Структура индивидуального сознания

Автор: s************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 21:57, реферат

Описание работы

Понятие “сознание” — одно из наиболее многозначных общепсихологических понятий. Очень часто его смешивают с понятием “психическое”, “разумное” У некоторых авторов сознание обозначает “внутренний опыт”, “рефлексию”. Иногда термин “сознание” считается эквивалентным терминам “отражение”, “мышление”, “бодрствование” и т.п. (Рубинштейн С. Л., 1957; Платонов К. К., 1982; Джемс У., 1991). Такая многозначность объясняется, на наш взгляд, тем, что разные авторы в этот термин вкладывают разный смысл, т. е. указанная многозначность является свидетельством того, что в семантическом поле понятия “сознание” можно выделить несколько смыслов, которые, во избежание существующей путаницы, необходимо развести и обозначить.

Работа содержит 1 файл

структура индивидуального сознания.docx

— 27.91 Кб (Скачать)

Точно так же можно сконструировать  “ядерные” психические явления, связанные с эндопсихикой: состояния, эмоции, чувства, мотивы. Как выглядит в этом случае, например, состояние? Субстрат — множество систем организма: нервная, гуморальная, пищеварительная и т. п. Элементы — указанные системы регуляции, за которыми стоят генетические программы. Функциональная структура — совокупность генетических программ, “запущенных” конкретной ситуацией. В этой структуре всегда есть доминантная ПТ. Структура характеризуется определенным уровнем упорядоченности и энергетизации. Психическая функция. Их несколько: адаптация, регуляция, антиципация, энергетизация, интеграция. Инвариант — общая, совмещенная часть совокупности ГП, “запускаемых” наличной ситуацией. Психическое явление — это функция динамического целого, образующегося на базе ГП. В результате деятельности указанных систем регуляции образуются физиологические константы (достаточно стабильные пульс, артериальное давление, частота дыхания и т. п.), что делает состояние субъекта стабильным. Психологическое состояние воспринимается субъектом в обобщенной форме как самочувствие.

Совокупность  явлений эндопсихики также представляет собой целостное образование нового уровня. Элементами этой новой системы являются состояния, эмоции, чувства, а также мотивы. Доминантой здесь выступает мотив. Общей функцией такого нового образования является “чувство Я”, самость, ощущения самобытия, которое направлено на осознание факта своего существования (константный образ самого себя). Чем лучше развито ощущение самобытия, тем стабильнее в конечном счете для человека является его среда обитания. С другой стороны, если оно развито слабо, то человек путает собственные реакции с воздействиями извне. В результате мы имеем всякого рода эффекты в виде мифов о “домовом, который что-то делает за нас в нашем доме”, или, того хуже, эффект “охоты на ведьм”, характерный для неразвитого общественного сознания, когда неблагоприятные последствия собственной неудачной деятельности связываются с воздействием неких “враждебных сил”, “ведьм” или “врагов народа”.

Третья  сфера психического — психические  явления как продукт совмещения. Их мы относим к сфере мезопсихики. Последняя совмещает продукты экзо- и эндопсихики (“фигуру” накладывает  на “фон”). Нельзя отрывать ощущение от эмоционального фона, разрывать когнитивную  и эмоциональную составляющие психического акта. В сфере мезопсихики можно  выделить два класса явлений: а) совмещенные  инварианты эндо- и экзопсихики, например ощущение и его эмоциональный тон; б) собственные “продукты” мезопсихики: речь, воля, мышление.

Речь, например, в нашей схеме психогенеза  выглядит так. Субстрат — речевые зоны Брока и Вернике. Элементы — понятия. Функциональная структура — высказывание, умозаключение, предложение. Психическая функция — выделение устойчивых (инвариантных) отношений между понятиями. Инвариант — смысл. Психическое явление — речь, которая позволяет объединить и интегрировать информацию, полученную разными людьми, что делает последнюю еще более инвариантной.

Выше  мы уже говорили, что психические  явления, существующие в границах каждой из трех сфер психического, сами являются элементами функциональной структуры  более высокого уровня. Эти структуры также обладают психической функцией. Рассмотрим их более детально.

