Субъект и объект действия: первичные характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:46, реферат

Описание работы

Переходя к содержательному рассмотрению социального действия, представляющего собой целостное проявление деятельности, мы будем руководствоваться общими правилами анализа системных объектов, о которых говорилось в начале нашей книги. Это означает, что мы должны рассмотреть строение действия, выделить его компоненты, установив их функции в системном целом, рассмотреть процесс взаимоопосредования частей, поддерживающий и воспроизводящий это целое, установить возможные импульсы его саморазвития.

Работа содержит 1 файл

Момджян К.docx

— 33.94 Кб (Скачать)

  Однако ничто  не мешает обратной трансформации, когда  мыслящее существо, вполне способное  к целенаправленной преобразующей  активности само становится объектом подобного воздействия, на время  или навсегда лишаясь своей «врожденной» субъектности.

  Мы не имеем  в виду случаи «юридической квазиобъектности», известные нам из истории древних цивилизаций, в которых вполне дееспособные люди — рабы — официально приравнивались к предметным средствам деятельности, рассматривались как «говорящие» орудия труда (что не мешало им в действительности быть субъектами производства, а иногда и политической активности, направленной на «укорот» рабовладельцев). Речь идет о реальных ситуациях, известных нам не из истории, а из самой повседневной жизни.

  В самом  деле, можно ли считать субъектом  деятельности пациента в момент, когда  он в состоянии общего наркоза  подвергается хирургической операции? Можно ли считать субъектом деятельности человека, подвергшегося внезапному нападению, и лишенному не только возможности сопротивляться, но и  осмыслить происшедшее? При малейшем проявлении обратной целенаправленной активности пациента или жертвы (пусть  в форме пассивной или толерантной  реакции) подобные ситуации перестают  быть случаями субъект-объектного ппосредования, действия и превращаются в случаи взаимодействия или субъект-субъектного опосредования. Однако при отсутствии такой активности мы имеем дело именно с действием, в котором роль объекта исполняют люди, «рожденные быть» субъектами во всех иных ситуациях.

  Нетрудно  понять, что в случаях с видимым  отсутствием объекта мы сталкиваемся с проявлением подобной ситуативности, позволяющей субъекту менять свой статус на противоположный — с той  оговоркой, что субъект становится объектом не чужих, а собственных  усилий, направленных на совершенствование  «тела» (физзарядка) или «духа» (и  случаях самообразования) и пр. Именно эту ситуацию мы характеризуем как  композиционное взаимопересечение субъекта и объекта, в котором инициирующая и инициируемая стороны деятельности совмещаются в одном и том же явлении социальной действительности. Важно понимать, что такое пересечение не тождественно «исчезновению» одной из сторон действия, выделяемых, как мы помним, по функциональному признаку, по «роли» выделяемого компонента, а не по его субстратному «наполнению».

  Наконец, еще  одним из интересующих нас типов  субъект-объектной связи следует признать связь взаимопроникновения субъекта и объекта, раскрываемую посредством категорий опредмечивания и распредмечивания.

  Не останавливаясь пока на этом сложном вопросе, отметим, что под опредмечиванием философия понимает осуществляемый в процессе действия переход деятельностной способности субъекта в свойства отличного от него объекта действия. И наоборот, под распредмечиванием понимается обратный переход свойств объекта в свойства использующего его субъекта действия. Более подробную характеристику такого взаимопроникновения мы дадим при рассмотрении реальных результатов действия, которое логически относится уже не к структурному, а к функциональному анализу деятельности, к которому нам и предстоит перейти.

Информация о работе Субъект и объект действия: первичные характеристики