Суть объективной реальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 01:21, статья

Описание работы

В статье затрагиваются темы свободы воли, причинности явлений реальности, закономерностей мышления и поступков человека. Целью статьи является представление правильной объективной картины Мира.
Обозначаются основные на сегодняшний день противоречия понятий детерминизма и индетерминизма, свободы воли человека и предопределенности. С помощью научных фактов и логических экспериментов показывается причинно-следственная сущность природных явлений, исторических событий, физиологии, поведения и мышления человека. Ставится вопрос о конечном смысле развития действительности.

Работа содержит 1 файл

О жизни.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Алексей Александрович Ананьев 
 

      Статья

      «О  жизни» 

      Время создания: март – июнь 2009 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

О жизни

      Алексей Ананьев

                     

      I. 

      Любой из нас вертится в своём субъективном мирке. У нас есть малюсенькие  радости, к которым мы стремимся, малюсенькие проблемки, которые мы преодолеваем, – и всё это складывается в малюсенький отрезок времени, называемый жизнью. Подсознательно и сознательно мы пытаемся придать нашему существованию некий смысл, придумывая для себя идеи фикс, заставляя себя верить во что-то высокое (в идеалы, религию), бросаясь с головой в попытки любить и быть любимыми. Наш ограниченный субъективный мирок заставляет нас вертеться как белка в колесе, и так пролетает наш отрезок жизни, а мы даже не успеваем оглядеться вокруг и трезво понять истинную суть происходящего. Давайте приостановимся хотя бы на чуть-чуть, чтобы поднять голову немного выше нашего субъективного болота…

      Судьба… Предопределение… Кто-то верит в  эти вещи. Другие уверены, что человек  сам меняет жизнь и свободен в  своих поступках. Третьи твердят, что на все воля Божья. Споров на эту тему много. Достаточно сказать, что в литературе эта тема затрагивается и не раз (вспомнить хотя бы рассуждения Л.Н. Толстого в конце романа «Война и мир» или же главу «Фаталист» известнейшего романа М.Ю. Лермонтова). Я уже не говорю о роли мировых религий и их священных книг в этом вопросе. Человечество в течение всей своей сознательной жизни всегда задавалось вопросом о закономерности происходящих явлений и событий, о причинах тех или иных имевших место фактах, о существовании судьбы. Часто размышления приводили к спорным понятиям свободы личности, обстоятельств, побудивших конкретного человека к совершению определённых поступков. Наука же, частично признавая роль личности в истории, объясняла ход событий (в том числе самых крупномасштабных) с помощью понятий свободы воли и, в то же время, с помощью роли сложившихся обстоятельств, причин и факторов. Споры и поныне не утихают. Это серьезно удивляет. Сейчас я попытаюсь окончательно развеять миф и о судьбе, и о воле человека и Бога. Более того, хочу сказать, что решение затронутого спора имеет одни и те же корни с решением вопросов появления и развития жизни на Земле, объяснения сущности времени, объяснения особенности протекания любых процессов объективной реальности. 

      Вся тенденция развития науки имеет  одну общую направленность: каждое новое открытие чётко и ясно показывает конкретное объяснение конкретного  явления. Истолковывающиеся ещё  недавно как возникающие «сами  по себе» явления находят себе свою причину, а эта причина при дальнейшем изучении также оказывается следствием какой-либо другой причины. Смена дня и ночи, появление болезни у человека, землетрясения, извержения вулканов, войны между государствами, смена империй, приход к власти определённых политических партий, изменения погоды и т.д. – всё это прогнозируемо, если учесть все влияющие факторы. Таким образом, всё происходящее и наблюдаемое находится в строгой причинно-следственной связи. Вот, например, простейший логический эксперимент. Пустим под гору колёсную тележку: тележка проедет по определённой траектории, наедет на какие-нибудь препятствия на своём пути, остановится в определённом месте. Если представить, что мы могли бы воспроизвести все условия, идентичные первому пути, и пустили тележку снова, то она совершит идентичный первому путь, задев те же препятствия и двигаясь на различных участках пути с той же определённой скоростью, с которой двигалась в первом пути. Остановится там же. То есть при идентичности и известности всего набора причин итог (следствие) очевиден. Это ни у кого не вызывает сомнения… Совершенно также закономерно движется Земная кора, возникают атмосферные осадки, меняется экономика государства, происходит очередное сокращение нашего сердца и так далее. Все явления прогнозируемы, а точность прогноза зависит всего лишь от глубины наших знаний, совершенства приборов, опыта. Но вот когда речь заходит о поступках и мышлении людей и роли всего этого во Всемирной истории, то о доказанности причинно-следственных связей предпочитают просто забыть.

