Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:35, реферат
Томас Мор (англ. Sir Thomas More, более известный как Saint Thomas More; 7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, Лондон) — английский мыслитель, писатель. Святой Католической церкви.
Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины, английский гуманист, Томас Мор, проникся сочувствием к бедствиям ее народных масс. Эти его настроения и получили свое отражение в знаменитом произведении с длинным заголовком в духе того времени - "Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия...". Проницательность автора отнюдь не ограничивалась констатацией ужасной картины социальных бедствий, подчеркнув в самом конце своего произведения, что при внимательном наблюдении жизни не только Англии, но и "всех государств", они не представляют собой "ничего, кроме некоего заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах"Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное направление проектов и мечтаний во второй части "Утопии". Многочисленные исследователи этого произведения констатировали не только прямые, но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии (прежде всего евангельские), в особенности же античных и раннехристианских авторов.
Томас Мор (англ. Sir Thomas More, более известный как Saint Thomas More; 7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, Лондон) — английский мыслитель, писатель. Святой Католической церкви.
Хорошо зная социальную
и моральную жизнь своей
Присущее гуманистам круга
Эразма, к которым принадлежал
Т. Мор, стремление сочетать идейное
наследие языческой античной литературы
с учением Христа, греческих
философов и Новый Завет дало
основание ряду современных исследователей,
как в нашей стране, так и
за рубежом, именовать мыслителей этого
круга "христианскими гуманистами",
а данное течение - "христианским
гуманизмом".Самым существенным моментом
в так называемом "христианскомгуманизме"
был рационалистический критерий
в трактовке общественно-религиозных
вопросов, составляющий в то время
наиболее сильную и перспективную
сторону в развитии гуманизма как формы
буржуазного просвещения, расчищавшего
путь новому антифеодальному мировоззрению
будущего буржуазного общества.Именно
в русле этих гуманистических исканий,
творчески синтезировавших идейное наследие
античности и средневековья и смело рационалистически
сопоставлявших политические и этнические
теории с общественным развитием тогдашней
эпохи, возникает "Утопия"
Мора, отразившая и оригинально осмыслившая
всю глубину социально-политических конфликтов
эпохи разложения феодализма и первоначального
накопления капитала. Обращаясь к анализу
этического аспекта "Утопии",
нетрудно заметить, что главное
в утопийской этике - это проблема
счастья. Утопийцы полагали, что "для
людей все счастье или же его важнейшая
доля" заключается в удовольствии,
наслаждении. Однако, согласно этике
утопийцев, не во всяком наслаждении
состоит счастье человека, но "только
в честном и благородном", основанном
на добродетели и устремлении в конечном
итоге к "высшему благу", к которому
"влечет нашу природу добродетель".
Понятие "удовольствие" этика утопийцев
определяет как "всякое
движение и состояние тела и души, пребывая
в которых под водительством природы,
человек наслаждается.Больше всего утопийцы
ценят духовные удовольствия, которые
они считают "первыми и главенствующими. Другим критерием,
которым руководствовались в своей
этической философии граждане совершенного
государства, была религия, постулирующая
идею бессмертия души, ее божественного
предназначения к счастью. Гуманность
утопийской этики подкреплялась также
верою в загробное воздаяние за добрые
и дурные дела. Утопийцы были убеждены
в том, что к добродетельной жизни,
т. е. жизни "согласно с законами природы",
люди предназначены самим богом. Обосновывая
с помощью религии этику совершенного
государства, автор "Утопии" исходил
из ложной идеи о несовместимости
человеческой морали с атеизмом, и
в этом он оставался сыном своего времени.
Однако важно другое:сама религия утопийцев
проникнута духом рационализма и приобретает
несколько утилитарный характер, поскольку
она освещает лишь то, что отвечает
интересам всего общества. Из религии
берется ровно столько, сколько требуется
для обоснования гуманистических идеалов,
в частности наиболее разумных, с точки
зрения Мора, идеалов этики и политики.
Таким образом, автор "Утопии" настойчиво
пытается согласовать религию с общественной
пользой и доводами разума. В своем
неосознанном стремлении вырвать человеческий
разум из религиозных пут, предоставив
ему безграничные возможности к познанию,
он приходит к необходимости объявить
все разумное угодным богу. Следует
подчеркнуть историческую заслугу Мора,
который в начале 17в. смело провозгласил
идею полной религиозной свободы, положив
в основу религиозных порядков
совершенного государства закон,
согласно которому ни один человек не
может быть преследуем за свои религиозные
убеждения. Религии утопийцев отличались
друг от друга не только на своем острове,
но и в каждом городе. Правда, общим для
религий утопийцев было то, что они
обязательно предписывали всем гражданам
строгое соблюдение разумных и полезных
для всего общества норм морали,
а также установленных политических порядков,
т. е. вместо того, что, с точки зрения
Мора-гуманиста, представляло общечеловеческую
ценность: человеколюбие, сочетание
личныхинтересов с общественным благом,
а также недопущение религиозных междоусобиц.
