Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:32, контрольная работа
Первая половина ХIХ века характеризовалась значительным повышением общественно-политической жизни. Ярким доказательством этого была деятельность тайного общества, названного в честь первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.
Кирилло-Мефодиевское братство было основано в декабре 1845 - январе 1846 гг. в Киеве, который к этому времени стал центром общественной мысли и политической жизни украинцев, по примеру существовавших тайных обществ «Соединенных Славян» и «Малороссийское общество».
1 Идея единства славян Кирилло-Мефодиевского общества.
2 Философия Н. Костомарова и П. Кулиша.
3 Философские взгляды Т.Г. Шевченко и "философия сердца" П. Юркевича.
Неоднозначное
оценивается мировоззрение
Известный культуролог Леонид Плющ считает поэтику Тараса Шевченко шаманною: ее психологическая основа - "сноподібно-музичне вслушивание во временное бытие мира", и источники которой - в славянской мифологии. Философия Тараса Шевченко принадлежит к типу диалогической "философии пути", центральными категориями которой являются поиски Бога, пути познания Божественной истины, диалог с Богом, диалог непосредственный (мистический) или опосредствованный диалогом с людьми, культурой, природой.
Тарас Шевченко выступал за развитие демократической украинской национальной культуры, потому что "нация без своей собственной, ей лишь пренадлежащий , характерной черты напоминает просто кисель, и наиболее невкусный кисель".
Шевченко - истинно украинский мыслитель-романтик, считал, что поэзия призвана растопить "людям сердце", нести им большую правду. Эти идеи подхватил выдающийся представитель философии сердца Памфил Юркевич.
Философские взгляды П.Д. Юркевича
Философское учение Юркевича называют "философией сердца", поэтому он фактически продолжает линию Григория Сковороды. Для Юркевича сердце - это не только центр человеческой духовности, но и главное основание человеческой природы, условие существования человека как средоточия божественного и земного. Именно философия даёт человеку единое и целостное мировосприятие, направляя его к вечному и божественному. В основе представлений Юркевича о божественном лежит учение об идеях Платона. Божественное начало является той идеальностью, которая наполняет мир смыслом, но в то же время не является чем-то абстрактным, запредельным человеку. В этом смысле Юркевич является сторонником православной традиции понимания божественного в мире, идущей из Византии.
Философ однозначно разводит понятия разум и дух, человеческая духовность, справедливо считая, что все достоинство человека, то, что собственно делает его человеком, не может исчерпываться только мышлением. Разум это просто свет, который озаряет то, что, рождается в недрах, недоступных для постижения самого разума. Разум лишь вершина духовной жизни человека, ее же корни кроются гораздо глубже и представляют собой принципиально другую сущность, к которой не применимы привычные разумные критерии.
Следует отметить, что Юркевич активно использует в своем философском лексиконе понятие "сердце", которое он считает средоточием души. Разум он не так активно, как Киреевский, противопоставляет логическому мышлению, хотя и указывает, что знание разума проявляется не только в голове, но и в сердце.
Так, по мнению П.Д. Юркевича, "1) сердце может выражать, обнаруживать и понимать совершенно своеобразно такие душевные состояния, которые по своей нежности, преимущественной духовности и жизненности не поддаются отвлеченному знанию разума; 2) понятие и отчетливое знание разума, поскольку оно делается нашим душевным состоянием, а не остается отвлеченным образом внешних предметов, открывается или дает себя чувствовать и замечать не в голове, а в сердце; в эту глубину оно должно проникнуть, чтобы стать деятельною силою и двигателем нашей духовной жизни".
