Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:46, курсовая работа
Философские идеи Иммануила Канта можно понять только в контексте культуры нового времени, в том числе такого ее феномена, как наука. Почти общим местом стало в историко-философской литературе убеждение, что взгляды Канта сложились в ходе размышлений над принципами ньютоновского естествознания. Нельзя, конечно, упускать из виду, что не менее важна другая сторона дела – осознание Кантом социальных задач своего времени. Отсюда вырастает кантова философия культуры, опираясь на которую,- как впрочем, и на общую теоретико-познавательную установку мыслителя, - создают свою «философию культуры» неокантианцы.
1. Теория
познания Канта и проблема
обоснования науки
Философские идеи Иммануила Канта можно понять только в контексте культуры нового времени, в том числе такого ее феномена, как наука. Почти общим местом стало в историко-философской литературе убеждение, что взгляды Канта сложились в ходе размышлений над принципами ньютоновского естествознания. Нельзя, конечно, упускать из виду, что не менее важна другая сторона дела – осознание Кантом социальных задач своего времени. Отсюда вырастает кантова философия культуры, опираясь на которую,- как впрочем, и на общую теоретико-познавательную установку мыслителя, - создают свою «философию культуры» неокантианцы. Но для исследования сформулированного в заглавии статьи вопроса мы вправе отвлечься от этого обстоятельства.
Так называемая позитивная наука, прежде всего механика, к XVII оформляется как теоретическое знание, включающее в себя четко сформулированные исходные принципы, дедуктивный способ доказательства и законы, описывающие поведение предметов. Закон можно охарактеризовать как всеобщее знание, т.е. знание, объясняющее поведение всех объектов данного класса при определенных условиях. Однако это знание не может быть получено в результате индуктивного обобщения некоторых общих признаков, присущих единичным случаям.
Будучи
всегда незаконченной, индукция не может
дать гарантии всеобщности, и эта
ее незавершенность послужила
Философский анализ научного знания позволил, далее, рассмотреть его в плане мысленного эксперимента: дело заключается в том, что в строгом смысле слова любой закон относится непосредственно к некоему «идеальному объекту» («математической точке», «абсолютной пустоте», «идеальному газу») и объясняет поведение реальных предметов с его помощью. Трудность заключается в том, чтобы объяснить, как формируются подобные идеализированные предметы и каким образом на этой основе могут быть поняты предметы реально.
Иммануил Кант, по-новому определивший понятие «опыта», отвечая на эти вопросы, как известно, отверг эмпиризм с позиций априоризма: всеобщее знание, по Канту, носит не апостериорный, а априорный, доопытный характер. С этим утверждением тесно смыкается признание Кантом конструктивной силы человеческого мышления. Эта идея прекрасно выражена в достаточно известном месте из второго издания «Критики чистого разума»: «Но свет открылся тому, кто впервые доказал теорему о равнобедренном треугольнике (безразлично, был ли это Фалес или кто-то другой); он понял, что его задача состоит не в исследовании того, что он усматривал в фигуре или в одном лишь ее понятии, как бы прочитывая в ней ее свойства, а в том, чтобы создать фигуру посредством того, что он сам priori, сообразно понятиям мысленно вложил в нее и показал (путем построения). Он понял, что иметь о чем-то верное априорное знание он может лишь в том случае, если приписывает вещи только то, что необходимо следует из вложенного в нее им самим сообразно его понятию».
Из этого можно сделать следующий вывод: для Канта предмет научного мышления – это идеальный объект и в качестве такого, по сути дела, есть не что иное, как мысль, совпадает с ней. Но это только одна сторона дела; другая сторона заключается в том, что содержание мышления, его предмет, должно противостоять мысли, ибо познание является отношением мысли к чему-то иному (я не знаю или не знаю что-то), а чем может быть это иное, как не бытием?
