Структура сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:04, реферат

Описание работы

Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Содержание

Введение 3
1. Происхождение категории сознания 4
2. Функции сознания 7
3. Структура сознания 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Матвеева Алина 27 201.rtf

— 194.70 Кб (Скачать)

Оценочная функция непосредственно переходит в функцию целеполагающую (формирования цели) -- способность к целеполаганию -- кардинальная характеристика человеческого сознания, т. е. это мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель как идеальный образ направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств. Как справедливо отмечал Гегель, человек в своих целях подчинен внешней природе, но в своих орудиях он господствует над ней.

Высшие возможности сознания находятся в творческой (конструктивной) функции. Целеустремленность, т. е. осознание  того, «для чего» и «ради чего» человек осуществляет свои действия, -- необходимое условие  любого  сознательного поступка.  Реализация цели предусматривает  применение определенных средств, т. е. того, что создается и существует ради  достижения цели. Человек создает  то, чего природа до него не порождала. Он создает  принципиально  новое,  с троит  новый мир. Масштабы,  формы и свойства  преобразованных и созданных людьми вещей  продиктованы  потребностями людей, их  целями; в них  воплощены человеческие  замыслы, идеи.

Объяснительная функция -- сознание в тех или иных своих формах (особенно в научной) стремится объяснить мир, открыть его законы, причины, противоречия и т.п.

Коммуникативная (связи) функция. Она обусловлена  тем, что люди  принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация). Следует иметь в виду, что в письменных текстах (книгах, журналах, газетах и т. п.) сохраняется не знание, а лишь информация. Чтобы информация стала  знанием, она должна быть субъективирована. Вот почему  распространение печатного слова  является  условием, но не гарантией того, что изложенная информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на  превращение информации в знание, т. е. субъективное  достояние.

Регулятивная (управленческая) функция. На  основании  оценки факторов и в соответствии с  поставленной целью  сознание регулирует, приводит в порядок действия человека, а затем и действия  коллективов. Регулятивная функция сознания  зависит от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает в двух формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное  содержание побудительных мотивов  поведения и деятельности людей имеет важное значение. По мере того как идеи приобретают побудительную силу, человек осуществляет поступки сознательно, целеустремленно, по своему убеждению. Исполнительная регуляция приводит деятельность людей в соответствие с их потребностями, обеспечивает  соразмерность цели и реальных средств ее регуляции.

Таковы  главные  функции  сознания.  Лишь  гармоничное  их развитие дает в  конечном итоге  поистине целостную в интеллектуальном и духовном  плане  личность [1].

 

Структура сознания

Высшей формой отражения является сознание человека, мозг которого по сравнению с мозгом животных имеет больший объем и гораздо более сложную организацию. Но дело не только в этом. Известны случаи, когда дети, воспитанные среди животных, оказывались затем существами, лишенными сознания. Обладая вполне нормальным мозгом, они приобретали привычки и инстинкты животных: ходили на четвереньках, ели без помощи рук, не умели говорить. Из этого следует, что сознание не только функция мозга, но и продукт общественного развития.

Сознание формируется вместе с формированием человека и человеческого общества. Это подтверждается как историческим (филогенезом), так и индивидуальным развитием человека (онтогенезом).

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Сознание как внутренний мир человека имеет  свою структуру. В структуру сознания входят такие элементы, как:

Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире. К неотъемлемым признакам сознания так же относится речь.

Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

 

Структура сознания - это его строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними - это единство элементов целого и их связей. Для структурного анализа сознания поэтому необходимо выявить все его элементы, их взаимообусловленность между собой и связь с целым, которым и является сознание.

Какую же структуру имеет  само сознание? Структура сознания в  значительной мере весьма условна. Дело в  т ом, что элементы  сознания  тесно  взаимосвязаны. Однако при всей условности в сознании  можно выделить  такие элементы:

Первым элементом является знание. Это  главный  компонент, ядро  сознания, средство его  существования.  Знание -- это понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря  знаниям человек может «охватить»,  осмыслить все  то, что его окружает и составляет предмет  познания.  Знание предопределяет такие  свойства  сознания,  как  возможность  предметной деятельностью целеустремленно «создавать мир», предусматривать ход событий,  проявлять  творческую  активность.  Иными  словами, сознание -- это  отношение к действительности в форме  знаний с учетом потребностей человека.

Вторым важным  элементом структуры  сознания являются эмоции. Человек  познает окружающий  мир не с холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствия, увлеченности или  негодования. Он переживает  то, что отражает  Эмоции или стимулируют, или  тормозят  осознание индивидом реальных  явлений действительности.  То, что радует глаз, более легко запоминается. Но иногда «радужное» восприятие мира может ослепить, породить  иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые, особенно отрицательные,  эмоции негативно  сказываются на  ясности ума. Чувство страха, например,  становится препятствием на пути  осознания человеком происходящего. Высшим уровнем  эмоций  являются духовные чувства  (например, чувство  любви), которые формируются вследствие осознания  связей  личности с  наиболее  существенными  социальными и  экзистенциальными  ценностями. Чувства характеризуются предметным  содержанием,  постоянностью, независимостью от реальной ситуации. Эмоциональная сфера существенно влияет на все проявления  сознания человека, выполняет  функцию основы его деятельности.

