Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:38, доклад
Гегель - сторонник познаваемости мира, философии природы (как наука в ее инобытие; философия духа, как идея, возвращающаяся в самого себя из своего инобытия). Наука - логика, как идея в себе и для себя. В основе философии лежит абсолютная идея (мировой разум, мировое сознание).
Гегель - сторонник познаваемости мира, философии природы (как наука в ее инобытие; философия духа, как идея, возвращающаяся в самого себя из своего инобытия). Наука - логика, как идея в себе и для себя. В основе философии лежит абсолютная идея (мировой разум, мировое сознание). Это означает тождество бытия и мышления:
1 - все разумное разумно
2 - достойно гибели все то, что существует
Гегель отвергает утверждение
Шеллинга о том, что первоначало
должно быть мыслимо как абсолютное
тождество субъективного и
Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально наличествует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.
Мышление, утверждает Гегель,
«отчуждает» свое бытие в виде
материи, природы, которая есть «инобытие»
этого объективно существующего
мышления, именуемого Гегелем абсолютной
идеей. С этой точки зрения разум
не специфическая особенность
Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. В этом смысл известного положения Гегеля о том, что абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития «абсолютной идеи» составляет «абсолютный дух» - человечество, человеческая история.
Мышление по сравнению
с чувственными восприятиями представляет
собой высшую форму познания внешнего
мира. Мы не можем чувственно воспринимать
то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще
нет (будущее). Чувственные восприятия
непосредственно связаны с
Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то, что отражается, - объективную реальность. Это тождество мирового разума с многообразным миром явлений, этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности, и называется им «абсолютной идеей», с одной стороны, наполняется совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другой стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.
Основной формой мышления
является понятие. Поскольку Гегель
абсолютизирует мышление, он неизбежно
обожествляет и понятие. Оно, по его
учению, «есть начало всякой жизни»
и представляет собой «бесконечную
творческую форму, которая заключает
внутри себя всю полноту всякого
содержания и служит вместе с тем
его источником». Выступая против материалистического
учения о понятии как высшей форме
отражения объективной
Итак, исходный пункт гегелевской философской системы - идеалистическое отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу мышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост и углубление знаний о мире рассматриваются как развитие самой действительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за познание человечеством Бога и тем самым самого себя.