Структура философского знания и его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 14:16, реферат

Описание работы

В ходе развития философии в ней исторически складываются различные области исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти области исследований превращаются в разделы философского знания — «философские науки». Уже в древности философы говорили, что в философском знании, как в курином яйце, можно выделить три основных слоя.

Работа содержит 1 файл

3.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

 

§ 2. 3. Методологическая функция

Метод — это способ действий. Совокупность методов проведения какой-либо работы называют методикой, а знания о методах и методиках — методологическими знаниями. В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методы. Соответственно в каждой из них формируется и специфическая система методологических знаний — методология этой деятельности.В политике есть методы компромисса и методы обострения политической ситуации; в управлении хозяйственной деятельностью — административно-командные и экономические методы; в педагогике —различные методы воспитания, преподавания, контроля знаний учащихся, организации учебного коллектива; в науке — разнообразные методы исследования; общенаучные (наблюдение, эксперимент, моделирование и др.) и специальные, используемые в каких-то отдельных науках (метод рентгеноструктурного анализа, метод «меченых атомов», методы решения дифференциальных уравнений, методы медицинской диагностики и т.п.).

Задачей методологии является исследование и совершенствование методов, используемых в данной сфере деятельности, оценка их общности и эффективности, условий и границ их применения.

Но методологические знания в любой сфере деятельности не могут ограничиваться рассмотрением только ее методов. Дело в том, что оценка методов самым существенным образом зависит от того, какого рода результаты дает тот или иной метод, и каково отношение этих результатов к конечным целям деятельности. Следовательно, методология обязательно должна включать в себя знание не только о методах, но и о характере достигаемых с их помощью результатов, о целях деятельности, о ее общей структуре и основных этапах, о принципах и формах ее организации.

 

МЕТОДОЛОГИЯ - это знание о том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях

 

В каждой сфере деятельности наряду со специфическими методами используются также и методы, которые имеют более или менее общий характер и применяются не только в ней, но и в других сферах. Например, методы логического мышления — анализ, абстрагирование, обобщение, дедукция и др. — используются повсюду; математические методы применяются и в науке, и в технике, и в экономике, и во многих других областях; все более широкое применение получают в настоящее время игровые методы (деловые, учебные, исследовательские и иные игры). Это ведет к тому, что в каждой сфере деятельности методология включает в себя знания разных уровней — От конкретных описаний узкоспециальных методов и методик до общих представлений о фундаментальных принципах построения всякой человеческой деятельности вообще. Но на своих «верхних» уровнях, касающихся

самых общих методов, принципов, форм человеческой деятельности. Методология всякого вида деятельности втягивается в областьфилософской проблематики.

 

Методологическая функция философии обусловлена тем, что в ней вырабатывается самый общий тип методологического знания, которым можно руководствоваться во всех сферах человеческой деятельности, философия выступает как общая методология деятельности, на которую опираются частные методологии отдельных ее видов. Формулируемые в философии общеметодологические идеи и принципы конкретизируются применительно к особенностям той или иной деятельности и используются для развития и обоснования ее специфических методов.

 

В различных сферах человеческой деятельности методологическая функция философии реализуется по-разному. В жизни отдельной личности она проявляется через влияние мировоззренческих убеждений на выбор целей и способов поведения. В социально-политической практике механизм ее действия связан с социальной функцией философии. В искусстве методологическая функция философии выражается в ее воздействии на развитие художественного стиля, на общую ориентацию художника в жизни, на понимание им смысла своего творчества.

Очень важна методологическая функция философии в научном познании. Она проявляется через многообразные механизмы влияния философии на развитие науки. К философии приходится обращаться при решении вопросов о

том, что такое истина и по каким признакам ее можно отличить от заблуждения, что такое научный факт и научный закон, каким критериям должны соответствовать научные гипотезы, при каких условиях можно считать теорию подтвержденной, а при каких —опровергнутой, и т.д. Все это — общеметодологические вопросы научного познания. А кроме того, в каждой специальной науке имеются и свои философско-методологические проблемы, связанные

с истолкованием ее отдельных результатов, с оценкой степени их достоверности и обоснованности и пр. Особенно велика роль философских идей в революционные периоды развития науки, когда она стоит на пороге возникновения принципиально новых теорий. Философские идеи при этом выполняют эвристическую функцию, выступая в качестве методологических средств для определения и оценки путей и перспектив дальнейшего развития научного знания. Они выполняют селективную функцию при выборе (селекции) исходных принципов теории, на основе которых формулируются другие ее законы. Им свойственна также конструктивная функция: с их помощью строится истолкование (интерпретация) «физического смысла» новых теорий и объяснение их места и роли во всей системе научных знаний. Таким образом, союз науки с философией является необходи-

мым условием прогресса научного познания.

 



Информация о работе Структура философского знания и его функции