Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 22:01, реферат
Категорический императив Канта гласит: "Поступай так, чтобы правила, которыми руководится твоя воля, могли во всякое время послужить принципом всеобщего законодательства".
Міністерство освіти та науки,молоді та спорту України
Донецький національний університет
Кафедра державно-правових дисциплін
СРС
З дисципліни: Філософія права
На тему: «Історичні етапи розвитку філософії права»
Виконала: студентка 2 курсу,
групи Ж
Донецьк, 2012
1.
Категорический
императив Канта гласит: "Поступай
так, чтобы правила, которыми
руководится твоя воля, могли
во всякое время послужить
принципом всеобщего
Кант
считал, что в «К. и.» он открыл
такой универсальный принцип, из
которого можно вывести все конкретные
содержательные моральные требования
(если избранной тобой линии
Кант указывает, что «условный императив» не может дать правило, общее для всех людей, т. к. их цели всегда различны. Он исходит из противоположности частных интересов, присущей буржуазному обществу. Его т.зрения «вполне соответствует... убожеству немецких бюргеров, мелочные интересы которых никогда не были способны развиться до общих, национальных интересов класса...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 3, с. 182).
Отвергая принципы «условного императива» в качестве критерия нравственности, Кант выступил против узкоутилитарного понимания нравственности, против расчетливого практицизма и торгашеского духа буржуазного общества, против истолкования морали по характерному для буржуазной политики принципу «Цели оправдывают средства» (Цели и средства, Мораль и политика, Макиавеллизм, Иезуитизм), против использования человека в качестве средства для достижения чуждых ему целей, которое является законом буржуазной экономики.
Но
вместе с тем Кант, в сущности,
отверг и целенаправленный
Однако сам Кант считал свои принцип практически неосуществимым и перенес его реализацию в бесконечно удаленное «царство целей», к которому человечество может только приближаться. Ревизионист Э. Бернштейн, пытаясь обосновать в рабочем движении тактику оппортунизма и отказ от революционной борьбы, трансформировал кантовскую мысль в вывод о том, что «конечная цель — ничто, движение — все!».
2.Подходы к определению естественного права в учениях И. Канта и Ф. Гегеля.
Критерии сравнения |
И. Кант |
Ф. Гегель |
Понятие права |
Право – это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. |
Право – осуществление свободы, «наличное бытие ». |
Соотношение позитивного и природного (естественного) права |
Кант выделял право природное и позитивное. При этом позитивное право должно постепенно становиться природным, которое строится на принципе разума. Позитивное право – это только исторически существующее право. |
Для Гегеля понятие права имеет единую структуру. Гегель говорил о том, что право и основанные на нем законы «всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью». «Естественное право» употреблял как синоним идеи права. |
Характерные особенности естественного права |
|
|
Составляющие естественного права |
Справедливость Кант связывает
со свободой «Свобода (независимость
от принуждающего произвола |
Понятие права у Гегеля проходит три этапа развития: абстрактное право (права и обязанности, которые присущи любому человеку от природы), мораль (заключается в том, чтобы соответствовать общему, всем известному), моральность (это синтез абстрактного права и морали) |
3.
Философия права Нового времени и эпохи Просвещения
Новый класс, пришедший к власти в эпоху буржуазных революций, требовал новой системы права и его нового философского обоснования.
Правовые учения этого периода
своим главным предметом
Дальнейшее
развитие философия права получила
в творчестве английского мыслителя
Томаса Гоббса (1588—1679 гг.). В противоположность
Аристотелю, утверждавшему, что одни
люди по природе — рабы, а другие
— господа, и догмату христианской
религии, возведенному в краеугольный
принцип феодально-сословной
Гоббс определяет естественное право как свободу всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, собственной жизни, то есть, как свободу делать все, что для этой цели необходимо.
«Отсюда видно, — утверждал Гоббс, — что пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех».
Стало быть, человек от природы имеет право на все, но это не дает гарантий безопасности. В обществе господствует принцип homo homini lupus est — «человек человеку волк», — что не способствует ни трудолюбию, ни усердию, ни стремлению к знаниям, а значит, препятствует развитию экономики и торговли, порождая лишь вечный страх и опасность насильственной смерти.
В таком
обществе отсутствуют понятия
Страх смерти, стремление к хорошей, безопасной жизни заставляют людей искать альтернативу естественному состоянию. И такая альтернатива есть — это состояние мира. Главным условием его формирования Гоббс считал естественные законы. Главным естественным законом является поиск мира, и надо следовать ему. Из этого основного естественного закона Гоббс выводит целый ряд других естественных законов, конкретизирующих правило поиска гражданского мира:в случае готовности других к миру человек обязан в интересах мира довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, какую он допустил у других по отношению к себе; кратко эта мысль выражена в Евангелии:
Всего Т. Гоббс сформулировал 19 естественных законов. Науку об этих законах он назвал «истинной моральной философией», исследующей добро и зло в поступках индивида и общества в целом.
Согласно Гоббсу, наличие одних лишь естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. Гарантировать соблюдение этих законов может лишь общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Такая власть имеет не божественное, а земное происхождение. Она возникает в результате общественного договора людей с целью их защиты. Множество людей, объединяемое таким образом в одном лице (суверене), и есть государство.
Концепцию общественного договора и естественного права разрабатывал и голландский мыслитель эпохи Нового времени Бенедикт Спиноза (1632—1677 гг.). В отличие от Гоббса в центр своего философско-правового учения он ставил не справедливость, а свободу.
Спиноза утверждал, что человек — природное существо, часть природы. Поэтому, с одной стороны, он подчиняется законам природы, совершающимся по необходимости, а с другой — обладает естественным правом, в соответствии с которым он свободен в своих поступках и не может делать только того, чего никто не желает. Но естественное право реализуется лишь через закон, который согласует его с природной необходимостью. Для того, чтобы достичь этого согласования, люди договариваются об учреждении государства. Гражданин ставит перед собой цель сохранить свои естественные права, т.е. свободу, а государство — обеспечить безопасность гражданина, т.е. защитить его свободу. Государственное право не должно ограничивать естественные права человека, оно обязано учитывать мнения большинства и строго выполнять свои же законы.
Значительный
вклад в развитие философско-правовых
взглядов внес Джон Локк (1632—1704 гг.), который
по праву считается творцом
Основные философско-правовые идеи в учении Дж. Локка сводятся к следующему.
Общественный договор возникает не из-за страха перед самоуничтожением, а в связи с отсутствием органов для разрешения конфликтов и отправления наказаний.
Утверждается идея совершенствования как самого общественного договора, так и власти, его реализующей, на основе принципа консенсуса.
Обосновываются неотъемлемые и непередаваемые государству права личности: на жизнь, свободу, равенство, собственность.
Закон —
это предписание не только для
граждан, но и для власти, т.е. для
всех субъектов общества. Закон должен
гарантировать свободу и
Доказывается
целесообразность разделения верховной
власти на законодательную и
Наиболее
широкое распространение
Информация о работе Історичні етапи розвитку філософії права