Свобода выбора в произведении Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

Повесть-притча "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" издана на Западе. Выйдя из-под пера малоизвестного человека, она пережила такой период когда не получила внимание читателя и критики, затем она пробилась к шумной славе, а сегодня уверенно легла на книжную полку классики рядом с такими шедеврами, как "Маленький принц" Сент-Экзюпери.

Содержание

Введение 3
Автобиография и произведение 4
Заключение 10
Список используемых источников 11

Работа содержит 1 файл

01_философия.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Пермский  государственный технический университет

Кафедра () 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  философии

(наименование дисциплины)

На тему: Свобода выбора в произведении Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» 
 
 

   
Выполнил(а) студент(ка)

Гуманитарного факультета

Заочного отделения

Специальность:

Группы:

гр. ЗЭУП-07

 
   
Проверил преподаватель:

______________________________

                       (ф.и.о)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2010 
Содержание 
 

 

Введение

 

       Повесть-притча "Чайка  по  имени  Джонатан  Ливингстон"  издана  на Западе. Выйдя из-под пера малоизвестного человека, она пережила такой период когда не получила внимание читателя и критики,  затем она пробилась к шумной славе,  а сегодня уверенно легла на  книжную  полку  классики рядом с такими шедеврами,  как "Маленький принц" Сент-Экзюпери.

       Феномен притчи до сих пор загадочен.

       Летчик, по  имени  Ричард  Бах, страстно  преданный своему летному ремеслу, а еще автор малоизвестных романов, прогуливаясь однажды по берегу канала в Калифорнии, услышал крик чаек и разобрал в них слова "Чайка Джонатан  Ливингстон". Голос, произнесший  эти слова, заставил летчика сесть за стол и написать повесть.

       Однако  произведение оказалась недоконченной.  Сколько ни пытался писатель дописать ее собственными силами,  дело не шло,  пока спустя восемь лет тот же Голос  не надиктовал продолжение и окончание  притчи.

       Эту версию  появления "Чайки" сообщил сам Ричард Бах.  Отвечая на вопросы  многочисленных  читателей,   которые   просили   расшифровать смысл повести,  он говорил,  что добавить к написанному ничего не  может,  ибо,  в  отличие  от  романов,  в  "Чайке"  ему  не принадлежит ни строки.

       Такое объяснение происхождения притчи устраивало далеко не  всех. Его обвинили в  саморекламе, в попытке набить себе карман. Сейчас же отношение к потусторонним  мирам изменилось. Не только притчи,  но и целые "Евангелия", переданные землянам  инопланетянами, стали массовым явлением.

 

Автобиография и произведение

 

        Ричард Бах родился в Оук  Парке в 1936 году. Американец Ричард Бах является пра-пра-…-правнуком  великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. В 1956 году учится в Калифорнийском Государственном Университете Лонг Бич. Областью его интересов было все, что связанно с самолетами. Его приглашали в качестве консультанта и пилота-каскадера к съемкам фильма по его книге.

       Хотя  авиация была его настоящей страстью, он всегда мечтал писать. Еще в старших классах один из его учителей помог ему осознать свой потенциал. У него всегда была идея о птице, мечтающей пройти сквозь стену из ограничений и запретов. Она вылилась в книгу "Чайка Джонатан Ливингстон".

       Это повесть о будущей беспредельной, совершенной жизни, путь в которую лежит через головокружительные и трудные полеты...

       Притча  впервые была напечатана в 1970 году, а после ее переиздания в 1972 году стала поистине бестселлером и принесла ее автору мировую известность.

       Вряд  ли кто-то воспринимает эту притчу как сказку «о птичках». Слишком уж очевидна аналогия с жизнью людей и общества. Уже само посвящение в начале книги указывает на то, что речь в повести пойдет о нас, о людях: «Невыдуманному Джонатану-Чайке, который живет в каждом из нас».

       В определенной мере этот небольшой, глубоко философский рассказ является «обязательной литературой» для каждого, кто начинает заниматься духовной практикой, самосовершенствованием; для каждого, кто желает познавать мир, жизнь, космос, для понимания того, с чем он столкнется на этом пути.

       Занимаясь духовной практикой, и через время, возвращаясь к этой книге, начинаешь  более глубоко и тонко понимать ее смысл. И вот, наступает такой  момент, когда становится совершенно ясно: в этой притче нет ни одного лишнего слова. Сам Ричард Бах признает, что ему эту притчу просто «задиктовали сверху», а не он сам все это придумал. Позже, в своей книге «Мост через вечность», он опишет то, как до него пытались «достучаться».

