Точка зрения К. Поппера о росте научного знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:54, реферат

Описание работы

В западной философии философско-методологические проблемы науки разрабатывались в рамках самых разнообразных направлений, течений, школ и т. п. Центральное место они занимали в постпозитивизме — течении философско-методологической мысли XX в., пришедшим в 60-х гг. на смену неопозитивизму (логическому позитивизму). Постпозитивизм исторически восходит к работам «позднего» К. Поппера и последующих представителей «философии науки» (Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Ст. Тулмина и др.).

Работа содержит 1 файл

Поппер.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

РЕСПУБЛИКИ  УЗБЕКИСТАН

УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ  И ДИПЛОМАТИИ 
 
 
 
 
 
 
 

ЭССЕ

Тема: Точка  зрения К. Поппера о росте научного знания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: Шерматов Ш. А.

                Принял: Султанова Э. С.

 

       В западной философии философско-методологические проблемы науки разрабатывались в рамках самых разнообразных направлений, течений, школ и т. п. Центральное место они занимали в постпозитивизме — течении философско-методологической мысли XX в., пришедшим в 60-х гг. на смену неопозитивизму (логическому позитивизму). Постпозитивизм исторически восходит к работам «позднего» К. Поппера и последующих представителей «философии науки» (Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Ст. Тулмина и др.).

     Основные  черты данного течения: а) ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний; б) активное обращение к истории науки как диалектическому процессу; в) переключение усилий с анализа формальной структуры «готового», «ставшего» научного знания на содержательное изучение его динамики, изменения, развития, его противоречий; г) отказ от каких бы то ни было жестких разграничений (демаркационных линий) — эмпирии и теории, науки и философии, науки и вненаучных форм знания и т. п., а попытки гибко сочетать их; д) стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научные революции); е) анализ социокультурных факторов возникновения и развития науки; ж) резкое изменение отношения к философии, подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного исследования; з) замена верификации фальсификацией — методологической процедурой посредством которой устанавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической проверки (в наблюдении, измерении или эксперименте).

     Обратившись лицом к развитию науки (а не только к формальной структуре), представители  постпозитивизма стали строить  различные модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных процессов, совершающихся  в мире.

     Первой  из этих концепций стала концепция британского философа и социолога Карла Поппера (1902—1994). Его творческое наследие огромно. Выделим лишь наиболее важные его идеи по рассматриваемым нами вопросам.

     Науку Поппер называет «одной из величайших сил», делающих человека свободным. Поскольку наука — дело рук человеческих, то «она погрешима», а ее история есть «история безотчетных грез, упрямства и ошибок». Но мы в науке учимся на своих ошибках. Поппер выделяет два основных класса наук:

     а) теоретические или обобщающие (физика, биология, социология и др.), цель которых — открытие универсальных законов или гипотез. Здесь наиболее распространен «метод элиминации ложных гипотез»;

     б) исторические, которые интересуются конкретными специфическими событиями  и их причинным объяснением, а не законами, поскольку «не может быть никаких исторических законов». В исторических науках речь может идти только об «общих интерпретациях», которые выражают определенные точки зрения.

     Наука, по мнению Поппера, не есть «богатая коллекция  высказываний» (хотя без них, конечно, не обойтись), а представляет собой систему понятий, концепций и теоретических проблем. Для того, чтобы эти проблемы успешно решать и не делать при этом многих ошибок, науке необходим надежный метод, точнее — система разнообразных методов. Поэтому «наука характеризуется не только своей логической формой, но кроме того, и своим специфическим методом.

     Используемые  в науке методы — одна из важнейших  ее характеристик. Что же понимает Поппер под научными методами? Это есть не что иное как «способ обращения с научными системами» с «привлечением» соответствующих правил (норм). Теория последних и есть методология, т. е. подлинная теория познания (эпистемология), не являющаяся эмпирической наукой.

     Концепция роста научного знания

     Поппер  рассматривает знание (в любой  его форме) не только как готовую, ставшую систему, но также и как  систему изменяющуюся, развивающуюся. Этот аспект анализа науки он и  представил в форме концепции  роста научного знания. Отвергая агенетизм, антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он считает, что метод построения искусственных модельных языков не в силах решить проблемы, связанные с ростом нашего знания. Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим. Поппер отчетливо осознает, что «выдвижение на первый план изменения научного знания, его роста и прогресса может в некоторой степени противоречить распространенному идеалу науки как систематизированной дедуктивной системы. Этот идеал доминирует в европейской эпистемологии, начиная с Эвклида».

     Однако  при всей несомненной важности и  притягательности указанного идеала к  нему недопустимо сводить науку  в ее целостности, элиминировать  такую существенную ее черту как  эволюция, изменение, развитие. Но не всякая эволюция означает рост знания, а последний не может быть отождествлен с какой-либо одной (например, количественной) характеристикой эволюции.

     Для Поппера рост знания не является повторяющимся  или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, дарвиновский отбор. «Когда я говорю о росте научного знания, я имею в виду не накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями».

     Таким образом, рост научного знания состоит  в выдвижении смелых гипотез и  наилучших (из возможных) теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Для обоснования своих логико-методологических концепций Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития: рост научного знания рассматривается им как частный случай общих мировых эволюционных процессов.

     Рост  научного знания осуществляется, по его  мнению, методом проб и ошибок и  есть не что иное как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации — вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс. Поппер указывает на некоторые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого процесса. Среди них такие факторы как, например, отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм. К необходимым средствам роста науки философ относит такие моменты как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии.

     В своей концепции Поппер формулирует  три основных требования к росту знания. Во-первых, новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи. Во-вторых, она должна быть независимо проверяемой, т. е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались. Иначе говоря, новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования. В-третьих, хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки1. Теорией научного знания и его роста является эпистемоло-гия, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий. 
 
 
 

     Литература 

     
  1. Поппер  К. Р. Логика социальных наук // Вопросы  философии. 2002. № 10.
  2. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992.
  3. Поппер К. Р. Нищета историцизма. М., 2000.
  4. Грязнов Б.С. Философия науки К. Поппера //  Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М.: Наука, 2002.
  5. Овчинников Н.Ф. «Об интеллектуальной биографии Поппера».// Вопросы философии, 2005, №11..
  6. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.
  7. Смирнов В.А. «К. Поппер прав: диалектическая логика невозможна».// Вопросы философии, 2005, №1
  8. Чайковский Ю.В. «Об эволюционных взглядах К. Поппера». // Вопросы философии, 2010, №11

Информация о работе Точка зрения К. Поппера о росте научного знания