Структура научного знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:37, реферат

Описание работы

Еще до возникновения науки в процессе своей повседневной практической деятельности люди получали необходимые им знания о свойствах и особенностях предметов и явлений. Знание — это проверенный практикой результат познания действительности, верное выражение в сознании человека. Главной функцией знания является обобщение разрозненных представлений о законах природы, общества и мышления.

Работа содержит 1 файл

структура научного познания.docx

— 21.01 Кб (Скачать)

 

Закон — это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся  отношения между явлениями в  природе и обществе.  Закон  отражает общие связи и отношения, присущие всем явлениям данного рода, класса.

 

Закон носит объективный  характер и существует независимо от сознания людей. Познание законов составляет главную задачу науки и выступает  основой преобразования людьми природы  и общества.  Существуют три основные группы законов:

 

• специфические или частные (соответствие системы бухгалтерского учета уровню развития экономики);

 

• общие для больших  групп явлений (закон соответствия развития производительных сил производственным отношениям);

 

• всеобщие или универсальные (например, законы диалектики).  Между  общими и частными законами существует диалектическая взаимосвязь: общие  законы действуют через частные, а частные — представляют собой  проявление общих.

 

Теория (греч. thеоriа — рассмотрение, исследование) — это форма научного знания, дающая целостное представление  о закономерностях и существенных связях действительности. Она возникает  в результате обобщения познавательной деятельности и практики и представляет собой мысленное отражение и  воспроизведение реальной действительности.

 

 

Заключение

 

Эмпирический и теоретический  уровни научного знания органически  связаны между собой. Теоретический  уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического  уровня. Но существенно то, что и  эмпирическое знание неотрывно от теоретических  представлений; оно обязательно  погружено в определенный теоретический  контекст.

 

Осознание этого в методологии  науки обострило вопрос о том, как же эмпирическое знание может  быть критерием истинности теории?

 

Дело в том, что, несмотря на теоретическую нагруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, более прочным, чем теоретический. Это происходит потому, что эмпирический уровень знания погружается в  такие теоретические представления, которые являются непроблематизируемыми. Эмпирией проверяется более высокий  уровень теоретических построений, чем тот, что содержится в ней  самой. Если бы было иначе, то получался  бы логический круг, и тогда эмпирия  ничего не проверяла бы в теории. Поскольку эмпирией проверяются  теории другого уровня, постольку  эксперимент выступает как критерий истинности теории.

 

При анализе структуры  научного знания важно выяснить, какие  теории входят в состав современной  науки. Ответить на них можно исходя из представлений о том, что научная  теория дает нам определенный срез действительности, но ни одна система  абстракции не может охватить всего  богатства действительности. Разные системы абстракции рассекают действительность в разных плоскостях. Это относится  и к теориям, которые генетически  связаны с современными концепциями, но созданы в прошлом. Их системы  абстракций определенным образом соотносятся  друг с другом, но не перекрывают  друг друга.

 

В истории науки наблюдается  тенденция свести все естественнонаучное знание к единой теории, редуцировать к небольшому числу исходных фундаментальных  принципов. В современной методологии  науки осознана принципиальная не реализуемость  такого сведения. Она связана с  тем, что любая научная теория принципиально ограничена в своем  интенсивном и экстенсивном развитии. Научная теория - это система определенных абстракций, при помощи которых раскрывается субординация существенных и несущественных в определенном отношении свойств действительности. В науке обязательно должны содержаться различные системы абстракций, которые не только нередуцируемы друг к другу, но рассекают действительность в разных плоскостях. Это относится и ко всему естествознанию, и к отдельным наукам - физике, химии, биологии и т.д. - которые нередуцируемы к одной теории. Одна теория не может охватить все многообразие способов познания, стилей мышления, существующих в современной науке.

 

 

Список использованных источников

 

1.  Лукашевич В.К., Философия  и методология науки: Мн.: Современная  школа, 2006. 320с.

 

2.  Рузавин Г.И., Методология  научного познания: Учеб. пособие.  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 287с.

 

3.  Папковская П.Я., Методология  научных исследований: Курс лекций. Мн.: ООО «Информпресс», 2002. 176с.


Информация о работе Структура научного знания