Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:10, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является наиболее широко рассмотреть феномен человеческой любви. В связи с этим следует выделить следующие задачи:
· Рассмотреть когда появились первые попытки объяснения любви;
· Выяснить какие были объяснения любви;
· Рассмотреть различные теории любви;
· Проследить как развивалась тема любви в философии с античных времен по нынешней день;
Объектом изучения является непосредственно феномен любовь.
Предметом же изучения данной контрольной работы следует считать философию любви.
Введение…………………………………………………………………..……… 3
1. Тема любви в истории философии…………………………………………... 4
1.1.Любовь в античной философии…………………………………………….. 4
1.2.Христианское понимание любви………………………………………….... 9
1.3. Тема любви в философии эпохи возрождения и нового времени……… 14
2.Механика эроса и искусство любви…………………………………………. 21
2.1 Механика эроса Зигнумда Фрейда………………………………………… 21
2.2 Искусство любви Эриха Фромма………………………………………….. 25
Заключение……………………………………………………………………… 32
Список литературы……………………………………………………………... 34
Возникает вопрос, а можно ли любить кого-нибудь только из чувства долга, любить человека, когда нет истинного, естественного чувства любви? «Говоря о любви как о долге, Кант подразумевает в данном случае не чувство, а общий принцип, полагаемый разумом». Кант говорит: «Любовь мы понимаем здесь не как чувство (не эстетически), т. е. не как удовольствие от совершенства других людей, и не как любовь – симпатию (ведь со стороны других не может налагаться обязанность питать чувства); любовь должна мыслиться как максима благоволения (практическая), имеющая своим следствием благодеяние» [5]. Делать добро мы способны людям независимо от того, любим мы их или нет, человеческий разум велит делать добро несмотря ни на что [8].
Что же такое
благоговение? Кант считает, что это
удовольствие от счастья других. Помощь,
которую человек оказывает
Кант совершенствует свою точку зрения и по отношению к дружбе, «дружба (рассматриваемая в ее совершенстве) — это союз двух людей, основанный на взаимной любви и уважении». Более того, без уважения «невозможна истинная любовь, в то время как можно питать к кому-нибудь большое уважение, и, не испытывая любви» [8].
Из всего выше сказанного можно сделать такой вывод, что любовь, дружба и уважение, по Канту, тесным образом связаны между собой. Так же Кант причисляет любовь к долгу, и говорит, что этот долг должен выполняться в обязательном порядке, как и любой другой моральный долг человека.
Шопенгауэр, в своем произведение «Мир как воля и представление», дает очень интересное определение половой любви. «Любовь – неодолимая страсть, побеждающая голос разума, толкающая людей на жертву своим благополучием, порождающая высокие творения искусства и... вдруг исчезающая, как призрак. Какая таинственная сила вводит нас в губительный возвышенный обман? Эта сила – незримая воля, половой инстинкт» [14].
Шопенгауэр считает, что все любовные волнения, радости и горести, вся суета, связанная с любовью имеет просто инстинктивный характер, а если конкретнее, то вся любовь это всего лишь на всего половой инстинкт. По сути дела, если размышлять рационально, то любовь лишь отнимает у человека жизненные силы, а также материальные блага. И если следовать этой логике выходит что любовь это безумство. И если бы каждый человек поступал, как велит ему разум, то никакой любви бы не было. Однако тогда бы именно переставал размножаться человеческий род. И именно тогда природа придумывает маленькую хитрость, то есть тот самый половой инстинкт. Движимый же этим инстинктом человек создается себе иллюзию и охватывается любовной страстью, он воображает, будто им движут эгоистические намерения овладеть своей возлюбленной, но когда цель оказывается достигнутой, чары вдруг исчезают, иллюзия становиться ненужной, так как основная цель выполнена.