      Человеку  приписывают способность свободы  выбора, считают, что то или иное принятое человеком решение могло  бы быть и другим (отличным от реального) при одинаковости причин и обстоятельств, предшествующих решению. Однако это  является большим заблуждением, что будет мною в приводимых ниже примерах полностью доказано. 

      Сюжетом многих фантастических фильмов и  книг является путешествие во времени, изменения настоящего путём влияния  на прошлое, опасность изменения  будущего. Часто в таких произведениях проходит мысль об изменении нежелательного хода истории с помощью убийства главных исторических личностей или их предков с целью предотвращения войн, кровопролитий, катастроф. Речь может идти, к примеру, о таких видных диктаторах своего времени, как Гитлер, Сталин, Ленин, Наполеон и т.д. Для начала давайте ответим на вопрос: может ли теоретически тот факт, что если такая историческая личность умерла бы преждевременно или вовсе бы не родилась, изменить ход истории? Ответ несомненный: да, может. Все люди разные по своим генетическим особенностям, воспитанию, жизненному опыту, поведенческим реакциям, характеру, что и определяет их поступки, особенности, последовательность и другие аспекты этих поступков. Очевидно, что историческая личность, не оказавшись в нужное время в нужном месте, не создав определённое окружение вокруг себя, не проявив себя в тех или иных поступках, не поднявшись на тот уровень власти, с которого её решения будут влиять на жизнь огромной массы людей, не направит ход истории в имевшем место направлении. Будь на месте этой исторической личности какой-либо другой человек со своими генетическими и приобретёнными особенностями, обусловливающими определённое строение коры головного мозга, особенности функциональных связей в ней, уникальность мыслительных процессов и т.д., история, естественно, была бы изменена.

      Ответим на второй вопрос: а обязательно  ли для вмешательства в ход  истории убивать человека? Да совершенно незачем! Достаточно лишь, например, помахать рукой отцу Гитлера, и этот самый Гитлер не родится. Почему? Ну, скажем, первое, что приходит в голову – это пример из биологии… Во время полового акта родителей Гитлера, когда он был зачат, яйцеклетка матери была оплодотворена одним из миллионов сперматозоидов отца. А ведь каждый сперматозоид несёт в себе разный генетический материал (братья и сестры в семье, кроме однояйцевых близнецов, не являются копиями друг друга), и в случае оплодотворения другим сперматозоидом и результат будет другим. Вероятность же оплодотворения другим сперматозоидом огромна. В результате родится ребенок в семье, у которого фамилия будет Гитлер, да и имя, скорее всего, у него будет Адольф (хотя может вообще родиться девочка, вероятность чему чуть менее 50 %). Но это будет совершенно другой человек, с другой внешностью, чертами характера, менталитета, мышления, иными физиологическими параметрами, а значит, и с другой «судьбой» (по сути дела это будет брат или сестра того самого неродившегося человека). Вот теперь и ясно, что, помахав ручкой отцу Гитлера, мы хоть чуть-чуть сдвинем всю последовательность его жизненных действий и явлений (на доли секунд сделает позже или раньше очередной шаг или моргнет – а этого уже достаточно), в итоге чего результат оплодотворения будет иным, а история будет изменена. Не будет Второй Мировой войны, миллионов жертв, сломанных судеб – будут другие исторические события, возможно, тоже не менее кровопролитная война, но отличающаяся от той, про которую мы читали в учебниках.

