Техносфера и биосфера: общее и специфическое

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

Движение к ноосфере предполагает: сделать проблему спасения природы общим делом. Причем в данном случае речь идет о формировании принципиально новой идеологии. Если раньше идеология разделяла и противопоставляла друг другу страны н континенты, то теперь она должна объединить осознанием общего и неотменяемого дела.
Учитывая ставшую известной новую картографию психической деятельности, мы можем разрабатывать сближение познания и самопознания. Речь в данном случае идет о возможностях, которые таит в себе бессознательное, связанное с семантикой вселенной.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Глава 1.БИОСФЕРА________________________________________________7
Глава 2.ТЕХНОСФЕРА_____________________________________________8
2.1.Человек и техносфера___________________________________________8
2.2.Представление человека о себе____________________________________9
Глава 3.НООСФЕРА______________________________________________11
3.1.Движение к ноосфере___________________________________________12
3.2.Понятие о ноосфере____________________________________________13
3.3.Реализация ноосферы___________________________________________14
Заключение______________________________________________________16
Список литературы________________________________________________18

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Тамбовский  государственный технический университет»

 

 

 

кафедра «История и философия»

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Философия»

на тему:

«Техносфера и биосфера: общее и специфическое»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание

 

Введение_________________________________________________________3

Глава 1.БИОСФЕРА________________________________________________7

Глава 2.ТЕХНОСФЕРА_____________________________________________8

2.1.Человек и техносфера___________________________________________8

2.2.Представление человека  о себе____________________________________9

Глава 3.НООСФЕРА______________________________________________11

3.1.Движение к ноосфере___________________________________________12

3.2.Понятие о ноосфере____________________________________________13

3.3.Реализация ноосферы___________________________________________14

Заключение______________________________________________________16

Список литературы________________________________________________18

 

 

Введение

Развитие науки, породившее колоссальные блага связанные с  научно–техническим прогрессом и разбудившее  огромные разрушительные силы, угрожающие существованию самой человеческой цивилизации, неоднозначно оценивается  в современной культуре и философии. Наука в силу глобальности ее результатов и влияния на жизнь отдельных людей выходит из рамок обсуждения только специалистами – философами и учеными, и выступает в современной культуре в виде некоторого обобщенного образа. С ним человек связывает либо все свои дальнейшие надежды, либо, напротив, всю сумму тех разочарований, которые преподносит ему развитие общества.

Эйфория, связанная с  достижениями науки привела к  становлению особой социокультурной  или мировоззренческой позиции, которую принято обозначать как сциентизм. На разных уровнях общественного сознания он проявляется как своеобразная вера в науку, ее могущество в решении всех проблем, которые стоят перед человечеством. На уровне теоретических построений сциентизм выступает в виде некоторой мыслительной конструкции, основанной на абсолютизации конкретно– научных критериев истины, методов познания и навязывания их в качестве единственно верной модели не только познания мира, но и наиболее истинного отношения к нему. Это не просто ориентация на рациональное постижение бытия, а на узко трактуемую рациональность. В 20-е гг. нашего столетия сциентизм выступает в своей развитой форме, которая основана на вере в результативность науки при решении любых проблем, в то, что именно наука обеспечит не только власть человека над природой, но и изменит общество в сторону реализации наиболее гуманистических ценностей. Для представителей данного умонастроения характерным является отождествление научно– технического и общественного прогресса.

Широкое проникновение науки на все уровни общественного сознания и как следствие, "обсуждение ее проблем" во всех уголках общества становится своеобразной модой и нормой поведенческой коммуникации современного человека, открывая "кельи ученых" для публики. В общественном сознании складывается некий идеальный образ науки, и ученый предстает в восприятии многих людей либо в виде некого рыцаря, который без страха и упрека направляет свою деятельность на открытие истин, либо, напротив, в образе Франкенштейна, олицетворяя собой реальную угрозу, которую несет с собой наука, вмешиваясь в самые потаенные сферы жизнедеятельности и сознания человека.

Однако в любом случае наука "открывается" для критики и  дискуссий, причем для широкой критики  не только специалистами, но и вообще мыслящими людьми. Обсуждение последствий науки выплескивается на страницы периодической печати, в другие средства коммуникации, становясь предметом острых дискуссий в современной культуре. Объектом оценки чаще всего становятся некоторые результаты научно-технического прогресса, которые по отношению к обществу носят не всегда только позитивный характер.

В связи с превращением науки в ведущий фактор развития общества, в непосредственную производительную силу все в большей степени  осознается тот факт, что знание может быть использовано не только во благо, но и во зло. Возникает проблема дегуманизирующего, влияния науки на культуру. При этом система традиционных культурных ценностей и этических принципов как бы не успевает за скоростью научно-технического прогресса. Поэтому этический опыт человечества сталкивается с ситуациями, когда он оказывается не в состоянии ассимилировать новые условия в развитии научного знания, когда, например, массовое использование науки.

