Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:42, реферат
Познание – это процесс перехода от незнания к знанию. Начинается с чувственного (ощущения, восприятие, представление), затем логическое (понятие, суждение, умозаключение). Суждения имеют общую форму и не зависят от языка. Умозаключения ведут к получению нового знания. При индукции требуется проверка, т. к. индукция не полна. При дедукции требуется проверка исходного постулата.
. Сущность и многообразие видов познания. Особенности научного познания и его отличия от философско
4. Сущность и многообразие
видов познания. Особенности научного
познания и его отличия от
философского, художественного и
обыденного.
Познание – это процесс перехода от незнания к знанию. Начинается с чувственного (ощущения, восприятие, представление), затем логическое (понятие, суждение, умозаключение). Суждения имеют общую форму и не зависят от языка. Умозаключения ведут к получению нового знания. При индукции требуется проверка, т. к. индукция не полна. При дедукции требуется проверка исходного постулата.
Научное познание формируется на основе обыденного. Особенности научного познания:
1.Основная задача
научного познания –
2.На основе знания
законов функционирования и
3. Непосредственная
цель и высшая ценность
4.Существенным признаком
познания является его
5.ДЛЯ науки характерна
постоянная методологическая
6.Научному познанию
присуща строгая
7.Научное познание
есть сложный, противоречивый
процесс производства и
8.Знание, претендующее
на статус научного, должно допускать
принципиальную возможность
9.В процессе научного
познания применяются такие
10. Специфическими
характеристиками обладает
Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, несистематический характер. Является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.
Его особенностью является
то, оно используется человеком практически
неосознанно и в своем
Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер. Ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.
Особую форму вненаучного знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. Народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. Можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.
В картине мира, предлагаемой
народной наукой, большое значение
имеет круговорот могущественных стихий
бытия. Природа выступает как
«дом человека», а человек, в свою
очередь, как органичная его частичка,
через которую постоянно
Художественная деятельности несводима целиком к познанию. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о природе, о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, о культуре, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д.
Специфической формой освоения действительности в искусстве является художественный образ, мышление в образах, «чувствующая мысль». Наука же осваивает мир, прежде всего в системе абстракций.
Cпецифика религиозного
познания состоит не только
в способности к
Особенности религиозного
познания определяются тем, что оно
обусловлено непосредственной эмоциональной
формой отношения людей к
Важнейшим понятием религии и религиозного познания является вера. В этой связи отметим, что в понятии «вера» следует выделять два аспекта: а) религиозная вера; 6) вера как уверенность (доверие, убеждение), т.е. то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, в различных формах научного познания и прежде всего в гипотезах. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества.
Особенности философского познания заключаются в том, что специальные науки изучают свой фрагмент бытия (постижения определенных вопросов), а философия стремится изучать мир в целом, ищет причины всего (целостное постижение).
Частные науки обращены к явлениям существующим объективно, вне человека, а философия формулируется как вопрос об отношении человека к миру.
Частный специалист не задумывается, как возникла его дисциплина, а философия науки направлена на выявление достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета.
Наука направлена на описание и объяснение процессов действительности, а философия на осмысление таких проблем, как мир и человек, судьба, культуры, природа познания,и т.д.