Трактат «Политика» Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:52, доклад

Описание работы

Трактат «Политика» Аристотеля является одним из важнейших трудов философа и занимает главное место среди всех его произведений. «Политика» состоит из двух книг. Первая книга включает в себя три главы, а вторая четыре. Я буду рассматривать первую книгу, так как именно она содержит учения о государстве и основные принципы государственного устройства.
Свое повествование Аристотель начинает с того, что государство представляет собой своего рода общение, и общение в свою очередь организуется ради всякой благой деятельности, то отсюда видно, что все общения стремятся к какому-либо благу, все эти общения составляют высшее общение, которое охватывает все остальные общения и тем самым является общением политическим. И первый вид общения есть семья (общение, возникшее естественным путем), общение, включающее несколько семей, называется селением, а в свою очередь несколько селений представляют собой уже завершенное государство. И мы видим, что всякое государство есть продукт естественного возникновения и Аристотель поясняет, что государство существует по природе; определяет человека как существо политическое, существо общественное, которое не может жить вне общения, и философ ярко выделяет, что именно человек обладает речью, при помощи которой может выражать не только чувства, но и «то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо».

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРИРОВАНИЕ философия.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Трактат «Политика» Аристотеля является одним из важнейших трудов философа и занимает главное место среди всех его произведений. «Политика» состоит из двух книг. Первая книга включает в себя три главы, а вторая четыре. Я буду рассматривать первую книгу, так как именно она содержит учения о государстве и основные принципы государственного устройства.

Свое повествование Аристотель начинает с того, что государство представляет собой своего рода общение, и общение в свою очередь организуется ради всякой благой деятельности, то отсюда видно, что все общения стремятся к какому-либо благу, все эти общения составляют высшее общение, которое охватывает все остальные общения и тем самым является общением политическим. И первый вид общения есть семья (общение, возникшее естественным путем), общение, включающее несколько семей, называется селением, а в свою очередь несколько селений представляют собой уже завершенное государство. И мы видим, что всякое государство есть продукт естественного возникновения и Аристотель поясняет, что государство существует по природе; определяет человека как существо политическое, существо общественное, которое не может жить вне общения, и философ ярко выделяет, что именно человек обладает речью, при помощи которой может выражать не только чувства, но и «то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо». Так же мыслитель подчеркивает то, что лишь человек способен отличать добро и зло, полезность и вред. Человек участвующий в общении, интересующийся государством и имеющий отношение к нему является элементом государства, а тот кто нуждается в этом не есть элемент государства, он уже либо животное, либо божество. Мыслитель видит задачу государства в том, чтобы обеспечить благом всех граждан.

Далее мы рассматриваем организацию семьи, потому что государство слаживается из отдельных семей, а семья же слагается из элементов. Совершенная семья имеет такие части как - муж и жена(брачное отношение) ,господин и раб(господское), отец и дети(отцовское). По мнению Аристотеля, Власть мужа над женой сравнивается как  власть политического деятеля, власть отца над детьми - с властью царя. Так как муж по своей натуре более предрасположен к руководительству; раб не принадлежит себе, принадлежит другому, он превращается в собственность и является активным орудием труда. И такие элементы, рабы, необходимы, так как «властвование и подчинение не только необходимы, но и полезны, и прямо от рождения некоторые существа различаются к подчинению, другие - к властвованию». Автор резюмирует, раз семья составляет государство, то все части семьи должны быть добродетельны, поэтому возникает необходимость поставить  воспитание детей и женщин в соответствующее отношение к государственному строю, и это в свою очередь должно быть необходимо для самого государства, которое стремится достойному государственному строю.

Итак, в начале свое работы я рассмотрела понятие и основу государства, его элементы, и далее, для того чтобы раскрыть саму тему мы обратимся к книге второй главе первой, где на основе разбора политических проектов Платона, Аристотель трактует свое видение государственного устройства.

Философ начинает с того, что рассуждает о том, каким образом граждане могут принимать участие в жизни государства, и он говорит, что невозможно не принимать участие в делах общества, так как государство есть общение, и все граждане (общники) должны быть заинтересованы в этом. И сразу же Аристотель задается вопросом: «в каком объеме можно допустить для граждан приобщение к государственной жизни»? «Принцип взаимного воздаяния является спасительным для государств». Этот принцип должен быть в отношении между свободными и равными, потому что править не могут они одновременно, а если и могут то только по году, или в каком-либо порядке, или периодами. В результате получается, что властвуют все.

 

6. Но так как… такой  порядок оказывается более совершенным  и в приложении I; государственному  общению, и, очевидно, было бы  лучше, если бы правили, насколько  это возможно, одни и те же  люди. Вряд ли, однако, это возможно  осуществить во всех без исключения случаях: с одной стороны, все по природе своей равны, с другой - и справедливость требует, чтобы в управлении - есть ли управление нечто хорошее или плохое - все принимали участие. При таком порядке получается некоторое подобие того, что равные уступают по очереди свое место равным, как будто они подобны друг другу и помимо равенства во власти; одни властвуют, другие подчиняются, поочередно становясь как бы другими. При таком же порядке относительно должностей разные люди занимают не одни и те же должности.

 

 


Информация о работе Трактат «Политика» Аристотеля