      А вообще-то, достаточно и каким-то ничтожным  способом повлиять на любого из предков диктатора или даже на кого-нибудь из посторонних людей, каким-либо образом взаимодействовавших с этими предками. А как повлиять? Ну вот, например, достаточно любому из предков диктатора встретить в любой из дней своей жизни на улице не 3-х, как это было в реалии, а 4-х человек… или же проснуться на несколько секунд позже или раньше. Я бы назвал это «внеочередным добавочным явлением». Ну а теперь ответим на главный вопрос: возможно ли это в реальности? – Нет. Почему? – Такое добавочное явление не может произойти, так как не имеет причины к своему осуществлению в реальности. Четвёртый человек не оказался в тот день в поле зрения предка диктатора, потому что не было ему причины выйти на улицу в тот самый момент. А тому, что он не вышел из дома, предшествовала другая определённая причина: например, его кто-то позвал и отвлёк, или он задержался, услышав любимую песню. Соответственно, окрик знакомого или звучание любимой песни тоже не произошли беспричинно. Этим явлениям предшествовали, в свою очередь, другие факторы. Не было причин для этого самого «внеочередного добавочного явления» и оно, как следствие из этих причин, не имело места в реальности. Вот он вам и тот самый опыт: одинаковый путь, пройденный спущенной с горы тележкой при всех равных условиях… Представляете теперь, какую ерунду несут люди (в том числе с экранов телевизоров), когда говорят, что было бы хорошо, если бы в прошлом до их рождения что-то было бы по-другому? Например, не было войн, революций или репрессий. Ну вот тогда бы и этих товарищей, которые бы так хотели этих изменений в истории, тоже бы не было. Не родились бы эти умники просто-напросто – вот и всё (хотя, как уже было сказано выше, такое абсолютно невозможно).

      В целом же, все поступки человека (да и не обязательно человека) являются результатом совокупности и взаимодействия таких факторов, как генетический материал (наследственные особенности), обстоятельства (вплоть до силы ветра, количества увиденных вокруг себя людей, запланированных дел), жизненный опыт, структура памяти и прочее. Их все не перечтёшь, а результат конкретен. Одно ясно, что все факторы опосредованы цепью причинно-следственных связей, бесконечно уходящих как в прошлое, так и в будущее. А ещё ясно то, что любой фактор «судьбоносен», т.е. без него бы всё пошло по иному пути. Солдат, погибший в бою, не окажись в то время и в том месте, где его настигла пуля, возможно бы не погиб. А не оказаться в то время, в том месте он мог в том случае, если бы, например, просто чихнул. Но он не чихнул. Причины не было. Результат же конкретен.

      Тут следует сказать, что приводимые мной примеры, связанные с чьей-либо гибелью или отсутствием факта  рождения, взяты специально с учётом показательности и яркости таких  примеров. Но уникально всё: даже взмах  руки, увиденный падающий с дерева лист, разговор с кем-либо, цвет одежды встречного человека, последовательность мыслей в нашем сознании и т.д. Каждый такой фактор является одновременно, во-первых, следствием последовательности предшествующих ему явлений, во-вторых, причиной, опосредующей все идущие за ней явления. Вот теперь-то и нужно ответить на вопрос: мысли и решения человека появляются «сами по себе» или это тоже результат причинно-следственных связей?

       

      Мыслительные  процессы, равно как и другие нервные  процессы, протекающие в головном мозге, достаточно точно характеризуются физическими законами, описывающими электрические явления. На языке физиологии это можно назвать так: «протекают электрофизиологическим образом». Это означает, что появление мыслей и их последовательность обусловлены электрическим взаимодействием различных зон головного мозга. Когда мы вспоминаем какие-либо образы из нашей жизни, или нас вдруг озаряют неожиданные решения, или, как это ошибочно кажется, ни с того ни с сего приходит в голову спонтанная идея, – всё это не происходит беспричинно.

      Проведем  логический эксперимент. Например, Вы сидите в собственной комнате  и находитесь перед важной дилеммой в жизни (решаете, пойти ли на свидание к нравящемуся Вам человеку, выбираете  будущую профессию или даже колеблетесь перед совершением преступления). В итоге Вы принимаете решение. Предположим, спустя время, Вы приходите к выводу, что решение или действие оказалось неправильным. И тут Вы начинаете думать так: «Вот, если бы время можно было бы «отмотать» назад, то удалось бы избежать ошибки и всё исправить». Представим себе невозможное – время отмотано назад, к тому месту, где Вы размышляли над решением. Отмотана назад вся цепь событий, числа календаря вернулись вспять к той самой дате. Но и каскад мыслей в Вашей голове так же прошёл в обратном направлении! Перед Вами будет всё та же проблема, совершенно идентичный взгляд на неё и те же самые обстоятельства, которые побудили Вас к данному решению. Память окажется стёртой, а последовательность мыслей вернётся к начальной точке. Вы просто не заметите этой отмотки времени! А значит, абсолютно так же повторите это нежелательное действие. Совершенно смело гипотетически можно представить себе, что за один обыкновенный день, пока мы встали, позавтракали, сходили на работу и вернулись домой, время останавливалось на миллиарды лет, но мы не могли этого заметить, так как одновременно со всеми процессами вокруг останавливалось и наше сознание. Более того, можно представить, что время неизмеримое количество раз отматывалось назад, но мы всё равно не смогли бы почувствовать это, так как «запись» нашей памяти и каскад мыслей идут однонаправлено с происходящими вокруг явлениями.