Хотя и выходит, по мнению Шопенгауэра, что любовь это просто стремление человека к физическому обладанию другим человеком, ради продолжения рода, но все же возвышенная страсть любви это не просто примитивный половой инстинкт, как у животных. Здесь есть ещё одна хитрость, то, что человек хочет обладать не каждым индивидом противоположного пола, а ищет соответствующею ему половинку, то есть такую, которая будет его, дополнять и будет скрывать недостатки, которые имеются. «Индивид действует здесь бессознательно для самого себя, по поручению некоторого высшего начала — рода.… Это изучение и испытание – не что иное, как размышление гения рода о том индивидууме, который может родиться от данной четы, и о комбинации его свойств». Если же двоя, испытывают друг к другу отвращения, то сама природа говорит что ребенок, который может у них родиться, будет безобразен, дисгармоничным и несчастным. Шопенгауэр говорит, что чем совершеннее и гармоничнее пара, тем сильнее у них будет любовная страсть. «То упоительное восхищение, какое объемлет мужчину при виде женщины соответствующей ему красоты, суля ему в соединении с нею высшее счастье, это именно и есть тот дух рода, который, узнавая на челе этой женщины явный отпечаток рода, хотел бы именно с нею продолжать последний». И именно то, что индивид выбирает именно свою половинку, как раз и отличает любовь от пошлого полового инстинкта [14].
Шопенгауэр
также рассмотрел брак по
Впрочем, брак по любви тоже бывает со счастливым концом. Иногда между людьми возникает очень интересный феномен, который именуется дружбой. Дружба возникает тогда, когда мужчина и женщина имеют одинаковые интересы и сходятся во мнениях. И все же дружба не заменят любовь, она лишь помогает подержать ее на нужном уровне.
Рассмотрев некоторых
мыслителей эпохи возрождения и
нового времени, я узнала, что для
кого-то любовь это всего лишь на
просто половой инстинкт, с небольшими
хитростями, а для кого-то это возвышенное
чувство, которое является сбором всех
добродетелей. Мыслители данного периода
не были против «земной» любви, напротив
их она очень интересовала, и они подробно
изучали ее, были даже попытки научно объяснить
феномен любви.
Глава 2.
Механика эроса и
искусство любви.
2.1 Механика эроса Зигнумда Фрейда
Зигмунд Фрейд австрийский ученый так же уделил внимание феномену любви. Для того, что бы понять его суждение о любви необходимо понять общие черты фрейдовского объяснения неврозов. «Основой невроза, является конфликт между принципом удовольствия и принципом реальности, происходящий в психике человека». Когда конфликт достигает невыносимой остроты, человек начинает страдать неврозом [12, С. 136].
Как же возникает это конфликт? Каждый младенец от рождения совершенно бессознательно подчиняется в своем поведении принципу удовольствия, купается в наслаждениях и стремится избегать неприятных ощущений. «Он насквозь эротичен, не способен ни к какому самоограничению, он – совершенно безнравственный сластолюбец. Детская сексуальность связана, преимущественно, со ртом и анусом, а не с половыми органами, поскольку последние еще не достигли зрелости». Со временем окружающая среда начинает ограничивать его права на удовольствия, его принуждают считаться с окружающим миром. Его отрывают от материнской груди, начинают приучать к горшку, учат ходить и много другое, чему каждая мама учит ребенка. Таким образом, в противовес принципу удовольствия у ребенка начинает формироваться принцип реальности. Фрейд также считает, что вместе с принципом реальности начинает формироваться человеческое сознание или как он его назвал человеческое «я». Под давлением реальности ребенок отказывается от чисто сексуального мышления и начинает познавать законы реальности и приспосабливаться к ним [12, С. 136].
Для взрослого человека совершенно недопустимы те вольности, которые позволялись ему в детстве, но он не исчезают. Что же с ними становиться? Есть два пути. Их либо подавляют, то есть вытесняют в бессознательное. Либо они преобразуются в непрямые формы осуществления, иногда они подвергаются такому изменению, что распознать их почти невозможно. В итоге принцип реальности берет верх, но принцип удовольствия остается. Первичные позывы сластолюбия Фрейд называет, словом «либидо». И именно это либидо должно, так или иначе, получать удовлетворение, в противоположном случае начнется грубый конфликт между сознанием и бессознательным, между «хочу» и «нельзя», что в конечном итоге приведет к неврозу.
Рассмотрев концепцию Фрейда можно прийти к его суждениям о любви.