Сельско-земледельческая  цивилизация уходит, а промышленно-городская или индустриальная приходит. Коренные качественные изменения продолжаются и в самом индустриальном обществе: оно теряет со временем свой деятельно-индустриальный характер и продвигается в направлении расширения сферы обслуживания населения -- третичной сферы человеческой деятельности (после земледельческой и промышленной). Практика показывает, что существенное уменьшение работающих в производительной сфере не ведет к уменьшению числа промышленных предприятий. Техника и техносфера растут и усложняются, опасно воздействуя на мир живой природы.

Создается впечатление, что Разум выбирается из биологической  оболочки и начинает самостоятельное  существование, творя окружающий мир. Ведущим элементом человеческого  бытия выступает уже не материальное бытие и даже не духовное в его традиционной мифо религиозной форме, а мысленное бытие. Мыследеятельное отличается от духовного тем, что последнее связано с человеческими органами чувств, а конец ХХ века знаменует собой потерю чувствительности человеческим организмом и он переполнен господством мысли и окружающей искусственной средой.

Напрашивается вывод  о киборгизации человеческого общества. Человечество слепнет и глохнет  настолько стремительно, что мы можем  столкнуться с проблемой постоянного "ремонта" органов зрения и слуха или замены их техническими передатчиками соответствующих сигналов в кору головного мозга. С учетом имеющих место операций по замене других органов человеческого тела мы можем уже говорить о появлении переходного к киборгу (кибернетический организм) типу человеческого существа.

Техника превращает потребности  человека из чисто человеческих в  потребности человеко-машины. Человек  един в трех лицах по отношению  к технике: он ее создатель, он и универсальный  духовный микрокосм, он и "сын", ибо сходит в мир техники, живет среди машин; упражняется в своей деятельности по мере ее развития и совершенствования; и его способности становятся машинно-человеческими. Поэтому, в мире, где обитает человек, становятся лишними чувствительность, гуманность, лиричность, сердечность, целомудрие, чуткость, пылкость, ибо всего этого не нужно при общении с машиной (автомобилем, персональным компьютером, игровым автоматом). Тонкая ткань человечности распадается.

Многие виды культуры и культурной деятельности создает не техника сама по себе, а технико-урбанистическая концентрация людей. Без крупных городов не было бы бурного развития науки и техники, невозможна была бы концентрация многих видов культурной жизни, рождающей свои новые формы. Мощная авиатехника, метрополитен, высотные здания, скоростные поезда, автомагистрали, учебные заведения, научно-исследовательские институты, культурные учреждения (театры, музеи) и многое другое -- все это порождение урбанистического типа деятельности и образа жизни. Концентрация населения стимулирует интеллектуальную, творческую деятельность людей. Рожденные в деревне возможные гении превращаются в действительных только в городской среде.

Вырвавшись из плена  природы человек становится пленником  мира второй природы, созданного им же самим. И этот новый искусственный мир -- техносфера с помощью человека будет и далее развиваться.

Происходит процесс  перехода от биосферы к ноосфере (сфера  разума) с помощью техносферы. В  различных проявлениях культурной жизни все более проявляется  интеллектуальность. В изобразительном искусстве натурализм, реализм вытесняются экспрессионизмом, с реализмом и, в целом, мыследействующим искусством.

Сложность исторической ситуации для современного человека состоит в том, что он вовлечен во все типы связей с природой, стоящие за этими именованиями. Поэтому нельзя избежать хотя бы самой общей их характеристики: биосфера, техносфера и ноосфера относятся в настоящее время к условиям существования человека.

 

Глава 1. БИОСФЕРА

С одной стороны человек  является частью сложнейшей системы - биосферы, которая формировалась многие миллионы лет и существует в настоящее время. В.И.Вернадский в одной из своих статей резко выступил против приписывания человеку излишней автономности. Рассмотрение его в качестве отдельного объекта возможно лишь в узких пределах, по существу же он является «частью живого вещества планеты». Конечно, история развития человека и его материальной культуры изменила его положение; связь с природой становится все более опосредованной, но она остается. Более того, человек продолжает быть неразрывно связанным с природой, а человечество может существовать лишь в пределах ее сохранения. Это позволяет сделать ряд поправок мировоззренческого характера.

  Во-первых, обособление человека от природы, также как и рассмотрение социальной формы развития как надприродной, является слишком сильным допущением, если не сказать ошибочным, и может иметь место, как писал В.И.Вернадский, лишь в сознании.

