Трактовка проблемы человека в средневековой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:44, доклад

Описание работы

Для средневекового сознания весь смысл жизни человека заключался в трех словах: жить, умереть и быть судимым. Ка¬ких бы социальных и имущественных высот человек ни дос¬тиг, перед Богом он предстанет нагим. Поэтому не о суете ми¬ра сего нужно заботиться, а о спасении души. Средневековый человек считал, что на протяжении всей жизни против него накапливаются улики - грехи, которые он совершил и в кото¬рых не исповедался и не раскаялся.

Работа содержит 1 файл

Трактовка проблемы человека.docx

— 17.35 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РБ

ГОУ ВПО Бурятский  государственный университет

Биолого-географический факультет

Кафедра Философии 
 
 
 

Доклад по дисциплине: «Философия»

На тему: Трактовка проблемы человека в средневековой философии 
 
 
 
 

Выполнил: студент  гр.01202

Верновский М.А

Проверил: Барьядаева В.А. 
 

Улан-Удэ

2011 

Проблема  человека средневековой философии 

    Для средневекового сознания весь смысл жизни человека заключался в трех словах: жить, умереть  и быть судимым. Ка¬ких бы социальных и имущественных высот человек ни дос¬тиг, перед Богом он предстанет нагим. Поэтому не о суете ми¬ра сего нужно заботиться, а о спасении души. Средневековый человек считал, что на протяжении всей жизни против него накапливаются улики - грехи, которые он совершил и в кото¬рых не исповедался и не раскаялся. Исповедь же требует столь характерной для Средневековья раздвоенности - человек выступал одновременно в двух ролях: в роли обвиняемого, ибо держал от¬вет за свои дела, и в роли обвинителя, поскольку сам должен был произвести анализ своего поведения перед лицом представителя Бога - исповедника. Свою завершенность личность получала только тогда, когда давалась окончательная оценка жизни инди¬вида и содеянного им на всем ее протяжении:

    «Судебное мышление»  средневекового человека совершало  свою экспансию и за пределами  земного мира. Бога, Творца понимали как Судью. Причем если на первых этапах Средне¬вековья Его наделяли чертами уравновешенной суровой не¬преклонности и отцовской снисходительности, то в конце данной эпохи это уже беспощадный и мстительный Господь. Почему? Чрезвычайное усиление проповеди страха перед грозным Божеством философы позднего Средневековья объясняли глубоким социально-психологическим и религиозным кризисом переходного периода.

    Божий Суд имел двойственный характер, ибо один, част¬ный, суд происходил, когда кто-нибудь умирал, другой. Все¬общий, должен состояться в конце истории рода человече¬ского. Естественно, что это вызывало огромный интерес философов к постижению смысла истории.

    Самой сложной  проблемой, порой непонятной современному созна-нию, была проблема исторического времени.

    Средневековый человек  жил как бы вне времени, в посто¬янном ощу-щении вечности. Он с охотой сносил повседневную рутину, подмечая лишь смену суток да времен года. Ему не нужно было время, ибо оно, земное и суетное, отвлекало от работы, которая сама по себе была лишь отсрочкой перед главным событием - Божьим Судом.

    Теологи утверждали, линейное течение исторического  вре¬мени. В концепции сакральной истории (от лат. sacer - свя¬щенный, связанный с религиозными обрядами) время течет от акта Творения через страсти Христовы к концу света и Второму Пришествию. В соответствии с этой схемой строи¬лись в XIII в. и концепции земной истории (например, Винцента из Бове).

    Философы пытались разрешить проблему исторического  времени и вечности. А проблема эта была не проста, ибо, как и  всему средневековому сознанию, ей тоже свойственен определенный дуализм: ожидание конца ис-тории и одновре¬менно признание ее вечности. С одной стороны - эсхатологическая установка (от греч. eschatos - последний, конечный), то есть ожидание конца света, с другой - история представ¬лялась как отражение сверхвременных, надысторических «священных событий»: «Христос однажды родился и больше родиться не может».

    Большой вклад  в разработку этой проблемы внес Августин Блаженный, которого нередко называют одним из первых философов истории. Он попытался объяснить такие  категории времени, как прошлое, настоящее и будущее. По его мнению, действительно только настоящее, прошлое  связано с человеческой памятью, а будущее заключено в надежде. Все вместе раз и навсегда соединено  в Боге как Абсолютной Вечности. Такое понимание абсолютной вечности Бога и реальной изменчивости материального  и человеческого мира надолго  стало основой христианского  средневекового мировоззрения.

    Августин занимается «судьбой человечества», руководствуясь, однако, библейской историографией, утверждающей, что предреченное пророками за много столетий сбывается в установленные сроки. Отсюда вытекало убеждение, что история, даже при уникальности всех ее событий, принципиально предсказуема, а, следовательно, наполнена смыслом. Основание этой осмысленности заключено в Божественном Промысле, провидении, Божественной опеке человечества. Все, что должно произойти, служит реализации изначального Божественного плана:

    наказанию людей  за первородный грех; испытанию их способ¬ности сопротивляться человеческому злу и испытанию их воли к добру; искуплению первородного греха; призванию лучшей части человечества к построению священного сообщества пра¬ведников; отделению праведников от грешников и оконча¬тельному воздаянию каждому по его заслугам. В соответствии с задачами этого плана история делится на шесть периодов (эонов). Августин, как правило, воздерживается говорить о вре¬менной продолжительности каждого из периодов и считает все библейские эсхатологические сроки чисто символическими.

    В противоположность  своим христианским предшествен¬никам и средневековым последователям Августин больше ин¬тересуется не хронологией, а логикой истории, чему и был посвящен его главный труд - «De civitafe Dei» («О граде Божьем»). В книге речь идет о всемирном сообществе людей, сообществе не политическом, а идеологическом, духовном.

Информация о работе Трактовка проблемы человека в средневековой философии