Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:37, реферат
Еще до возникновения науки в процессе своей повседневной практической деятельности люди получали необходимые им знания о свойствах и особенностях предметов и явлений. Знание — это проверенный практикой результат познания действительности, верное выражение в сознании человека. Главной функцией знания является обобщение разрозненных представлений о законах природы, общества и мышления.
Закон — это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Закон отражает общие связи и отношения, присущие всем явлениям данного рода, класса.
Закон носит объективный характер и существует независимо от сознания людей. Познание законов составляет главную задачу науки и выступает основой преобразования людьми природы и общества. Существуют три основные группы законов:
• специфические или частные (соответствие системы бухгалтерского учета уровню развития экономики);
• общие для больших групп явлений (закон соответствия развития производительных сил производственным отношениям);
• всеобщие или универсальные (например, законы диалектики). Между общими и частными законами существует диалектическая взаимосвязь: общие законы действуют через частные, а частные — представляют собой проявление общих.
Теория (греч. thеоriа — рассмотрение,
исследование) — это форма научного
знания, дающая целостное представление
о закономерностях и
Заключение
Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.
Осознание этого в методологии науки обострило вопрос о том, как же эмпирическое знание может быть критерием истинности теории?
Дело в том, что, несмотря
на теоретическую нагруженность, эмпирический
уровень является более устойчивым,
более прочным, чем теоретический.
Это происходит потому, что эмпирический
уровень знания погружается в
такие теоретические
При анализе структуры научного знания важно выяснить, какие теории входят в состав современной науки. Ответить на них можно исходя из представлений о том, что научная теория дает нам определенный срез действительности, но ни одна система абстракции не может охватить всего богатства действительности. Разные системы абстракции рассекают действительность в разных плоскостях. Это относится и к теориям, которые генетически связаны с современными концепциями, но созданы в прошлом. Их системы абстракций определенным образом соотносятся друг с другом, но не перекрывают друг друга.
В истории науки наблюдается тенденция свести все естественнонаучное знание к единой теории, редуцировать к небольшому числу исходных фундаментальных принципов. В современной методологии науки осознана принципиальная не реализуемость такого сведения. Она связана с тем, что любая научная теория принципиально ограничена в своем интенсивном и экстенсивном развитии. Научная теория - это система определенных абстракций, при помощи которых раскрывается субординация существенных и несущественных в определенном отношении свойств действительности. В науке обязательно должны содержаться различные системы абстракций, которые не только нередуцируемы друг к другу, но рассекают действительность в разных плоскостях. Это относится и ко всему естествознанию, и к отдельным наукам - физике, химии, биологии и т.д. - которые нередуцируемы к одной теории. Одна теория не может охватить все многообразие способов познания, стилей мышления, существующих в современной науке.
Список использованных источников
1. Лукашевич В.К., Философия и методология науки: Мн.: Современная школа, 2006. 320с.
2. Рузавин Г.И., Методология научного познания: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 287с.
3. Папковская П.Я., Методология научных исследований: Курс лекций. Мн.: ООО «Информпресс», 2002. 176с.