Налицо парадокс: мысль как будто не может заключать в себе ничего, кроме мысли, но в то же время она не может существовать (не может быть мыслью), не относясь к чему-то вне себя, не включая, следовательно, в себя нечто, с мыслью не совпадающее и принципиально иное. Это иное и есть реальность, бытие. Но каким образом бытие может стать предметом познания иначе, чем в качестве мысленного, идеального бытия? Получается замкнутый круг… Можно выразить это и иначе: мышление оказывается тождеством мысли объекту (т.е. мысленному предмету), и одновременно их несовпадением (признанием реального объекта в его отношении к мысленному). Если представить себе, что предмет целиком сливается с мыслью, то нет самого мышления, так как нет отношения к другому. Если же признать их различие, то как будто отсутствует всякая возможность для объяснения того, как внутри мышления может существовать нечто совершенно чуждое ему, и какое отношение может иметь к нему мысль.
В силу такого противоречия, говоря
словами Канта, самому
Таким образом, «бытие» для Канта есть, во-первых, предпосылка познания, а во-вторых, некое предполагаемое и, таким образом, полагаемое мыслью неизвестное как тот результат, который обнаруживается всем ходом критики познавательной способности человека. Реальный мир существует, и именно с ним имеет дело реальный человек – в этом для Канта нет никакого сомнения. Вся трудность заключается в том, чтобы объяснить, как воспроизвести реально существующие предметы в логике понятий. Очевидно, они должны быть осмыслены в качестве логической проблемы. Не будучи в состоянии включить в себя предмет в его материальности, познание должно сконструировать его как свой идеальный объект. Материал для конструирования, по Канту доставляет ощущение, устанавливающее связь с реальностью (пусть только предполагаемой), форму же – априорные элементы познания: пространство и время как формы чувственного созерцания и категории как формы рассудочной деятельности.
Ни в ощущениях, ни в рассудке,
считает Кант, не заложена возможность
выхода непосредственно к
Вкратце представление Канта
о ходе познания сводится к
тому, что все знание
Таким образом, познание Кант понимает в виде двуединого процесса: пассивного восприятия субъектом движения от объекта к субъекту, и активного движения от субъекта к объекту. Но ни в одном из этих движений мы не соприкасаемся с объектом самим по себе. И тот предмет, который разум задает в виде задачи для рассудка и чувственности,- это его собственное творение; это всего лишь умопостигаемый, а не реальный предмет, «ноумен». Если при этом воображают, пишет Кант, что созданный таким образом нами объект тождествен с реальным, то это всего лишь иллюзия.
Ито таков: предмет мысленного
конструирования, известный
Попытка переосмыслить
Разработка философских
В первую очередь Коген
обращает внимание на
Средством анализа и ревизии
«Критики» Коген считает
Из этой интерпретации и будет исходить Коген. Самым существенным для него явится, следовательно, определение вещи в себе именно как идеи проблемы, идеи задачи и далее – как регулятивного принципа. Регулятивный принцип необходим для познания в контексте «критики»; несмотря на то, что мы не можем считать идеи конститутивными принципами, т.е. такими понятиями, с помощью которых формируются предметы опыта, все же благодаря им рассудок «лучше и дальше направляется в своем знании». Идеи делают возможным переход от естественнонаучных понятий к практическим. Однако если в кантовской философии идеи в качестве регулятивного принципа фактически не привносят в теоретическое познание ничего, кроме его ограничения, то для Когена регулятивный принцип – это двигатель мышления, его фермент и катализатор. Это означает, что понятие идеи раскрывается Когеном совсем по-иному, чем Кантом.
Кант заимствовал термин «идея» у Платона. Последний, по его словам подразумевал под этим термином нечто не только не возникающее из опыта, но и далеко превосходящее все понятия рассудка. Идеи - первообразы самих вещей, а не только ключ к возможному опыту, каким являются категории. Кант настаивает на том, что Платон ясно видел, как наш разум, трактуя идеи, уносится в область знаний, заходящих так далеко, что не может быть никакого предмета или опыта, который совпадал бы с ними. Тем не менее идеи не сводятся к иллюзиям, обладая трансцендентной реальностью. Платон пытался обнаружить их не только в сфере нравственности,- но и в реальном существовании растений, животных, в правильном порядке мироздания.
Информация о работе Теория познания Канта и проблема обоснования науки