Высшим  продуктом эндопсихики является “чувство Я”, самость, ощущение самобытия. Его субстратом являются  все анатомо-физиологические атрибуты человеческого организма, в первую очередь его регуляторные системы. Элементами выступает множество состояний, эмоциональных реакций, мотивов и чувств. Функциональную структуру образуют типичные для данного индивида элементы. Психическая функция “чувства Я” состоит в осознании факта своего существования. Оно членит мир на две категории “Я” и “не Я”, позволяет видеть окружающую среду независимой от факта своего существования, дает критерий для иерархизации предметов и явлений среды обитания, задает ее мерность и масштаб, дает начало координат для ее; отражения. Инвариантом этой функциональной структуры является общая часть множества собственных реакций на события в окружающей среде. “Чувство Я” — это знание о том, что вопреки тому, что разные события вызывают разные реакции, тем не менее за всеми за ними стоит нечто общее, которое и есть “Я” Психическое явление, связанное с осознанием самого себя, означает сведение своих ощущений и реакций в целостную картину. “Чувство Я” позволяет отделить себя среды и противопоставить себя ей. Наличие “чувства Я” означает, субъект уже отделил свои реакции от самого себя и смог посмотреть на себя как бы со стороны (это хорошо показано Ж. Пиаже: ситуация, когда ребенок говорит о себе в третьем лице; на наш взгляд, это свидетельствует о появлении “чувства Я”). Если при формировании миросознания происходит усвоение окружающей среды, то при формировании “чувства Я” происходит отчуждение своих реакций от себя, то есть мы имеем два процесса, идущих навстречу друг другу. Они совмещаются на уровне мезопсихики.

Высшим  продуктом экзопсихики является миросознание. Его субстратом являются все органы и системы, обеспечивающие взаимодействие с окружающей средой. Элементами выступает множество актов ощущения, восприятия, представления, словообразования, мышления, внимания. Функциональную структуру образуют типичные в данной среде элементы. Психическая функция миросознания состоит в продуцировании некоего интегративного образования из множественных потоков информации, что позволяет субъекту быть уверенным в том, что окружающая среда константна. Инвариантом, таким образом, здесь выступает общая, наиболее стабильная часть информации, поступающей в нервную систему по всем сенсорным каналам и “обрабатываемой” с участием всех психических процессов. Главная цель этого явления — “стабилизация” окружающей среды. Такое психическое явление, как миросознание, есть знание о том, что окружающий мир константен. Миросознание интегрирует полученную информацию об окружающем мире. Это означает, что такой мир субъективизирован и “обозначен” (через ощущения и “словообразование”), он предметен (восприятие), события воспринимаются в динамике (представление).

Высшим  продуктом мезопсихики является самосознание. Это инвариантная часть двух компонентов индивидуального сознания, “чувства Я” и миросознания. Субстрат — регулятивные и сенсорные системы. Элементы — множество актов осознания среды и осознания фактов своего существования. Функциональную структуру образуют типичные соотношения в конкретной ситуации значений миросознания и “чувства Я”. Психическая функция состоит в получении адекватной информации о своей роли и месте в объективном физическом и социальном пространстве. Это приводит также к коррекции своего психологического пространства. Инвариант — совмещенная часть миросознания и “чувства Я”. Это знание о том, что в известном диапазоне условий “мое” место в среде и “моя” роль постоянны. Психическое явление — самосознание — это создание индивидуального психологического пространства с указанием в нем места для самого себя. Для этого совмещаются два отображения среды, созданные эндо- и экзопсихикой. Дифференцированность такой обобщенной картины становится меньшей, она делается более искаженной, нежели та, которую дает экзопсихика, но она становится акцентированной, иерархизованной, в ней можно выявить доминанты. Этот акцентированный образ окружающе2й среды приобретает свойства регулятора поведения, получая регулирующую функцию именно благодаря своей субъективности, “искаженности”, акцентированности.

Таким образом, мы предлагаем трехчленную  индивидуального сознания. При этом два его компонента – “чувство Я” и “миросознание” - являются рядоположенными. Самосознание – это более сложная  форма индивидуального сознания, она формируется на базе двух первых и в известном смысле является их совмещенной, инвариантной частью.

Такую линию рассуждений можно распространить и на другие психические явления. Например, личность можно рассматривать  как инвариантную часть множества  ролей, в которых выступает человек. Здесь требуются некоторые пояснения. Данное выше определение самосознания относится к некоторой идеальной  ситуации. В большинстве же случаев  человеку не дано знать свое истинное положение в окружающем его мире. Он и окружающие его люди довольствуются только знаниями о ролях, которые “играет” этот человек. “Обобщенная” роль и называется личностью (Гинецинский В.И.,1997).

Говоря  о сознании, нельзя не сказать о  бессознательном. На бессознательном  уровне человек также отражает ситуацию. На наш взгляд, и “бессознательное”  имеет субстрат, элементы, функциональную структуру, инварианту и т.п. Но его  отличие от “сознательного” состоит  в том, что в образуемой функциональной структуре нет доминанты. “Бессознательное” становится “сознательным” только тогда, когда осознаваемая ситуация или явление акцентуируются, становятся неравновесными, несимметричными, напряженными, поляризованными.   

УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ  

Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. СПб., 1997.

Гостев  А.А. Эволюция индивидуального сознания в процессе решения глобальных конфликтов. М., 1993.

Джеймс  У. Психология. М., 1991.

Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, В.Я. Романовой. М., 1982.

Платонов  К.К. система психологии и теория отражения. М., 1982.

Рубинштейн  С.Л. Бытие и сознание. М.,1957.

Шеперд  Г. Нейробиология. М., 1987.

Информация о работе Структура индивидуального сознания