Автор: Наталия Долгополова, 09 Декабря 2010 в 17:13, реферат
Биография и творчество Томаса Мора.
Московский
колледж управления и
новых технологий.
Томас Мор
(1478-1535 г.г.)
Реферат.
Москва
2010 г.
Образование.
Томас
родился 7 февраля 1478 года в семье
сэра Джона Мора, лондонского судьи, который
был известен своей честностью. Начальное
образование Мор получил в школе Св. Антония.
В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу
Кентербери, и некоторое время служил
у него пажом. Весёлый характер Томаса,
его остроумие и стремление к знаниям
потрясли Мортона, который предсказал,
что Мор станет «изумительным человеком».
Мор продолжил своё образование в Оксфорде,
где учился у Томаса Линакра и Вильяма
Гросина, знаменитых юристов того времени.
В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году
стал барристером.
Судя
по всему, Мор не собирался всю
жизнь делать карьеру юриста. В
частности, он долго колебался между
гражданской и церковной
Семейная жизнь.
Мор женился
на своей первой жене, Джейн, Кольт,
в 1505 году. Она была почти на 10 лет
его моложе, и его друзья говорили,
что она была тихой и доброй
нравом. Эразм Роттердамский посоветовал
ей получить дополнительное образование,
к тому которое она уже получила дома,
и стал её личным наставником в области
музыки и литературы. У Мора было четверо
детей с Джейн: Маргарет, Элизабет, Сесиль
и Джон. Когда Джейн умерла в 1511 году, он
женился почти сразу, выбрав в качестве
второй жены богатую вдову по имени Элис
Мидлтон. У Элис не было репутации покорной
женщины, как у её предшественницы, а наоборот
она была известна, как сильная и прямая
женщина, хотя Эразм свидетельствует,
что брак был счастливым. У Мора и Элис
не было общих детей, но у Элис была дочь
от первого брака. Кроме того, Мор стал
опекуном молодой девушки по имени Алиса
Кресакр, которая в итоге вышла замуж за
Джона Мора. Мор был любящим отцом, который
писал письма своим детям, когда он был
в отъезде по правовым или государственным
делам, и призывал их писать ему чаще. Мора
серьёзно заинтересовало образование
женщин, его отношение, было в высшей степени
необычным в то время. Он считал что женщины
столь же способны к научным достижениям,
как и мужчины, он настаивал, чтобы его
дочери получили высшее образование, также
как и его сыновья.
Религиозная полемика.
В 1520 реформатор
Мартин Лютер опубликовал три
работы в следующей
В парламенте.
Первым
деянием Мора в Парламенте стало
выступление за уменьшение сборов в
пользу короля Генриха VII. В отместку
за это Генрих заключил в тюрьму
отца Мора, который был выпущен
на свободу только после уплаты значительного
выкупа и самоустранения Томаса Мора
от общественной жизни. После смерти Генриха
VII в 1509 году Мор возвращается к карьере
политика. В 1510 году он стал одним из двух
младших шерифов Лондона. В 1511 году его
первая жена умирает во время родов, но
Мор вскоре вступает во второй брак.
При дворе короля.
В 1510-е
годы Мор привлёк к себе внимание
короля Генриха VIII. В 1515 году он был
отправлен в составе посольства
во Фландрию, которое вело переговоры
касательно торговли английской шерстью.
(Знаменитая «Утопия» начинается со ссылки
на это посольство.) В 1517 году он помог
усмирить Лондон, взбунтовавшийся против
иностранцев. В 1518 году Мор становится
членом Тайного Совета. В 1520 году он был
в составе свиты Генриха VIII во время его
встречи с королём Франции Франциском
I неподалёку от города Кале. В 1521 году
к имени Томаса Мора добавляется приставка
«сэр» — он был посвящён в рыцари за «заслуги
перед королём и Англией».
По-видимому,
именно Мор был автором знаменитого
манифеста «В защиту семи таинств»
(лат. Assertio septem sacramentorum/англ. Defence of the Seven
Sacraments), ответа Генриха VIII Мартину Лютеру.
За этот манифест папа Лев X пожаловал
Генриху титул «Защитник Веры» (Defensor Fidei)
(любопытно, что долгое время после того,
как Англия порвала с католической церковью,
английские монархи продолжали носить
этот титул, а на английских монетах до
сих пор присутствуют буквы D. F.). Также
Томас Мор написал ответ Лютеру под своим
собственным именем.
Конфликт с королём. Арест и казнь
Особого
внимания заслуживает ситуация с
разводом Генриха VIII, которая привела
Мора к возвышению, затем к падению и в
конечном итоге — к смерти. Кардинал Томас
Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер
Англии, не смог добиться развода Генриха
VIII и королевы Екатерины Арагонской, в
результате чего в 1529 году его заставили
уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером
был назначен сэр Томас Мор, который к
тому моменту уже был канцлером герцогства
Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью
для всех, Генрих VIII не понимал, что за
человек был Мор. Глубоко религиозный
и прекрасно образованный в области канонического
права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть
освящённый церковью брак может только
Римский папа. Климент VII был против этого
развода — на него давил Карл V Испанский,
племянник королевы Екатерины. В 1532 году
Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера,
ссылаясь на слабое здоровье. Истинной
причиной его ухода стал разрыв Генриха
VIII с Римом и создание Англиканской церкви;
Мор был против этого. Более того, Томас
Мор был настолько возмущён отходом Англии
от «истинной веры», что не появился на
коронации новой жены короля — Анны Болейн.
