Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 14:09, контрольная работа
Философия XX в. -- это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени, естественно, порождают и совершенно новые, оригинальные направления философской мысли.
Введение……………………………………………………..…….2
Неопозитивизм……………………………………………..……...3
Прагматизм……………………………………………………..….9
4. Экзистенциализм………………………………….……………….12
5. Заключение…………………………………………………………15
6. Список литературы……………………………..………………….17
Развитие философского (Ф. Ницше, А. Бергсон) и естественнонаучного знаний (Ч. Дарвин) выявили тенденцию к радикальному пересмотру природы знания и истины: интеллектуальная деятельность стала во все большей степени рассматриваться не как направленное на понятийное воспроизведение объективной действительности, а как средство проектирования успешных действий по достижению определенных целей «заинтересованного субъекта». Эта тенденция получила свое развитие и завершение в философском учении прагматизма, созданном усилиями трех выдающихся американских мыслителей —Чарльза Пирса (1839-1914), Уильяма Джеймса (1842-1910), Джона Дьюи (1859-1952). Ч. Пирс — основатель прагматизма, в основе которого лежат теория «сомнения-веры» и теория значения. Первая основана на так называемой «прагматической вере» Канта. Последний в «Критике чистого разума» замечает, что если надо действовать, но нет полных знаний об обстоятельствах дела, то приходится делать некоторое предположение и верить, что основанное на нем действие будет успешным. Действие, основанное не на знании, а на «прагматической вере» — основа фи- 36 лософской доктрины Ч. Пирса, ее суть. Им различаются два состояния сознания: сомнение и вера. Сомнение — колебание между альтернативными решениями, вызывающее неприятное психологическое состояние. Вера — готовность действовать определенным образом, уверенность в успехе. Успешный переход от первого состояния ко второму составляет важнейшую функцию мысли. Теория значения утверждает, что содержание (значение) идеи или понятия состоит в тех практических последствиях, которые они вызывают. У. Джеймс разрабатывает далее эти основополагающие идеи, вводит понятие о воле к вере. Именно волевой момент является основой продуктивной деятельности человека. Обосновывал необходимость религиозной веры, приносящей эмоциональное удовлетворение. Свои философские взгляды называл «радикальным эмпиризмом», подчеркивая их практическую, опытную направленность. Д. Дьюи разработал теорию инструментализма, суть которой в рассмотрении понятий как инструментов для преодоления сомнения на пути к вере. Истина рассматривается как переход от ситуации проблематической к ситуации определенной. По своему значению истина отождествляется с понятием полезность.
Прагматики
распространяют утилитарный подход
на науку, понятия и категории
которой отождествляются с
При определении истины прагматики делают акцент на аксиологию, на ценностные характеристики. Истиной объявляется всё, что приносит выгоду, служит действию, она в их понятиях — «полезность».
Философия
прагматизма проявляет
Прагматизм
оказал огромное влияние на общественное
сознание. Но он ограничивает кругозор
человеческими нуждами текущего
момента, не позволяя заглянуть в будущее,
мешая понять настоящее. Прагматизм, сблизившись
с неопозитивизмом, уводил людей от реальности.
4.
Экзистенциализм
Одним
из крупнейших и влиятельных течений
современной философии является
экзистенциализм (философия существования).
Экзистенциализм представлен в современной
философии многочисленными учениями и
школами.
По
геосоциокультурному признаку все
эти учения и школы можно классифицировать
как немецкий, французский, русский,
японский и другие экзистенциализмы.
По решению одного из важных мировоззренческих
вопросов - отношение к сверхъестественному,
выделяются религиозная и секулярная
формы экзистенциализма.
Экзистенциализм
сформировался в Западной Европе
в период между двумя мировыми
войнами. Он опирается на антрополого-персоналистскую
традицию, которая берет свое начало от
Сократа и софистов. Наибольшее влияние
на идеи экзистенциализма оказали работы
датского религиозного философа середины
XIX в. С. Кьеркегора (1813-1855) и немецкого философа
начала XX в. Э. Гуссерля (1856-1938). Непосредственными
родоначальниками экзистенциализма являются
немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889-1976),
К. Ясперс (1883-1969); французские философы
и писатели Жан-Поль Сартр (1905-1980), Габриэль
Марсель (1889-1973), Альберт Камю (1913 - 1960).
Экзистенциализм
характеризуется в отечественной литературе
как философское выражение глубоких потрясений,
постигших западноевропейскую цивилизацию
в современную эпоху. У поколения западной
интеллигенции, пережившей первую мировую
войну, обманчивую стабилизацию 20 - 30-х
годов, приход фашизма, гитлеровскую оккупацию,
эта философия вызвала интерес прежде
всего потому, что она обратилась к проблеме
критических и кризисных ситуаций, в которые
зачастую попадает человек в период жестоких
исторических испытаний. Экзистенциализму
даже был приклеен ярлык "философии
кризиса".