Философ
считает, что совершенно неправомерно
распространение учения, что "разум
сам по себе, из собственных сил
и средств дает или полагает законы
для всей душевной деятельности. С
этой точки зрения было бы необходимо
согласиться, что все достоинство
человека, или весь духовный человек,
заключается в мышлении". В
данном случае нетрудно заметить, что
мыслитель отождествляет разум
и мышление, хотя и справедливо
отмечает, что все достоинство
человека, то, что собственно делает
его человеком, не может исчерпываться
только мышлением. Разум - это свет,
"которым озаряется не им положенная,
но Богом созданная жизнь
По мнению Памфила Юркевича, религиозное переживание открывает перед нами тот факт, что сердце есть глубокая основа душевной жизни, чем ум. Оно же так как имеет в себе всю непосредственность бытия, первично дарованного Богом. П.Юркевич утверждает, что основа религиозного сознания человека лежит в его сердце, итак, религия образована на естественном грунте. Так как не ум есть для нее главным аргументом за бытие Божье, а сердце. В своей работе "Сердце и его значение в духовной жизни человека, согласно со Словом Божьим" Юркевич приводит большее 120 цитат из Библии, показывая, что авторы Св. Письма рассматривают сердце как центр духовной жизни человека, особый орган для восприятия Бога.
Сердце,
Юркевичем, выражает такие состояния
души, которые недоступные
Правда, П.Юркевич предоставляет сердцу онтологичной окраски, стараясь истолковать его как онтологичную предпосылку познания сущего. Но мы можем говорить про "онтологичность" сердца в П.Юркевича иначе как о гениальном прозрении, чем как о методологической системе. Это и не удивительно, ведь онтологичная проблематика, не проросшая еще за времена П.Юркевича к уровню теоретико-познавательных приоритетов новейшей философии.
И,
даже, если применение символа сердца
у этого мыслителя имеет обще
христианский характер и не отбивает
своеобразной украинской специфики, важно
уже его обращения в своем
творчестве к "концепту сердца", что
есть еще одним свидетельствам его
принадлежности к украинской культурной
традиции. Начало мистической интерпретации
сердца было положено в 1860 году пространной
статьей П. Д. Юркевича "Сердце и
его значение в духовной жизни
человека, по учению слова Божия".
Здесь сердце описывалось как
особый орган души, который является
средоточием всей телесной и многообразной
духовной жизни человека, сердце называется
исходищами живота и истоками жизни;
оно есть коло рождения нашего (Иак.
3,6), то есть круг или колесо, во вращении
которого заключается вся наша жизнь.
Представление о роли сердца в
душевной жизни человека находит
обширное подтверждение в Писании.
Рассмотрению этого вопроса специально
посвящена книга П.Д.Юркевича „Сердце
и его значение в духовной жизни
человека по учению Слова Божия“. Действительно,
душевное сердце служит местом проявления
влечений, аффектов и чувств. В сердце
боль душевная (Прит.14.10), чувства любви
(Суд.16.15), доверия (Прит.31.11), отвращение
(Прит.5.12), радость (Пс.18.9), даже радость
опьянения (Зах. 10.7). Сердцу приписывается
не только эмоциональная, но и интеллектуальная
деятельность. „Мудрое сердце» служит
в Библии постоянным оборотом речи.
„Широта сердца» означает всеобъемлющий
разум (1Паp.29.18). В сердце находятся
также и нравственные принципы (Пс.39.9).
За вечно изменяющимися явлениями
природы, воспринимаемыми нашими органами
чувств, Юркевич пытался (в духе платонизма)
обнаружить неизменную идею объекта. Согласно
его учению, в этой идее мышление
и бытие тождественны. Истина обнаруживается
не только мышлением, но и «сердцем»,
так как обнаружение истины связано
с религиозными и нравственными
стремлениями человека. В этом процессе
восхождения к истине знание сочетается
с верой, которая представляет более
мощный фактор, чем просто эмпирическое
содержание мышления. Без любви, говорил
Юркевич, нельзя познать бога; высочайшая
ступень восхождения к
Литература
1. Енциклопедiя Українознавсва. Т.1.-С.718-719
2.
Г.П.Цыганенко.
374-375.
3. А.Г.Преображенский. Этимологический словарь русского языка. - М., 1959.
- Т.2.- С. 277-278.
4.
Розвиток української
1. - С. 91.
5.
П.Д.Юркевич. Сердце и его
слову Божего. - Философские произведения. - Г., 1990.
6.
П.Д.Юркевич. Философские
7.
Лосский Н.О. История русской
философии. М., 1991.