По Фрейду понятие любви это обобщение всего того, что происходит от энергии либидо, то есть половая любовь с целью совокупления, а также любовь к себе, любовь родителей, любовь детей, дружба и общечеловеческая любовь. Он писал: «Психоанализ научил нас рассматривать все эти явления как выражение одних и тех же побуждений первичных позывов». Так же Фрейд утверждал, что его «либидо» в принципе совпадает с Платоновским «эросом» [14, С. 141].
Фрейд различает два течения любви – нежное и чувственное. В норме они должны сливаться вместе в половой любви, в противном случае человек обречен, страдать импотенцией или фригидностью. Из этих двух течений нежное зарождается намного раньше, чем чувственное, еще в детстве начинают появляться его зачатки. Оно сначала направлено на членов семьи, на тех, кто занят воспитанием ребенка. Оно содержит и некоторую долю полового влечения, подтверждение этого является то, что ребенок обещает жениться на маме, сестре, воспитательнице.
При половом созревании к нежному течению присоединяется чувственное. Поначалу это чувственное течение бывает направлено так же на членов своей семьи, но потом когда ребенок осознает что это нехорошо, его чувственное течение любви начинает распространяться на кого-то из посторонних людей. Выбор этих посторонних опирается на первичные привязанности, то есть человек ищет кого-то похожего на маму, сестру или воспитательницу. Со временем, на этих посторонних людей переноситься и нежность, которая раньше была направлена на членов своей семьи. «Таким образом, нежное и чувственное течение должны слиться воедино» [14, С. 143].
Однако слияние воедино эти двух течений бывает не всегда. Во-первых, выбор постороннего человека может быть запрещен, по каким либо причинам, во-вторых, первые детские объекты, от которых следовало бы уйти, настолько привлекательно, что от них нельзя отказаться. «Если эти два фактора достаточно сильны, то начинает действовать общий механизм образования неврозов. Либидо отвращается от реальности, подхватывается работой фантазии, усиливает образы первых детских объектов и фиксируется на них». А так как в условиях семьи, открыто можно, проявлять лишь нежное течение, то чувственное необходимо подавлять или реализовывать на постороннем человеке, который не напоминает нам обожаемых людей. Реализовывать же его на постороннем человеке, который нам напоминает любимого человека, невозможно из-за страха, который возник вследствие запрета. Таким образом, любовь становиться расщепленной на возвышенную и низменную [14, С. 144].
Если же чувственное
течение будет всегда под запретом,
и не будет реализовываться вообще,
то тогда может наступить
Запрет в любовной
жизни хотя и имеет негативные
последствия, однако неограниченная с
самого начала половая свобода также
влечет за собой нежелательные
Сексуальное ограничение
необходимо для культурного развития.
Так как энергия либидо, не имея
выхода, будет направлено на творчество.
Именно при помощи ограничениям, считал
Фрейд, становятся возможными достижения
человеческой культуры. Ведь если бы мы
имели возможность
Таким образом,
рассмотрев теорию Фрейда
Важная заслуга
Фрейда состояла в том, что, его концепция
вызвала цепную реакцию со стороны
других мыслителей. Многие не согласились
с его концепцией, и в результате
этого на свет появилось очень
много трудов посвященных феномену
любви.
2.2 Искусство любви Эриха Фромма.
Эрих Фромм немецко-американский философ, ведущий представитель неофрейдизма утверждал, что способность любить важнейшая черта человеческой личности.
Фромм утверждал, что любовь это искусство, а не дар свыше. Так же он отрицал, что любовь это всего лишь инстинкт. Он также говорит, что люди заблуждаются, когда думают, что любовь приходит совершенно независимо от человека – как не подвластный ему инстинкт или как счастливый случай, который подарил ему любимого. Дело, прежде всего в том умеет ли человек любить. Фромм сравнивает способность любить, например, со способностью рисовать: например человек хочет научиться хорошо рисовать, а вместо того что бы учиться просто будет сидеть и ждать случая появления какого-либо предмета, воображая будто тогда он сразу станет потрясающим художником. Звучит глупо, неправда ли, ведь что бы стать профессионалом, необходимо постоянно совершенствовать свои навыки. Точно также обстоит и с любовью, говорит Фромм.