       Но  вернемся к «Чайке». Почему же в течение  стольких лет это небольшая книжка производит такое сильное впечатление на каждого нового читателя? Однозначно на этот вопрос ответить трудно, но несомненно одно: перед нами открывается завеса над тайными, сокровенными мечтами, которые в глубине своего сердца хранит каждый из нас - возможностью приобретения внутренней свободы, осмысленности жизни, широкого видения и понимания мира и бесконечности движения по пути совершенствования. Вместе с Джонотаном мы понимаем, что в этом мире нет ничего невозможного, все зависит лишь от силы духа и устремленности идущего. В любом случае, прочитав эту повесть, ты вдруг останавливаешься и понимаешь, что тебе необходимо о многом подумать, во многом разобраться, очень многое понять и, что еще важнее – очень многое необходимо сделать.

       Многие  грани жизни, которые приоткрываются и становятся очевидными в притче, мы в повседневной суете не всегда готовы сразу признать. Признать то, что все мы «играем» по одним и тем же правилам, по тем, которые описаны в «Чайке».

       К сожалению, люди, ставящие перед собой цели более высокие, чем карьера, власть, слава или материальное благополучие, обычно «выпадают» из рамок стандартного общества. Из «четко отлаженной колеи», финал которой уже заранее всем известен и не отменим. Вот и Джонатан, конечно, пробовал «играть как все», но его пытливость и огромное желание познать суть жизни не позволили ему это сделать. Это, безусловно, наложило отпечаток на его отношения с родными, но то, чего он достиг позже, могло лишь служить родителям поводом для гордости за своего сына. Он никогда не отворачивался от других. Скорее его мучило то, что остальные «не захотели поверить в радость полета, не захотели открыть глаза и увидеть!»

       Внимательный  читатель поймет, что никакие чудеса не могут служить доказательством  какого-либо, пусть даже и очень высокого, уровня развития человека. Скорее наоборот, они могут обернуться против самого «чудотворца», как это и случилось с Джонатаном. Изгнанием он оплатил скорость своих достижений, а желание его смерти стало ответной реакцией обезумевшей стаи на оживление им умершего Флетчера. А ведь буквально только что она его обожествляла.

       И обучение, и труд Джонатана в притче направлены на достижение все большей  и большей скорости полета. О какой  же скорости, по сути, идет речь? Не о  скорости же передвижения... Ясно, что это всего лишь аналогия со скоростью понимания жизни, со скоростью его духовного роста. Движение в этом направлении, подход к этой скорости начинается с самого простого и привычного – горизонтального полета, притом – медленного, т.е. с внутренней остановки, внутренней тишины. Потом постепенно осваиваются все более сложные элементы высшего пилотажа, т.е. умение применять полученные Знания в жизни. И в совершенном варианте скорость и движение уже не зависят ни от места, ни от времени (эффекты телепортации).

       Совершенство, как известно, безгранично. «Небеса  – это не место и не время. Небеса – это достижение совершенства». После этого мира есть следующий  – вышестоящий. В нем духовное обучение – это не путь для избранных, это уже норма для всех. Это - самое главное, чем там занимаются. Кстати, нет никаких описаний того, как там зарабатывают себе на жизнь или развлекаются. Там нет больных и старых. Там совсем другой смысл и цель жизни. Она заполнена осознанным движением по Пути понимания Жизни. И обучение тоже начинается с простого – с медитации: Джонатана сразу посадили учиться, сидя с закрытыми глазами. И есть путь еще дальше... это видно в описании ухода Чанга и того, как происходила перестройка его тела – его тело приобретало совсем другие качества и свойства. Оно могло пропускать такие виды энергий, что даже трудно (больно) было на него смотреть в момент перехода в более высокий мир. И становится совершенно ясно, что Бог или следующее звено разума (или как бы мы это не называли) – это огромная, бесконечная структура, иерархия все более развитых душ, движущихся по пути совершенствования с огромными задачами и обязанностями. И все подчиняется закону: «Мы выбираем следующий мир, исходя из того, чему мы научились в этом. Если мы не научились ничему, то следующий мир окажется точно таким же, как этот».

