Строение и динамика научного знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:14, реферат

Описание работы

Современная наука дисциплинарно организована. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем развитии порождают все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Наука в современном мире …………………………………………………….4
2. Строение и динамика научного знания ………………………………………10
2.1 Критерии различения теоретического и эмпирического уровней знания ..10
2.2 Структура эмпирического и теоретического уровней знания …………….14
2.3 Основания научного знания …………………………………………………17
Заключение ……………………………………………………………………….21
Литература ………………………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Структура научного знания.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

     Второй  подуровень теоретического знания — развитая теория. В ней все частные теоретические модели и законы обобщаются таким образом, что они выступают как следствия фундаментальных принципов и законов теории.

     Иначе говоря, строится некоторая обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно  к ней формулируется некоторый  набор законов, которые выступают  как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.

     Два рассмотренных типа организации  научного знания — частные теории и обобщающие развитые теории — взаимодействуют как между собой, так и с эмпирическим уровнем знания.

     2.3 Основания научного знания

 

     Существенным  фактом является то, что все многообразие знаний объединено в целостность. Эта целостность обеспечивается не только взаимосвязями между теоретическим и эмпирическим уровнями знания. Структура научного знания включает также то, что принято называть основаниями научного знания.

     Основания каждой конкретной науки, в свою очередь, имеют достаточно сложную структуру. Можно выделить, по меньшей мере, три главных составляющих блока оснований науки: идеалы и нормы познания, научную картину мира и философские основания [14, с. 554].

     Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая  на вопросы: для чего нужны те или  иные познавательные действия, какой тип продукта (знания) должен быть, получен в результате их осуществления и каким способом получить это знание.

     Этот  блок включает идеалы и нормы, во-первых, доказательности и обоснования  знания, во-вторых, объяснения и описания, в-третьих, построения и организации знания. Это основные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы научного исследования. Что же касается их содержания, то здесь можно обнаружить несколько взаимосвязанных уровней.

     Первый  уровень представлен нормативными структурами, общими для всякого научного познания. Это инвариант, который отличает науку от других форм познания. На каждом этапе исторического развития этот уровень конкретизируется посредством исторически преходящих установок, свойственных науке соответствующей эпохи.

     Система таких установок (представлений  о нормах объяснения, описания, доказательности, организации знаний и т.д.) выражает стиль мышления данной эпохи и  образует второй уровень в содержании идеалов и норм исследования.

     Наконец, в содержании идеалов и норм научного исследования можно выделить третий уровень. В нем установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки.

     В идеалах и нормативных структурах науки выражена некоторая обобщенная схема метода, поэтому специфика исследуемых объектов непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания, и каждый новый тип системной организации объектов, вовлекаемый в орбиту исследовательской деятельности, как правило, требует трансформации идеалов и норм научной дисциплины.

     Второй  блок оснований науки составляет научная картина мира. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки.

     В этом значении ее именуют общей научной  картиной мира, которая включает представления, как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественнонаучной картиной мира.

     Синтез  знаний, получаемых в различных науках, является весьма сложной процедурой. Он предполагает установление связей между предметами наук. Видение предмета наук, представление о его главных  системно-структурных характеристиках выражено в структуре каждой из наук в форме целостной картины исследуемой реальности. Этот компонент знания часто называют специальной (локальной) научной картиной мира. По отношению к общей научной картине мира такие картины реальности можно рассматривать как ее относительно самостоятельные фрагменты или аспекты.

     Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей  науки. С ней связаны различные  типы теорий научной дисциплины (фундаментальные  и прикладные), а также опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть согласованы принципы картины реальности.

     Одновременно  научная картина мира функционирует  и как исследовательская программа, которая направляет постановку задач  эмпирического и теоретического поиска и осуществляет выбор средств их решения.

     Третий  блок оснований науки образуют философские  идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так  и содержательные представления  научной картины мира, а также  обеспечивают включение научного знания в культуру.

     Любая новая идея, чтобы стать либо постулатом картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования.

     Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую функцию. Она активно участвует в построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности. Используемые в этом процессе философские идеи и принципы могут применяться и для обоснования полученных результатов (новых картин реальности и новых представлений о методе).

     Но  совпадение философской эвристики  и философского обоснования не является обязательным. Может случиться, что  в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, и только на этой основе они обретают признание и включаются в культуру.

 

Заключение

 

     Основная  форма человеческого познания — наука. В наши дни она оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать.

     Современная наука дисциплинарно организована. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.

     Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. В реальной действительности эти два слоя знания всегда взаимодействуют.

     Научное знание в любой области науки  представляет собой огромную массу  взаимодействующих между собой  различных типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов. В свою очередь, факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории.

     Бывает  и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. В общем, существуют разнообразные и сложные процедуры взаимодействия различных слоев научного знания.

     Все многообразие знаний объединено в целостность. Эта целостность обеспечивается не только взаимосвязями между теоретическим и эмпирическим уровнями знания. Структура научного знания включает также то, что принято называть основаниями научного знания. Основания каждой конкретной науки, в свою очередь, имеют достаточно сложную структуру.

 

ЛИТЕРАТУРА

 
  1. Алексеев А.П., Васильев Г.Г. Краткий философский словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 496 с.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
  3. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Большая российская энциклопедия, 1998. – 918 с.
  4. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 447 с.
  5. Голубинцев, В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия: Учебник. – М.: НПИ, 2001. – 589 с.
  6. Зеленков А.И., Анохина В.В., Ждановский А.П. и др. Философия: Учеб.-метод. комплекс / Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: БГУ, 2003. – 335 с.
  7. Кемеров В.Е. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 381 с.
  8. Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. – М.: МИЭМП, 2005. – 118с.
  9. Крюков В.В. Философия: Учебник. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. – 308 с.
  10. Купцов В.И. Философия и методология науки: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 551 с.
  11. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. – 3-е изд., исправл. – Мн.: Книжный Дом. 2003. – 1280 с.
  12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 736с.
  13. Туев В.А., Ткачева М.Л., Кислов Б.А. Философия: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – 512 с.
  14. Фролов И.Т. Введение в философию: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2004. – 623 с.

Информация о работе Строение и динамика научного знания