Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:23, реферат
Философские вопросы познания воспринимаются как вечные и неизменные и сохраняют свою актуальность в современном мире. Боле того, они приобретают особую остроту из-за кризиса миропонимания человека и его взаимоотношений с Природой. Материалистическое миропонимание, как правило, ведет к признанию принципиальной познаваемости мира.
ВВЕДЕНИЕ __________________________________2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ____________________________3
1. Философия познания: общее и особенное________3
2. Познаваемость мира как философская проблема___3
3. Субъект и объект познания. Виды познания______4
4. Практика как критерий познания________________5
5. Творчество познающего разума_________________5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Теория познания как целостная система философского знания
ВВЕДЕНИЕ ______________________________
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ________________
1. Философия познания: общее и особенное________3
2. Познаваемость мира как философская проблема___3
3. Субъект и объект познания. Виды познания______4
4. Практика как критерий познания________________5
5. Творчество познающего
разума_________________5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________
ВВЕДЕНИЕ
Философские вопросы познания воспринимаются как вечные и неизменные и сохраняют свою актуальность в современном мире. Боле того, они приобретают особую остроту из-за кризиса миропонимания человека и его взаимоотношений с Природой. Материалистическое миропонимание, как правило, ведет к признанию принципиальной познаваемости мира. В познавательном аспекте познающий разум рассматривается материализмом как отражение реального и независимого от человека материального мира, в то время как идеализм, даже декларируя познаваемость, на самом деле относит ее только к идеальному предмету, а не к природе и материи
(Г. Гегель). Исторически противостояние этих систем познание известно как основной вопрос философии. Будучи не только основным, но и самым общим вопросом, он определяет основы миропонимания человека, а в философии определяет направление развития философской мысли.
Наш
реферат посвящен такой важной области
философского знания, как гносеология
– теория познания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Философия познания: общее и особенное. Изучение процесса познания в его историческом развитии невозможно без исследования философских закономерностей процесса познания как целого. В философии познание рассматривается как вид отражения, обладающего общими признаками научного познания, но имеющего свои особенности. Познание осуществляется на базе материальной деятельности людей. Практика определяет отражение действительности в познании в виде единства его чувственной и логической стороны. Проблемы познания в философской традиции получили название ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ, а проблемы бытия материального мира ОНТОЛОГИЧЕСКИХ.
Гносеологические проблемы находятся в непосредственной связи с онтологическими. Непонимание этого может привести к противоречиям в процессе познания. Гносеологические вопросы носят мировоззренческий характер и зависят от решения основного вопроса философии. Направление мировоззрения ПОЗНАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА стимулирует постановку новых научных вопросов, то есть обеспечивает историческое развитие процесса познания человеком закономерностей природы, общества и проблем самого человека. Содержание теории познания ставит во главу центральную проблему, которой является ИСТИННОСТЬ знания, связанная с вопросом познаваемости мира. Решение проблем познания во многом зависит от практики человеческой деятельности. Практика является источником формирования понятий и законов логики в процессе познания. Практическая деятельность человека создает условие единства чувственного и рационального в познании. Практика играет роль основы познания, стимулируя его развитие, поиск разрешения противоречий и получения новых знаний. Таким образом, решение специфических вопросов познания опирается на мировоззренческие, общие проблемы гносеологии.
Познаваемость мира как философская проблема. Основным вопросом теории познания является вопрос познаваемости мира. Философы различных школ и направлений занимали различные мировоззренческие позиции по отношению к проблеме познаваемости мира. Скептики абсолютизировали процесс поиска истины, делая необязательным ее нахождение. То есть, они шли путем, ведущим к признанию непознаваемости мира и несостоятельности научного познания. Они не верили в познавательные способности человека, подчеркивая противоречивость процесса познания (Секст Эмпирик, Диоген Лаэртский).
Скептики заложили основы агностицизма – представления о непознаваемости мира. Крупнейшим представителем агностицизма в Новое время был И. Кант. Признавая наличие материального мира и его воздействие на наши органы чувств, он считал мир непознаваемым. Этот знаменитый немецкий философ создал учение о «вещах в себе», утверждая, что понятия и формы чувственного познания не дают нам знания о «вещах в себе». Кант развил представление о чистом разуме, который не зависит от опыта, а вытекает из всеобщих связей и зависимостей, существующих в мире. Гегель, критикуя Кантовский агностицизм, подчеркивал важность представлений Канта о независимом (чистом) разуме, считая его всеобщим принципом философии. Односторонний подход к анализу процесса познания привел современную западноевропейскую гносеологию к АПРИОРИЗМУ и ЭМПИРИЗМУ. Так, эмпиризм абсолютизирует роль чувственного опыта, что создает трудности при объяснении теоретического знания. Английский философ Б. Рассел пишет: «Мы придерживаемся учения (эмпиризм), что все человеческое знание недостоверно, неточно и частично». Следовательно, нельзя ничего высказать определенного, истинного или ложного о материальных вещах. Так подводится база для вывода о том, что научные теории не имеют основания в реальности. Например, понятие атома, по мнению неопозитивистов, является логической конструкцией. Но если объект науки – логический конструкт, то способы его описания зависят от произвола человека (субъекта познания). Преувеличение субъективной стороны логического познания позволяет отождествить научную гипотезу с любым вымыслом. Общий вывод неопозитивистов-агностиков: «Все человеческое знание недостоверно». Эти воззрения повторяют взгляды И. Канта, утверждавшего, что «если убрать человека как субъект познания, то все свойства объектов и их связи в пространстве и времени, а также самое пространство и время исчезли бы».