Третьим структурным  элементом  сознания  является воля -- осознанное,  целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направить  свои психические и физические  силы на  решение задач, которые  возникают в его деятельности и требуют  сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Изготовление орудий человеком -- это первая и наиболее главная школа  формирования воли. Воля и  цель взаимодополняют друг друга.  Без  воли нельзя  достичь  цели; без  целесообразной деятельности нет воли. Воля -- это  осознанное  стремление и побуждение к  действию. Однако  для человека характерны и неосознанные побуждения. Иногда бывает  так, что человек куда-то стремится, а куда и  зачем -- сам не  знает.  Такая  подсознательная регуляция осталась у человека от животных.

В структуре  сознания следует   упомянуть и такой  элемент,  как мышление.  Мышление -- это  процесс  познавательной деятельности индивида,  который характеризуется   обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот  процесс завершается  созданием  абстрактных  понятий, суждений, которые представляют собой отражение  существенных,  закономерных отношений вещей на основе  известного, ощутимого, услышанного и т. п. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем в невидимое, в  то, что не  воспринимается путем  прикосновения и что нельзя почувствовать.  Мышление дает нам  знание о существенных свойствах, связях и  отношениях. С помощью мышления мы осуществляем переход от  внешнего к внутреннему, от явления к  сущности  вещей,  процессов.

К структуре  сознания относятся  также внимание и память.

Внимание -- это форма  психической деятельности человека, которая  проявляется в направленности и  сосредоточенности на определенных объектах. Память -- это психический процесс, который заключается в  закреплении,  сохранении и воспроизведении в мозге индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти являются  запоминание,  сохранение, воспроизведение и забывание. Физиологической основой  запоминания являются образование и  закрепление временных нервных связей в коре головного мозга. Последующее  оживление  нервных  связей дает воспроизведение  запомненного материала, а  торможение этих  связей ведет к  забыванию[1].

 

Осознаваемое («Я») - всё то, что более или менее упорядочено внутри себя и стремится упорядочить всё вокруг (логика, разум). Сознание на этом уровне обрабатывает информацию последовательно, стремится к однозначности своих утверждений и общезначимости их толкования. Бессознательное («Оно») - совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не всегда ему подотчетных (эрос, танатос). К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Инстинкты порождают у человека подсознательные желания, эмоции, импульсы, проявляющиеся в нашем сознании в форме влечений, переживаний, аффектов и т.п.

Ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней сущностной стороны предметов, событий. Рассудок (или здравый смысл) определяется как низшая ступень логического познания, основанная на представлениях и понятиях повседневной жизни. Разум - высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее глубокое знание истины. Важным элементом сознания является внимание. Благодаря сосредоточенности внимания интересующий нас объект находится в фокусе сознания.

Сознание формируется вместе с языком. Любая мысль выражается и закрепляется в словах и предложениях. Благодаря языку мысли одного человека передаются другим людям, формируются идеи и теории, которые становятся всеобщим достоянием элементами общественного сознания.

Язык может быть как естественным, так и искусственным. Под естественным языком понимается язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей.

Язык - явление социальное. По своей физиологической основе язык выступает, по мнению профессора И. П. Павлова, в функции второй сигнальной системы. Языковой знак, будучи по своей физической природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее, обусловлен, в конечном счете, процессом познания реальной действительности.

Язык является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления. Наличие языка является необходимым инструментом обобщающей деятельности мышления. Однако язык и мышление не тождественны. Раз возникнув, язык является относительно самостоятельным, обладая специфическими законами, отличными от законов мышления. Поэтому не существует тождества между понятием и словом, суждением и предложением и т. д. К тому же язык представляет собой определенную систему, «структуру», со своей внутренней организацией, вне которой нельзя понять природу и значение языкового знака. «Язык есть нечто целостное. То есть я хочу сказать тем самым, что, вступив в ту область, которую я назвал сознанием, мы еще имеем дело с такими вещами, которые мы должны принять как возникающие сразу и целиком и не поддающиеся складыванию по частям и в последовательности. Ни один язык нельзя получить по частям»[4].

«Язык рассматривается как продукт интеллигенции, состоящий в том, чтобы ее представления проявлять в некоторой внешней стихии», - писал Гегель. Таким образом, для Гегеля язык - это объективированное мышление. В непосредственном контакте с миром природных явлений человек находится в качестве ощущающего существа как субъект чувственности. Выход в опосредование, т. е. в размышление, рефлексию достигается, согласно Гегелю, лишь за счет введения особой, знаковой предметности, слов и терминов, в которых фиксируется устойчивость и всеобщее содержание чувственных впечатлений.

Информация о работе Структура сознания