  Во-вторых, геологическая оболочка нашей планеты - биосфера – изменяется медленно, в особом временном режиме. Человечество может знать эти изменения и может не знать их, но оно не может не испытывать на себе их воздействия.

 И в-третьих, связь с биосферой при всей ее изменчивости остается запредельной и может быть отнесена к важнейшим факторам социального развития на всех его этапах. Следует отметить, что создается реальная опасность, не поняв и не пережив до конца смысл понятия биосферы для человека и общества, выйти в своих мировоззренческих ориентациях за ее пределы, увлекаясь новыми понятиями и вновь открывшимися горизонтами. Забегая вперед можно было бы напомнить, что Вернадский, с чьим именем связано учение о ноосфере в нашей стране, определял ее как «особое состояние биосферы»

Глава 2. ТЕХНОСФЕРА

2.1.Чловек и техносфера

          Философия труда находит свое прямое и логическое продолжение в философии техники, а обе эти проблемы органическим образом вписаны человечеством в практику, стало быть, и в теорию, включены в сферу экономики, в которой труд и техника занимают стержневое положение: именно на них возвышается все здание экономической жизни общества. Под техникой (от греч. techne - искусство, мастерство, умение) понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Таким образом, техника как "производительные органы общественного человека" есть результат человеческого труда и развития знания и одновременно их средство.  
Цель и функция техники - преобразовывать природу и мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний. Лишь редко люди могут выжить без своей преобразующей деятельности. Следовательно, техника - это необходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории.  
Некоторые технические средства созвучны неорганической природе, другие созвучны растительной и чувственной (или животной) жизни, третьи копируют специфически человеческие органы и органические функции.  
Техника не есть цель сама по себе. Она имеет ценность только как средство. Конечно, можно рассматривать, технику как самостоятельный феномен, но эта самостоятельность относительна: техника органически вписана в контекст социального бытия и сознания, составляя основу цивилизации, она находится в потоке текущего исторического времени и постоянно прогрессирует.

 

 

2.2.Представление человека о себе

         Аналитика-прагматическая парадигма исследования породила в сознании человека весьма своеобразное представление не только о мире, но и о себе самом. Человек был объявлен венцом творения, а его деятельность высшей формой развития. Общество было вынесено за пределы биосферы и толковалось как надприродное. Право человека господствовать над всеми остальными формами жизни было общепризнанным и сохраняется до сих пор: даже в самых радикальных экологических программах вопрос о спасении природы ставится во имя человека и для его блага. Техносфера все больше напоминает человеческую империю, которая осуществляется жестким и неумным деспотом, обладающим хищным аппетитом. Недаром получила хождение фраза об истинном смысле отношений между человеком и природой: «жадный захват мертвого объекта хищным гносеологическим субъектом». Конечным результатом этого оказалось разъятое мира в сознании человека, безудержная эксплуатация и уничтожение мира, резкое ухудшение природы самого человека, нормальное состояние которого стало требовать особых усилий. Это отразилось и на внутренних ориентациях личности. Реализовать свои возможности, состояться как личность, занять высокое положение в обществе - все это в рамках личного устройства, при котором человек остается высокой целью себя самого. Подобные ориентации, существующие и в настоящее время, необходимый и закономерный элемент человеческой империи на земле. Существование подобных самоопределений вряд ли могут быть оспорены, важно другое - они устойчиво соединяются с понятиями экологического кризиса, с ощущением надвигающейся катастрофы.

         Происходящие при этом изменения в сознании заслуживают пристального внимания. Взять хотя бы горделивое самосознание ученых и философов, которые перестали испытывать нужду в гипотезе бога. За этим многое: способность удовлетвориться практическим успехом, разъятое мира на отдельные области, преобладание частных задач, неблагодарное пользование природой, ценность которой зачастую просто игнорируется, беспрецедентное завышение роли человека с его безудержно растущими потребностями и происходящий при этом возгон степени удовлетворения материальных потребностей в идеал общественного состояния и критерий социального развития. Все это рождает особый образ человека и специфические представления о его ценности. Она начинает измеряться качеством выполнения производственной функции, способностю) повысить производительность труда и добиться в кратчайшее время практического успеха.

        В познании разрабатываются методики, позволяющие купировать субъективные переживания и создавать объективную картину мира. Возникающий при этом тоталитаризм функций позволяет рассматривать индивидуальное своеобразие и отклонение от стандарта как патологию или правовое нарушение. Нельзя, конечно, сказать, что эта программа была общей и имела стопроцентный успех, но она формировала людей и деформировала их. Право на индивидуальность имели немногие и оно должно было быть достаточно обоснованным (неординарные способности или особое экономическое положение).

Информация о работе Техносфера и биосфера: общее и специфическое