Субъект и объект познания. Виды познания. Субъект и объект познания – главные элементы познавательного процесса. Субъект – это индивид или общность индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществляющие познание или преобразование материального мира. Объект – это та сторона материального мира, на которую направлено познание.
Соотношение субъекта и объекта трактуется философскими школами по-разному. Так, Декарт противопоставлял субъект и объект, отдавая приоритет активности субъекта. Интересно проанализировать Декартовское положение: «Я мыслю, следовательно, я существую (COGITO, ERGO, SUM)». Декарт сделал попытку освободить познание от всего божественного и сверхъестественного, подразумевая, что мыслит человек, а не Бог. Субъект у Декарта обладает предметным сознанием и самосознанием (он понимал его как «мышление о мышлении»), признавая творческую функцию человеческого мышления. Декартовское изречение в буквальном смысле слова означает переориентацию гносеологии с Бога на Человека. И. Кант, полемизируя с Декартом, выдвинул идею надличного, свободного и всеобщего субъекта, в современном представлении это ТВОРЧЕСКИ АКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, слившаяся в единое мышление община.
Классики диалектико-материалистической философии субъектом познания считают общественного человека, осуществляющего предметно-практическую деятельность, преобразующего мир, общество и самого себя. К. Маркс пишет: «Человек – не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество». Таким образом, процесс познания осуществляют люди, образующие общество.
Практика как критерий познания. Важным этапом развития теории познания является введение в гносеологии категории ПРАКТИКИ. Метафизики рассматривали человека абстрактно, ВНЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, считая все формы человеческой деятельности ПРИРОЖДЕННЫМИ. Так, французский энциклопедист Д.Дидро считал, что «органы чувств представляют собой клавиши, по которым ударяет Природа, вследствие чего и осуществляется познание». Практическая основа познания определяет его активный творческий характер. В 18 веке философы хотя и улавливали связь между «развитием ума» и «прогрессированием промышленности», но подробно обосновать роль познания в усовершенствовании и усложнении практической деятельности человечества им не удалось. Это произошло потому, что философы-материалисты 18 века (Гельвеций, Гольбах) абсолютизировали чувственную сторону познания, сводя воздействия материального мира к его влиянию на органы чувств человека. Л.Фейербах частично преодолел этот недостаток, подчеркивая роль абстрактного мышления. «Чувствами читаем мы книгу природы, но понимаем ее не чувствами» (Л.Фейербах). Но все же главную роль он отводил созерцательности, за что его критиковал К.Маркс в труде «Тезисы о Фейербахе». Логическое познание, которое называют понятийным, является важной стороной познавательного процесса. По своей структуре логическое познание является единством формы, методов и средств. Формы – понятия, суждения, умозаключения. Методы – индукция-дедукция, классификация, абстрагирование и конкретизация , моделирование и др. Средством логического познания является ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО мышления, оперирования и передачи знаний. Маркс и Энгельс обосновали роль практической деятельности, человеческого труда в процессе мышления и познания. Это позволило раскрыть закономерную связь уровня теоретических знаний исторических эпох с характером производственной деятельности людей. Таким образом, материально-практическая деятельность людей определяет: 1.цели познания и его задачи 2.объект и направление познания 3. содержание, уровень и результаты познания.
Творчество
человека в процессе
познания. По мере усложнения познавательной
деятельности возрастает роль ТВОРЧЕСТВА
как условия появления нового
знания. Творчество рождается при взаимодействии
сложного и динамически изменяющегося
материального мира с внутренним миром
человека во всем его богатстве и сложности,
включающем переживания, воображение,
интуицию. Творческий процесс реализуется
на основе единства чувственного и рационального
познания. Посредником между ними в творческом
процессе выступает неосознаваемые процессы
(бессознательное) человеческой психики.
В процессе творчества человека область
бессознательного приоткрывает перед
субъектом свои информационные и эмоциональные
«тайники», позволяя обогатить человечество
новым знанием. Таким образом, творчество
сложный процесс, в котором проявляются
уровни и способы познания и преобразования
действительности.
В РЕФЕРАТЕ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ В ИХ
ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.
Движущей силой познания
является стремление
человечества к ИСТИНЕ,
ПОНИМАЕМОЙ КАК «СОВПАДЕНИЕ
МЫСЛИМОГО С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ».
Теория познания не сразу пришла к пониманию
того, что поиски и установление истины
являются историческим процессом, устремленным
в бесконечность. Пока существует человечество
на Планете Земля, оно будет мучительно,
в борьбе, преодолении противоречий продолжать
поиск истины, двигаясь по тернистому
пути ПОЗНАНИЯ.
1.Теория философии. Изд-во «Эксмо», М., 2004
2. Человек.
Энциклопедический словарь.
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ,
ФИЛИАЛ Г. КЛИН
РЕФЕРАТ
ПО ТЕМЕ «ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА
ФИЛОСФСКОГО ЗНАНИЯ»
По курсу
философии
Подготовил: студент 1 курса
заочного отделения гр. 123
Пермяков
Артем Анатольевич
Проверил:
преподаватель Гусев
А.А.
Клин 2006 год
Информация о работе Теория познания как целостная система философского знания