Экзистенциализм,
действительно, отталкивается от наиболее
типичных форм радикального разочарования
в истории, которые приводят к
истолкованию современного общества как
периода кризиса цивилизации, кризиса
разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм
не выступает в качестве защитника и оправдателя
этого кризиса. Напротив, он протестует
против капитуляции личности перед этим
кризисом. Экзистенциалисты считают, что
катастрофические события новейшей истории
обнаружили неустойчивость, хрупкость
не только индивидуального, но и всякого
человеческого бытия. Индивиду, чтобы
устоять в этом мире, необходимо, прежде
всего, разобраться со своим собственным
внутренним миром, оценить свои возможности
и способности. На передний план они выдвинули
проблему человека. Крупный французский
философ-персоналист Э. Мунъе (1905-1950) в
книге "Введение в экзистенциализмы"
так характеризует это течение: "Наиболее
общим образом - это мышление можно было
бы охарактеризовать как реакцию философии
человека против крайностей философии
идей или философии вещей".
Экзистенциализм
сосредоточивает свое внимание на духовной
выдержке человека перед лицом враждебного
ему мира. Его представители отказываются
превращать человека в инструмент,
которым можно манипулировать: в инструмент
познания или производства.
Способность
человека творить самого себя и мир
других людей, выбирать образ будущего
мира является, с точки зрения экзистенциализма,
следствием фундаментальной характеристики
человеческого существования - его свободы.
Человек - это свобода. Экзистенциалисты
подчеркивают, что человек свободен совершенно,
независимо от реальных возможностей
существования его целей. Свобода человека
сохраняется в любой обстановке и выражается
в возможности выбирать, делать выбор.
Речь идет не о выборе возможностей для
действия, а выражении своего отношения
к данной ситуации. Таким образом, свобода
в экзистенциализме - это, прежде всего,
свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной
позиции индивида.
Следует
признать сильную сторону в постановке
проблемы свободы у экзистенциалистов.
Она заключается в стремлении
подчеркнуть, что деятельность людей
направляется, главным образом, не внешними
обстоятельствами, а внутренними
побуждениями, что каждый человек в
тех или иных обстоятельствах мысленно
реагирует не одинаково. От каждого человека
зависит очень многое, и не надо, в случае
отрицательного развития событий, ссылаться
на "обстоятельства". Люди обладают
значительной свободой в определении
целей своей деятельности. В каждый конкретно-исторический
момент их существует не одна, а несколько
возможностей. При наличии реальных возможностей
развития события не менее важно и то,
что люди свободны в выборе средств для
достижения поставленных целей. А цели
и средства, воплощенные в действия, уже
создают определенную ситуацию, которая
сама начинает оказывать влияние.
Слабость
же экзистенциалистского подхода состоит
в неумении или нежелании увязать
субъективные цели и намерения людей,
субъективную позицию с внешними
историческими детерминантами, с тем фактом,
что каждый человек, рождаясь на свет,
застает готовым, сложившимся определенный
уровень материальной и духовной культуры,
систему социальных институтов и т. д.
Он включен в это и ему приходится действовать
в тех рамках, которые они диктуют.
Со
свободой теснейшим образом связана
и ответственность человека. Без
свободы нет и ответственности.
Если человек не свободен, если он в
своих действиях постоянно
Заключение
Для
классической философии, несмотря на различие
философских систем, характерна общность
понимания целей и задач
Развитие
философии в этот период во многом
определяется социокультурными процессами,
особенно резким возрастанием роли науки,
постепенно занимающей в системе общечеловеческой
культуры лидирующую позицию, которую
до этого момента занимала религия [1].
Культура "раскалывается" на тех,
кто выступает за научно-технический прогресс,
и тех, кто против него.
В
одном случае научное знание объявляется
наивысшей культурной ценностью, с которой
должны соизмерять свое содержание все
иные формы духовного освоения бытия.
Данную мировоззренческую позицию мы
обозначаем как сциентизм. Идеалом для
сциентизма выступают наиболее развитые
естественные и математические науки.
Этой
позиции противостоит антисциентизм,
подвергающий науку широкой критике
и как социальный институт, и как
форму постижения мира, рассматривающий
ее как "демона, выпущенного из бутылки"
и угрожающего существованию
самой человеческой цивилизации. В
качестве альтернативы науке, научному
познанию, в некоторых случаях даже вообще
рациональному взгляду на мир, здесь выдвигаются
различного рода вненаучные или внерациональные
(иррациональные) способы постижения бытия.
Наука объявляется несостоятельной не
только в постижении Истины в самом высоком
смысле, но и в решении проблем сущности
человека, его взаимоотношений с другими
людьми и с миром в целом.
5.
Список литературы
1.
Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное
пособие. - Белгород, 2000. - Тема 11.
2.
Введение в философию: В 2 тт. Т.1. /Под ред.
И.Т. Фролова. - М., 1989. - Глава IV.
3.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.,
1996. - Тема 15.
4.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М., 2001.
- Глава 7.
5. Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2001. - Раздел II, глава 9.
Информация о работе Течения и школы современной западной философии