Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 01:31, реферат
Дадаизм возник в 1915 г., в разгар первой мировой войны. Его инициаторами явились молодые поэты, писатели, художники, скульпторы, не желавшие участвовать в войне и обосновавшиеся в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Ведущими фигурами дадаизма были румынский поэт Тристан Тзара и немец Гуго Балль. Позднее одни из участников этого направления немецкий художник Р. Гюльзенбек метко определил дадаизм как «вопль попавших в опасность личностей».
Дадаизм возник в 1915 г., в разгар первой мировой войны. Его инициаторами явились молодые поэты, писатели, художники, скульпторы, не желавшие участвовать в войне и обосновавшиеся в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Ведущими фигурами дадаизма были румынский поэт Тристан Тзара и немец Гуго Балль. Позднее одни из участников этого направления немецкий художник Р. Гюльзенбек метко определил дадаизм как «вопль попавших в опасность личностей». Кровавые ужасы войны, страх перед возможной революцией, отсутствие связей с родиной породили смятение в душах этих эмигрантов. Они утеряли смысл и цели жизни и, лишенные идейной опоры, не находили применения своим художественным способностям. Формой протеста против неприемлемой для них действительности они избрали культ абсурда и разрушение искусства. Не имело смысла и само название направле ния: то ли от французского слова dada - детская лошад ка, конек, то ли от дважды повторенного румынского утверждения «да, да».
Манифест дадаизма гласит: «Новый художник протестует; он больше не пишет (символистских и иллюзионистских репродукций), а творит непосредственно в камне, дереве или железе утесы, локомотивные организмы, способные действовать в любом направлении под влиянием чистого ветра мгновенных ощущений», Манифест свидетельствует об определенной преемственности дадаизма по отношению к футуризму. Собственных последовательных программ деятельности дадаисты не создали. Более того, они вообще высказывались, против каких бы то ни было программ, заявляя, что единственная программа дадаизма - не имен, программы.
Дадаисты объявили себя свободными от социальных ограничений. Тзара писал в манифесте дадаизма: «Я взламываю ящики ума и социальной организации: деморализовывать везде, опустить руку с неба в ад, взглянуть из ада и небо, восстановить в реальных возможностях каждого индивида плодотворное вращение колеса мирового цирка». С самого возникновения нового направления дадаисты разделяли свое искусство как а-тезное (бестезное, лишен ное какого бы то ни было утверждения). Дадаизм - наиболее четко выраженное нигилистическое направление искусства модернизма.
Многие из дадаистов с самого начала считали свое направление просто «позой протеста». Не связывали его и с политикой. Политика и искусство, утверждали дадаисты, - две различные вещи; к художникам можно обращаться только как к частным лицам, их нельзя привлекать к участию в «пропагандистском искусстве». О целях и задачах дадаизма говорилось очень смутно: противопоставить юмор ужасам жизни («можно погибнуть, если принимать жизнь всерьез»); доказать неуважение к «унизительной современности» («что в ней заслуживает уважения и импонирует? Ее пушки? Наш большой барабан их заглушает»); жить в «собственном фантастическом мире» («ежедневно пересочинять жизнь») и т. п. Дадаизм представлял собою бессильный и лишенный смысла протест одиночек-интеллигентов. «Дадаизм был взрывом отчаяния в художнике, который чувствовал, как растет пропасть между ним самим, обществом и его временем»,- писал позднее немецкий историк искусства В. Феркауф.
Предпринятый дадаистами поход против искусства начался с обессмысливания ими художественных и литературных произведений. Так, они стали писать некие «фонетические поэмы», представлявшие собой набор отдельных слогов и деформированных слов. «Мы довели нашу пластичность слова до такой степени, которую вряд ли можно будет превзойти, - заявляли дадаисты. - Мы достигли этого результата, отказавшись от логически построенных понятных фраз, т. е. путем отказа от документальных произведений (создание которых возможно только при требующей значительного времени группировке фраз и применении логически организованного синтаксиса…»
Эти первые попытки обессмысливания искусства делались в полном соответствии с дадаистской идеей отрыва искусства от сознания и сведения его к сфере интуиции. «Мы думали,- писал один на дадаистов, Марсель Янко, - открыть у человека пойми инстинкт: художественный инстинкт. Искусство должно погрузить свои корни до глубин бессознательного… Нашим кредо стало искусство интуитивного и магического вдохновения, которое было да- леким от всякого натурализма и без которого наша молодежь не могла жить». Таким образом, идейной основой дадаизма, хотя и не сформулированной в его манифестах, был философский идеализм в крайне субъективистских его проявлениях.
Список литературы