      Ну  и о какой «свободе воли» идёт речь, если любой сознательный (да и  бессознательный тоже) поступок человека принципиально не может быть иным (отличным от реально свершившегося)?!! Убийца всё равно убьёт, вор – сворует, а человек, решающий, например, по какой стороне улицы дойти до дома, пойдёт именно по той стороне улицы, по которой должен пойти. Свобода воли – это только кажущееся явление, а на самом деле все наши действия и мысли обусловлены бесконечной совокупностью конкретных факторов (генетическая особенность характера и мышления, воспитание, всё увиденное в жизни, набор обстоятельств). Причём опять-таки, эти все факторы не могли бы быть иными к моменту совершения явления/поступка.

      Вот представим себе, что солдат перед  боем, начитавшись таких рассуждений, решит, что если 5 раз хлопнет в  ладоши, то его «судьба» изменится, и это, возможно, убережёт от смертоносной пули. Но мы-то понимаем, что эти рассуждения, попав солдату на глаза за определённое количество минут, секунд и долей секунд перед конкретным боем, не могли попасть в другой день или даже на доли секунд раньше или позже. А значит, измениться ничего не может. Вывод: любая мысль, поступок, воспоминание, да и вообще мышление каждого из нас опосредовано факторами причинно-следственного характера. «Сама по себе» даже мысль постучать пальцами по столу не возникнет. …Остаётся только понадеяться, что любой прочитавший эти доводы теперь понимает, что если ему пришло в голову в какой-то момент времени поднять просто так и опустить руку, то это не «свобода воли», а результат каскада причинно-следственных связей. 

      Здесь мне хотелось бы сделать одно небольшое лирическое отступление о времени. Нужно сказать, что хоть в процессе рассуждений неоднократно приводятся различные логические эксперименты с путешествием во времени, то это всего лишь для лучшего объяснения. Путешествия (перемещения) во времени принципиально невозможны. Почему? А потому что у многих имеется неправильное понимание времени. Время – это не выдуманные огромные песочные часы в «центре вселенной» и не то, в чём можно передвигаться назад и вперёд, переносясь в Средневековье или в будущее с «космомобилями». Время – это воображаемое (абстрактное) понятие о том, как соотносятся друг с другом протекающие параллельно явления. Например, смена дня и ночи происходит 365 раз за годовой оборот Земли вокруг Солнца; несколько человеческих сроков жизни и смена эпохи…

      Тут могут возникнуть возражения такого рода: «но ведь любой процесс протекает  «во времени». А что значит «во  времени»? А всего лишь то, что  при протекании процесса стрелка  часов сделала определённое число  оборотов или, например, из капающего  крана определённое количество капель воды вытекло. Вот нормальная беременность у женщины длится 9 месяцев – значит, пока она будет протекать, Земля обернётся вокруг своей оси примерно 270 раз. Или, например, то, что мы определяем как одну секунду, составляет 1/86400 от процесса обращения Земли вокруг своей оси (сутки = 24*60*60 с). В то же время, по современному международному стандарту времени секунду приравнивают к 9 192 631 770 периодам излучения цезиевого квантового эталона частоты. Очевидно, что пока Земля совершит оборот, таких периодов излучения произойдет 86400*9192631770 (794 243 384 928 000). И секунда здесь уже не при чем. Это примеры таких соотношений, которые мы называем временем. А даты, числа, календари, летоисчисление, часы придуманы человеком только для собственного удобства.

Информация о работе Суть объективной реальности