Естественно, Генрих VIII заметил это. В
1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента,
осмелилась публично осудить разрыв короля
с католической церковью. Выяснилось,
что отчаянная монахиня переписывалась
с Мором, который имел схожие взгляды,
и не попади он под защиту Палаты лордов,
не миновать бы ему тюрьмы. В том же году
Парламент принял «Акт о супрематии»,
провозглашавший короля Верховным главой
Церкви, и «Акт о престолонаследии», который
включал в себя присягу, которую были обязаны
принести все представители английского
рыцарства. Принесший присягу тем самым:
1) признавал законными всех детей Генриха
VIII и Анны Болейн; 2) отказывался признавать
любую власть, будь то власть светских
владык или князей церкви, кроме власти
королей из династии Тюдоров. Томас Мор,
как и рочестерский епископ Джон Фишер,
был приведён к этой присяге, но отказался
произнести её, так как она противоречила
его убеждениям. 17 апреля 1535 года он был
заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии
с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен.
За верность католицизму Мор был канонизирован
Римско-католической церковью и причислен
к лику святых папой Пием XI в 1935 году.
Произведения.
До сих
пор среди специалистов идут споры
о том, является ли «История
Ричарда III» Томаса Мора историческим
или художественным произведением. Во
всяком случае, в своих основных сюжетных
линиях это произведение совпадает с большинством
хроник и исторических исследований, а
именно с «Новыми хрониками Англии и Франции»
Р. Фабиана, записками Д. Манчини, П. Кармилиано,
П. Вергилия, произведениями Б. Андрэ. Повествования
хронистов и писателей расходятся с историей,
написанной Томасом Мором, лишь в частностях.
При этом в «Истории Ричарда III» ярко обозначен
характер автора, во многих случаях даны
оценки происходивших в 1483 году исторических
событий. Так, по поводу избрания Ричарда
III королем историк пишет, что это «…
не что иное, как королевские
игры, только играются
они не на подмостках,
а по большей части на
эшафотах».
Стихотворные произведения, эпиграммы и переводы.
Томас Мор был автором 280 латинских эпиграмм, переводных произведений, а также небольших поэм. Томас Мор активно занимался переводами с древнегреческого языка, который в его эпоху был гораздо менее популярен, чем латинский.
По мнению
Ю. Ф. Шульц, высказанному в статье «Поэзия
Томаса Мора», точная датировка подавляющего
большинства эпиграмм Мора затруднительна.
Тем не менее, как в выборе эпиграмм, так
и в поэтических произведениях Томаса
Мора основной темой является образ идеального
правителя, многие эпиграммы и поэтические
произведения идейно близки работе Томаса
Мора «Утопия».
«Утопия».
Из всех
литературных и политических произведений
Мора наибольшее значение имеет «Утопия»
(опубликована в 1516 году Дирком Мартенсом),
причем эта книга сохранила своё значение
для нашего времени — не только как талантливый
роман, но и как гениальное по своему замыслу
произведение социалистической мысли.
Литературные источники «Утопии» — сочинения
Платона («Государство», «Критий», «Тимей»),
романы-путешествия XVI века (в частности
«Quattuor Navigationes» Америго Веспуччи) и до некоторой
степени произведения Чосера, Ленгленда
и политические баллады. Из «Navigationes» Веспуччи
он взял завязку «Утопии» (встреча с Гитлодеем,
его приключения). Мор создал первую стройную
социалистическую систему, хотя и разработанную
в духе утопического социализма.
Томас
Мор назвал свой труд «Золотая книжечка,
столь же полезная, сколь и забавная
о наилучшем устройстве государства и
о новом острове Утопия».
«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.
Первая
часть произведения Мора — литературно-политический
памфлет; здесь наиболее сильный
момент — критика современных ему общественно-политических
порядков: он бичует «кровавое» законодательство
о рабочих, выступает против смертной
казни и страстно нападает на королевский
деспотизм и политику войн, остро высмеивает
тунеядство и разврат духовенства. Но
особенно резко нападает Мор на огораживания
общинных земель (enclosures), разорявшие крестьянство:
«Овцы, — писал он,
— поели людей». В первой части «Утопии»
дана не только критика существующих порядков,
но и программа реформ, напоминающая более
ранние, умеренные проекты Мора; эта часть
очевидно служила ширмой для второй, где
он высказал в форме фантастической повести
свои сокровенные мысли. Во второй части
снова сказываются гуманистические тенденции
Мора. Во главе государства Мор ставил
«мудрого» монарха, допуская для чёрных
работ рабов; он много говорит о греческой
философии, в частности о Платоне, сами
герои «Утопии» — горячие приверженцы
гуманизма. Но в описании социально-экономического
строя своей вымышленной страны Мор даёт
ключевые для понимания его позиции положения.
Прежде всего в «Утопии» отменена частная
собственность, уничтожена всякая эксплуатация.
Взамен её устанавливается обобществлённое
производство. Это большой шаг вперёд,
так как у предыдущих социалистических
писателей социализм носил потребительский
характер. Труд является обязательным
в «Утопии» для всех, причём земледелием
занимаются поочерёдно все граждане до
определённого возраста, сельское хозяйство
ведётся артельно, но зато городское производство
построено на семейно-ремесленном принципе
— влияние недостаточно развитых экономических
отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует
ручной труд, хотя он и продолжается только
6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего
не говорит о развитии техники. В связи
с характером производства обмен в государстве
Мора отсутствует, нет также и денег, они
существуют только для торговых сношений
с другими странами, причём торговля является
государственной монополией. Распределение
продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям,
без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный
строй утопийцев несмотря на наличие короля
— полная демократия: все должности —
выборные и могут быть заняты всеми, но,
как и подобает гуманисту, Мор предоставляет
интеллигенции руководящую роль. Женщины
пользуются полным равноправием. Школа
чужда схоластике, она построена на соединении
теории и производственной практики.