Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:52, доклад
Трактат «Политика» Аристотеля является одним из важнейших трудов философа и занимает главное место среди всех его произведений. «Политика» состоит из двух книг. Первая книга включает в себя три главы, а вторая четыре. Я буду рассматривать первую книгу, так как именно она содержит учения о государстве и основные принципы государственного устройства.
Свое повествование Аристотель начинает с того, что государство представляет собой своего рода общение, и общение в свою очередь организуется ради всякой благой деятельности, то отсюда видно, что все общения стремятся к какому-либо благу, все эти общения составляют высшее общение, которое охватывает все остальные общения и тем самым является общением политическим. И первый вид общения есть семья (общение, возникшее естественным путем), общение, включающее несколько семей, называется селением, а в свою очередь несколько селений представляют собой уже завершенное государство. И мы видим, что всякое государство есть продукт естественного возникновения и Аристотель поясняет, что государство существует по природе; определяет человека как существо политическое, существо общественное, которое не может жить вне общения, и философ ярко выделяет, что именно человек обладает речью, при помощи которой может выражать не только чувства, но и «то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо».
Трактат «Политика» Аристотеля является одним из важнейших трудов философа и занимает главное место среди всех его произведений. «Политика» состоит из двух книг. Первая книга включает в себя три главы, а вторая четыре. Я буду рассматривать первую книгу, так как именно она содержит учения о государстве и основные принципы государственного устройства.
Свое повествование Аристотель начинает с того, что государство представляет собой своего рода общение, и общение в свою очередь организуется ради всякой благой деятельности, то отсюда видно, что все общения стремятся к какому-либо благу, все эти общения составляют высшее общение, которое охватывает все остальные общения и тем самым является общением политическим. И первый вид общения есть семья (общение, возникшее естественным путем), общение, включающее несколько семей, называется селением, а в свою очередь несколько селений представляют собой уже завершенное государство. И мы видим, что всякое государство есть продукт естественного возникновения и Аристотель поясняет, что государство существует по природе; определяет человека как существо политическое, существо общественное, которое не может жить вне общения, и философ ярко выделяет, что именно человек обладает речью, при помощи которой может выражать не только чувства, но и «то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо». Так же мыслитель подчеркивает то, что лишь человек способен отличать добро и зло, полезность и вред. Человек участвующий в общении, интересующийся государством и имеющий отношение к нему является элементом государства, а тот кто нуждается в этом не есть элемент государства, он уже либо животное, либо божество. Мыслитель видит задачу государства в том, чтобы обеспечить благом всех граждан.
Далее мы рассматриваем организацию семьи, потому что государство слаживается из отдельных семей, а семья же слагается из элементов. Совершенная семья имеет такие части как - муж и жена(брачное отношение) ,господин и раб(господское), отец и дети(отцовское). По мнению Аристотеля, Власть мужа над женой сравнивается как власть политического деятеля, власть отца над детьми - с властью царя. Так как муж по своей натуре более предрасположен к руководительству; раб не принадлежит себе, принадлежит другому, он превращается в собственность и является активным орудием труда. И такие элементы, рабы, необходимы, так как «властвование и подчинение не только необходимы, но и полезны, и прямо от рождения некоторые существа различаются к подчинению, другие - к властвованию». Автор резюмирует, раз семья составляет государство, то все части семьи должны быть добродетельны, поэтому возникает необходимость поставить воспитание детей и женщин в соответствующее отношение к государственному строю, и это в свою очередь должно быть необходимо для самого государства, которое стремится достойному государственному строю.
Философ начинает с того, что рассуждает о том, каким образом граждане могут принимать участие в жизни государства, и он говорит, что невозможно не принимать участие в делах общества, так как государство есть общение, и все граждане (общники) должны быть заинтересованы в этом. И сразу же Аристотель задается вопросом: «в каком объеме можно допустить для граждан приобщение к государственной жизни»? «Принцип взаимного воздаяния является спасительным для государств». Этот принцип должен быть в отношении между свободными и равными, потому что править не могут они одновременно, а если и могут то только по году, или в каком-либо порядке, или периодами. В результате получается, что властвуют все.
6. Но так как… такой
порядок оказывается более