместному сожительству».

Первым результатом  социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и  жена, родители и дети… Потребность  во взаимном обмене привела к общению  семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся  не ради того, чтобы жить вообще, а  жить, преимущественно, счастливо.

Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и  родами, ради совершенной и достаточной  для жизни самой себя.

Природа государства  стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается  качествами общества, которому он принадлежит  — кто желает создать совершенных  людей, должен создать совершенных  граждан, а кто хочет создать  совершенных граждан, должен создать  совершенное государство.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов  и характера деятельности людей  от их имущественного положения и  использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял  три главных слоя граждан: очень  зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые  «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается  и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой  системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится  порядок, в силу которого уже с  момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий  закон природы и ему подчинены  и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при  этом всё-таки человек, тот по своей  природе раб.

Наилучшее государство  — это такое общество, которое  достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший  строй, где средний элемент представлен  в большем числе, где он имеет  большее значение сравнительно с  обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве  много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве  неизбежно бывают враждебно настроенные  элементы.

Основным общим  правилом, по идее Аристотеля, должно служить  следующее: ни одному гражданину не следует  давать возможности чрезмерно увеличивать  свою политическую силу сверх надлежащей меры[3].

Информация о работе Учение Аристотеля о душе