Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 18:14, реферат
А.Н. Радищев (1749–1802) – крупнейший русский писатель и мыслитель XVIII века, одна из самых трагических и спорных фигур русского Просвещения. Сложившееся с начала XIX века представление о нем как о выдающейся личности (страдальце за идеалы вольности) вылилось в массовое представление о «первом русском революционере». Между тем, сочинения Радищева разнообразны, и помимо «Путешествия из Петербурга в Москву» включают поэзию, во многом новаторскую, философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», юридические сочинения и пр. Творчество А. Н. Радищева — одна из вершин литературы и общественно-политической мысли России XVIII века.
Введение…………………………………………….
Биография А.Н. Радищева…………………………
Трактат о( человеке , его смертности и бессмертии)…….
Книга первая и книга вторая………………………
Книга третья и книга четвёртая…………………..
Заключение……………………………………
В результате анализа первого довода в пользу бессмертия души Радищев приходит к выводу, что он лишён каких бы то ни было научных оснований и является продуктом мысли и воображения человека.
Второе доказательство, черпающее доводы в пользу бессмертия души из восходящей постепенности всех существ в природе, он хотя и не подвергает подробному разбору, однако считает наиболее вероятным. «Итак, двух конечных свойств заимствуя, вознесися превыше всея твари, над нею же поставлен…Ужели сия удивления достойная постепенность, дошед до него, прерывается, остановляется, ничтожествует? Невозможно!»[1] - говорит Радищев. Но вместе с этим Радищев не приводит и каких-либо убедительных доводов, подкрепляющих истинность доказательства бессмертия души.
При разборе третьего доказательства бессмертия души Радищев ссылается на сновидения, во время которых тело спит, а душа бодрствует, на лунатизм и на случай, когда люди во время болезни не перестают мыслить и даже создавать произведения.
В конце Радищев подитоживает
сказанное в третьей и
Возвратной путь для него невозможен, и состояние его по смерти не может быть хуже настоящего; и для того вероятно или правдоподобно, что он сохранит свои мысли приобретенные, свои склонности, поколику они от телесности отделены быть могут; в новой своей организации он заблуждения свои исправит, склонности устремит к истине; поелику сохранит мысли, коих расширенность речь его имела началом, то будет одарен речию: ибо речь, яко составление произвольных знаков, знамение вещей означающее, и может внятна быть всякому чувству, то какая бы организация, будущая ни была, если чувствительность будет сопричастна, то будет глаголом одаренна.»[1]
Подводя итоги проделанной работы можно сказать, что главный философский трактат Радищева («О человеке, его смертности и бессмертии») демонстрирует широкую философскую и научную эрудицию Радищева. При всей зависимости трактата от идей Лейбница, Гердера и Гельвеция Радищев демонстрирует определенную самостоятельность в продумывании поставленного им вопроса о смерти и бессмертии человека. В первых частях работы приведены аргументы, свидетельствующие против бессмертия души, в последующих ее разделах Радищев приводит доводы в пользу ее бессмертия. Мир сотворен Богом, и с момента первотолчка он непрерывно развивается. На вершине этого развития стоит человек, который есть «брат всему на земле живущему». Объединяющим человека, зверя и камень началом является «телесность». Телесному принадлежат такие атрибуты, как пространство, время, механическое движение, форма, тяжесть, делимость и т. д. Как телесное существо – человек смертен, но его непротяженная, простая (неделимая) душа, не подверженная в силу этой ее простоты распаду, бессмертна, нетленна. О бессмертности души свидетельствует активность разума и такие феномены, как сон и лунатизм, которые демонстрируют самостоятельность души по отношению к телу.
В. В. Зеньковский,
рассматривая в своей «Истории
русской философии» это
Информация о работе Трактат о( человеке , его смертности и бессмертии)