Своеобразие и самостоятельность философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:54, реферат

Описание работы

Целью данной работы является глубокое изучение философии как самостоятельной науки. Также попытаюсь раскрыть все своеобразие философии со стороны различных философов.
Для достижения цели я буду использовать различную литературу, в которой авторы исходят из того, что история философии есть та же философия, только в исторической форме.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……….....3
1.Своеобразие и самостоятельность философии………………………...4
Заключение………………………………………………………...........…13
Список используемой литературы………………………………………14

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

     Восточная цивилизация имела традиционный характер и развивалась до XIX в. практически независимо от европейской философии, а  Западная цивилизация прошла в своём развитии ряд отчётливо различимых этапов, обусловленных сменой нескольких основных типов общественного устройства (общественно-экономических формаций). Согласно этим социальным типам и соответствующим им основным эпохам в истории европейского общества история западной философии разделяется в первом приближении на следующие основные периоды:

     Античная  философия -  это философия древних греков и древних римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до н.э. Около 1200 лет. Древнейшие античные философы жили в греческих колониях Малой Азии, в торговых и экономических центрах, где они не только были окружены восточной материальной культурой, не только ощущали политическую мощь государств ближневосточного региона, но и знакомились с различными специальными знаниями, религиозными представлениями и т.д.

     Этот  живой и всесторонний контакт  с разными культурными слоями должен был влиять на греческих мыслителей, которые стремились теоретически оформить своё мировоззрение. Для античной философии характерны были космизм и предметновещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макрокосм, а человек микрокосм. Античная философия – исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, её роль чрезвычайна высока.

     Именно  здесь зародилась Европейская культура и цивилизация, здесь начало западной философии, почти всех её последующих  школ идей и представлений, категорий проблем. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как своему источнику и колыбели, образцу мышления.(8)

     Средневековая философия. Средние века принято отсчитывать, начиная с V в. н.э., то есть со времени упадка Римской империи, и до XVII в. основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Философская мысль могла существовать только как богословская мысль, всякий философский вопрос мог обрести права гражданства только при условии, если он увязывался с той или иной религиозной проблемой.

     Лучшие  искания и идеи античных философов  были почти забыты, а из учений Платона и Аристотеля было взято лишь то, что не расходилось с церковными догматами. Однако среди пустых дискуссий иногда встречались проблемы, которые, так или иначе, имели прямую связь с философией. Примером могут служить многолетние споры между "реалистами" и "номиналистами". Внешне они выглядели как дискуссия о правильном толковании "троичности" Бога (Бог - отец; Бог - сын; Бог - дух святой) и "единства" Бога в этих трёх ипостасях. В действительности же это был спор о взаимоотношении категорий "общее" и "единичное".

     Центральной своей задачей философы средневековья  считали поиск убедительных доказательств  существования Бога.(9)

     Философия эпохи Возрождения - Европейская философия XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к магии, что выразилось в установке гуманизма и в практическом критерии истины (опыт + польза), а также заложило фундамент для расцвета естественных наук.

     В философии эпохи Возрождения  два центра - Бог и человек. Возрожденческое  мировоззрение выдвигает на первый план не мораль и не науку, а искусство  и вместе с ним прекрасное.

     Философия Нового времени. Девиз этого времени: имей смелость пользоваться собственным умом. Его ведущие принципы:

  1. автономия (самозаконность) и верховенство разума
  2. свобода, самостоятельность, самоопределение личности

     Для этой эпохи характерно критическое отношение к прошлому, к традиции (к обычаю, “позитивному”, “данному”) и авторитету (особенно церковному) и вера в будущее, в прогресс. Неиссякаемым источником прогресса человечества может и должен быть разум. Вера в Бога уступает первенство оптимистической вере в разум. Власть церкви просветители хотели заменить властью науки.

     Просвещение – значит распространение света, изгнание тьмы. Свет – знание, наука. Тьма – невежество, предрассудки, церковный  обскурантизм, религиозный фанатизм.

     Новейшее  время  -  философия XIX в. и философия XX в. Начинается этот период с того, что философия только-только подготавливает пространство для самостоятельного существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и доминированием светских концепций, опирающихся на человеческий разум и опыт социально-политической жизни общества.

     Такое изменение ситуации стало возможным  главным образом благодаря потребностям экономического развития преимущественно европейских государств. Жизнь, развитие производства настоятельно требовали эмпирических данных, их систематизации и выяснения причинно-следственных связей. Наука Нового времени, и в частности, естествознание стремятся к познанию действительности, опирающейся на чувственные знания.

     Не  меньшее значение имеет систематизация, классификация открываемых явлений, способствующих развитию теоретического мышления, которое, в свою очередь, стремится  не только отыскать причинно-следственные связи, существующие между явлениями, но и создать на основании полученных знаний новую картину мира и показать роль в нем человека и Бога.(10) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Философия - (гр. fileo - любовь, sofia - мудрость) - это  особая форма общественного сознания, теоретически сформулированное мировоззрение.

     По  проделанной работе можно сделать  несколько выводов:

  1. Самостоятельность философии проявляется в философской мысли, которая может в своем развитии отставать или опережать общество.
  2. Самостоятельность философии состоит в том, что философская мысль достигает высокого уровня в странах, которые отстают в экономическом и политическом развитии.
  3. Своеобразие философии выступает в сравнении с мифологией.
  4. Философия, как особая форма культуры, сформировалась в эпоху перехода от патриархальных обществ к первым земледельческим и городским цивилизациям древности.
  5. Первые философские учения возникли примерно в одно и то же время (с VI  до X вв.) в 3 центрах древней цивилизации – древней Греции, Индии, Китае.
  6. Выделяются следующие периоды зарождения и становления философской мысли:

- древний  Восток: Египет, Вавилония, Индия,  Китай;

- античный  мир: древняя Греция, древний Рим.

  
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Лавриненко  В.Н. Философия, 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2004г. – 511 стр.
  2. Балашов Л.Е. Философия, 3-е изд., с испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2009г. – 664 стр.
  3. Канке В.А. Философия, 5-е изд., перер. и доп. – М.: Логос, 2007г. – 272 стр.
  4. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия 3-е изд., перер. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005г. – 608 стр.
  5. Митрошенкова О.А. Философия / М.: Гардарики, 2002г. – 655 стр.
  6. http://otmart.net
  7. http://www.biografia.ru
  8. http://www.you-need-it.ru
  9. http://filosofij.ucoz.ru
  10. http://bigrefs.ru

Информация о работе Своеобразие и самостоятельность философии