Сущность и смысл познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

Познание очень важно для человека, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию. Но и «избыток» знания тоже может принести вред.

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

    Некоторые ученые утверждают, что все великие  изобретения появились только благодаря человеческой лени. Человеку просто не хочется что-либо делать, и он изобретает какой-либо механизм, делающий это за него или значительно упрощающий этот процесс. Практически также дело обстоит и с познанием. Мы хотим жить лучше, поэтому наш разум постигает законы мира не ради простой  любознательности, а  ради  практического  преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире.

    Немаловажен и тот факт, что знание имеет  свойство накапливаться и передаваться от одного человека к другому. Это дает возможность человечеству развиваться, осуществлять научный прогресс. Правы были наши предки, которые считали, что отец должен передать свое мастерство сыну.

    Как уже говорилось, в своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Существуют различные уровни познания, различающиеся своим предметом, глубиной, уровнем профессионализма и т.д. Познание и знание различаются как процесс и результат.

    Познание  имеет два уровня: эмпирический и  теоретический. На первом из них происходит сбор, накопление и первичная обработка  данных, на втором – их объяснение и интерпретация. Основными методами эмпирического уровня познания являются наблюдение, описание, измерение и эксперимент; теоретического – формализация, аксиоматика, системный подход и т.д. Следует отметить, что на обоих уровнях познания применяются так называемые общенаучные методы исследования (абстрагирование, обобщение, аналогия и т.д.).

    Особую  роль в познании играет интуиция –  способность человека постигать  истину путем прямого ее усмотрения,  без обоснования с помощью  дискурсии. Интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения. Важным свойством интуиции является ее непосредственность.

    В тесной связи с познанием развивается  и практика. Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего  мира, активное взаимодействие человека с материальными системами. Практика имеет познавательную сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической деятельности.

    Практика  имеет гносеологические функции:

  1. базисная функция;
  2. детерминирующая функция;
  3. критериальная функция;
  4. целеполагающая функция.

    В свою очередь познание также имеет  определенные функции:

  1. информативно-отражательная функция;
  2. проектно-конструктивная функция;
  3. регулятивная функция.

      Поскольку познание может быть как «правильным», так и ложным, то в гносеологии  ведущей проблемой является проблема истины. Существует много точек зрения относительно определения истины. Так, Маркс считал, что истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.

      Выделяют  также абсолютную истину – такое  знание, которое полностью  исчерпывает  предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

      Следует также отметить, что критерий истины находится не в мышлении самом по  себе  и не в действительности,  взятой вне субъекта,  а заключается в практике.

      В противовес истине существует заблуждение  – своеобразное теоретико-познавательное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

      Научное познание очень важно не столько  для ученого, его осуществляющего, сколько для общества в целом. Подробно структура и методология  научного познания были рассмотрены  выше, но хотелось бы особо отметить, что в повседневной жизни важную роль играет диалектический метод познания, а в самом познании не последнее место занимает творчество, хотя некоторые ученые это и отвергают.

      Подводя итог проведенной работе можно сказать, что существуют различные точки зрения на проблемы, рассмотренные выше. Это связано с различным пониманием этих проблем разными авторами использованной литературы, поскольку философское образование в нашей стране было достаточно сильно идеологизировано и политизировано в течение последних десятилетий, а сейчас происходит переоценка многих понятий. В ходе работы я попытался выбрать наиболее приемлемые и логичные определения понятий, а также точки зрения на рассмотренные проблемы.

      Думаю, результаты данной работы пригодятся мне в дальнейшем, так как экономика – это наука, причем важнейшая, т.к. определяет повседневную жизнь общества  в целом и каждого отдельно взятого человека. В силу длительности и масштабности экономических процессов, важно овладеть всем комплексом знаний об этой науке. В экономике на сегодняшний день стоит проблема истинности применяемого знания. Сегодняшнее состояние экономики нашей страны в очередной раз подтвердило актуальность знания дисциплин этой науки. Яркий тому пример – деятельность наших правительств в последние годы, когда вся страна выступает в роли лаборатории, используемой для проведения их экспериментов (обвальная приватизация; политика жесткого монетаризма, в результате которых государство потеряло контроль над естественными монополиями, предприятия лишились оборотных средств, что, в свою очередь, привело к резкому сокращению налогооблагаемой базы и дефициту бюджета).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы: 

  1. П.В.Алексеев, А.В.Панин. Теория познания и диалектика. – Москва: Высшая школа, 1991. – 383 с.
  2. Х.-Г.Гадамер. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – Москва: Прогресс, 1988. – 704 с.
  3. В.В.Ильин. Теория познания. Эпистемология. – Москва: Издательство МГУ, 1974. – 136 с.
  4. С.Х.Карпенков. Основные концепции естествознания. – Москва: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 208 с.
  5. А.Г.Спиркин. Философия. Учебник. - Москва: Гардарики, 2004. - 736 с.

Информация о работе Сущность и смысл познания