Идея веротерпимости, выдвинутая Мором
накануне Реформации, задолго ,предвосхитила
принцип, который был сформулирован лишь
в конце 17в. "Нантским эдиктом"( закон,
даровавший французским протестантам-гугенотам
вероисповедные права. Издание эдикта
завершило тридцатилетний период Религиозных
войн во Франции )не говоря уже о том, что
в решении религиозного вопроса
автор "Утопии" был намного
последовательнее, чем составители
данного документа. В отличие от
современной Мору Европы в Утопии не было
религиозных распрей и ненависти:
там одинаково уживались и языческие верования
и христианство. Необходимо также
иметь в виду, что религиозная концепция
"Утопии" с ее верой в бессмертие
души и божественное воздаяние
после смерти, даже с точки
зрения Нового Завета, представляет
собой существенное условие, ведущее
к спасению.".Религиозно-
5.2. Общественный строй «Утопии».
Европейскому обществу XVI
столетия, основанному на социальном
неравенстве, Т. Мор противопоставлял
свой идеал - глубоко продуманную
схему общественного строя, при
котором нет частной собственности.
Все материальные блага принадлежат
здесь большинству. Общими в Утопии
являются не только природные богатства
- земля и ее недра, но и вся
продукция общественного
благ. Каковы его источники? Прежде всего, в Утопии нет частной собственности, а производительный труд обязателен для всех. Здесь нет праздных: кроме земледелия, которым заняты все, каждый изучает какое-либо ремесло как специальное, а иногда даже и несколько ремесел. Таким образом, в Утопии совсем нет людей, которые бы вели паразитический образ жизни.
Поскольку в Утопии
все население занято
Большое внимание
Мор уделял организации труда
в совершенном обществе, специально
рассматривая проблему
Не случайно,
касаясь положения трудового
люда в Англии эпохи первоначального
накопления капитала, Т. Мор указывал
на необычайно жестокую
Итак, проектируя
новую организацию труда,
В концепции Т.
Мора технический прогресс не
является определяющим. Будучи
утопистом, Мор верил, что изобилие
материальных благ может
быть достигнуто уничтожением
социального паразитизма и
Проблему тяжких
и неприятных работ Мор решает,
некоторые свободные граждане Утопии, делающие это в силу своих религиозных убеждений. В своих теориях Т. Мор исходил из уровня развития производственных сил и традиций своей эпохи.
Отчасти этим объясняется нарочитая скромность и неприхотливость утопийцев в удовлетворении своих повседневных потребностей. В то же время, подчеркивая простоту и скромность быта утопийцев, Мор выражал сознательный протест против социального неравенства в современном ему обществе, где нищета большинства уживалась с роскошью эксплуататоров. Теория Мора близка идеям примитивного уравнительного коммунизма средних веков. За плечами Мора груз средневековых традиций христианской проповеди о необходимости самоограничения, уважения к бедности и аскетизму. Однако главное объяснение проблемы - в своеобразном гуманистическом отношении к труду. Для гуманистов XV-XVI вв. труд для обеспечения средств существования - это "телесное рабство", которому они противопоставляли духовную, интеллектуальную деятельность, достойную заполнять досуг человека (otium). Ни у одного гуманиста, в том числе и Мора, при всем его уважении к простым людям труда, мы не встретим труда, мы не встретим апологии труда как такового.
Достойным человека
гуманист считает лишь
Основной хозяйственной
единицей Утопии является
"По большей части,
- пишет Мор, - каждого выучивают
ремеслу старших. Ибо к этому
чаще всего влекутся они от
природы. Если же кого-либо
привлекает к себе иное
Т. Мор неоднократно
подчеркивает, что отношения
в семье строго патриархальные,
Ремеслом занимаются
все - и мужчины, и женщины.
Однако женщины имеют более
легкое занятия, они обычно
обрабатывают шерсть и лен.
Вовлечение женщин в
Патриархальные отношения в семье, а также ярко выраженный ее профессиональный признак позволяют историку разглядеть реальный прототип семейной общины утопийцев - идеализированную ремесленную общину средних веков. Мы говорим "идеализированную", имея в виду то обстоятельство, что к началу XVI в., когда писал Мор, цеховая организация подвергалась весьма существенной эволюции. Кризис цехового строя зарождения капиталистической мануфактуры привел к резкому обострению внутрицеховых отношений - между мастером, с одной стороны, и подмастерьем и учеником - с другой. В конце средних веков цеховая организация приобретала все более замкнутый характер, дабы цехи могли противостоять конкуренции растущей капиталистической мануфактуры. Положение учеников и подмастерьев все более приближалось к положению наемных рабочих.
Создавая свой
хозяйственный идеал семейной
ремесленной общины, Томас Мор,
естественно, вынужден был
В этом Т. Мор
отразил настроения и чаяния
городских ремесленников, для
которых наступили тяжелые
Главной производственной
ячейкой в сельском хозяйстве
Утопии является большая
Таким образом,
искусственно созданный и поддерживаемый
в Утопии семейно-
В отличие от
традиционного порядка вещей,