       К сожалению, большинству для понимания  того, что существует путь духовного  совершенствования и что необходимо по нему двигаться осознанно, порой  требуется устрашающе много времени. Перефразируя Салливана – это тысячи и тысячи жизней, прежде чем появится первая смутная догадка, что жизнь не исчерпывается едой и борьбой за власть. «А потом еще сотни жизней, прежде чем мы начинаем понимать, что существует нечто, называемое совершенством, и еще сто, пока не убедимся, что смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим».

       Но  главное, на чем хочется сделать  акцент, в притче описывается выход  из такого положения вещей в обществе, когда властвуют меркантильные, корыстные интересы и бессмысленная рутина жизни без духовной основы и цели. В притче обозначена сама идея построения такого сообщества, в котором могли бы жить и духовно совершенствоваться устремленные люди.

       Для всех необходим пример, и не где-то там – неизвестно где, а здесь же, - посреди «Стаи». К сожалению, для нашего общества один человек, с какими-либо сверхнавыками или сверхвозможностями, – это еще не пример. Действенный пример – это группа людей - единомышленников и четкая система обучения – школа, которая дает именно духовное, а не какое-нибудь другое, образование, и выпускники которой – люди другого уровня миропонимания. Джонатан возвратился в Стаю именно для того, чтобы создать такой пример и показать выход из рутинной обыденности к наполненной смыслом, интересной жизни. Он создал такую группу учеников, друзей-единомышленников, и через какое-то время этот наглядный пример сработал – практически вся стая примкнула к ним. Были, конечно, и трудности, и запреты общаться с «изгнанниками». Но никакие запреты не заставят людей отказаться от возможности учиться жить лучше. Стремиться быть совершеннее и счастливее, тем более, если перед глазами пример, наглядно показывающий, что все это возможно. Ведь это в природе любого человека – стремиться к лучшему.

       Обычный вариант – 65-70 лет, и на кладбище. Это что, так привлекательно? Вот  Джонатан, которого этот вариант не устроил, и попал в систему  – «школу», где норма - тренироваться  и учиться. Там все учатся Жизни, и это интересно! Поставить на карту свою жизнь, для них это, как бы само собой разумеющееся. Там торговли нет. Если им предложить перемещаться по пространству-времени, то они будут искать возможность сделать это, научиться этому быстрее! И это – среднее звено. Разница между ними и Стаей уже настолько огромна, что говорить о высшем звене, куда ушел Чанг, просто бессмысленно.

       В «Чайке» четко показана схема  дачи Знаний – через построение «Духовного Центра» в обществе.

       витать  в облаках и цели имеют весьма и весьма приземлённые. Крылья, дающие чайке, казалось бы, неоспоримое преимущество перед человеком, используются ею лишь для того, чтобы подняться на несколько жалких футов над поверхностью воды. А выше и не надо! Чем выше взлетишь, тем труднее будет разглядеть мелкую рыбёшку. И тем дольше придётся к ней спускаться. К тому же, вокруг много соплеменников, и каждый почему-то заботится именно о своём собственном брюхе. Чуть зазеваешься — кто-нибудь непременно утащит добычу прямо из-под клюва.

       «Но вдали от всех, вдали от рыболовного  судна и от берега в полном одиночестве совершала свои тренировочные полеты чайка по имени Джонатан Ливингстон».  И даже, когда он, взлетев на сто футов в небо, опустил перепончатые лапы, приподнял клюв, вытянул вперед изогнутые дугой крылья и, превозмогая боль, старался удержать их в этом положении, вытянутые вперед крылья снижали скорость, и он летел так медленно, что ветер едва шептал у него над ухом, а океан под ним казался недвижимым, он прищурил глаза и весь обратился в одно-единственное желание: вот он задержал дыхание и чуть... чуть-чуть... на один дюйм... увеличил изгиб крыльев, перья взъерошились, он совсем потерял скорость и упал». Он снова взлетел, и для него не было обидно так постепенно он смог добиться того, что смог парить как орел, при этом не терять много сил и энергии. А когда его изгнали из Стаи, он продолжал тренироваться, считая, что он сможет вернуться и научить своих собратьев всему, чему он сам научился.

 

Заключение

 

       Многие  российские читатели сразу начали критиковать  Джонатана-чайку и Ричарда Баха. «Но кто дал право решить отдельно взятой птице судьбу всей Стаи?» (обсуждение из интернет-сайта читателей). Также многие считают, что голос лишь выдумка.

Информация о работе Свобода выбора в произведении Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»