Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 01:16, реферат
Понимание стилей языка и стилей речи позволяет уловить и понять тесные и многие связи между ними и речевой культурой общества и отдельного человека. Культуры речи нет без умения пользоваться стилями языка, создавать и. пересоздавать стили речи. На связь между речевой культурой и учением о стилях указывали многие ученые, в их числе Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов и др.
Введение……………………………………………………………………………..3
Определение «Стиль языка» в Большой Советской Энциклопедии……………………………………………………………….…..4
2. Стили языка. Понятие о функциональных стилях…………………………....7
3. Общая характеристика стилей речи………………………………………….12
3.1 Научный стиль……………………………………………………………14
3.2 Официально – деловой стиль…………………………………………….16
3.3 Газетно – публицистический стиль……………………………………...18
3.4 Художественный стиль…………………………………………………...20
3.4 Разговорно – обиходный стиль…………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………25
Институт
государственной и муниципальной
службы
Реферат
на тему:
«СТИЛИ
ЯЗЫКА И СТИЛИ РЕЧИ»
Выполнила:
Проверил:
2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
2.
Стили языка. Понятие о
3. Общая характеристика стилей речи………………………………………….12
3.1 Научный стиль……………………………………………………………14
3.2 Официально – деловой стиль…………………………………………….16
3.3 Газетно – публицистический стиль……………………………………...18
3.4 Художественный стиль…………………………………………………...20
3.4 Разговорно – обиходный стиль…………………………………………..22
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Понимание стилей языка и стилей речи позволяет уловить и понять тесные и многие связи между ними и речевой культурой общества и отдельного человека. Культуры речи нет без умения пользоваться стилями языка, создавать и. пересоздавать стили речи. На связь между речевой культурой и учением о стилях указывали многие ученые, в их числе Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов и др.
Стили языка — это типы его функционирования, его структурно-функциональные варианты, соотнесенные с типами социальной деятельности и. отличающиеся друг от друга совокупностями и системами различий в степени активности средств языка, достаточными для их интуитивного опознавания в процессе общения.
Функциональный стиль языка — это разновидность литературного языка, которая обслуживает ту или иную сферу общественной жизни и характеризуется определённым своеобразием отбора и использования языковых средств в зависимости от условий и целей общения.
Выделяются разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и художественный функциональные стили языка.
Каждый
стиль характеризуется
Функциональные стили речи — основные, наиболее крупные речевые разновидности, отличающиеся набором языковых средств и обусловленные различными сферами общения.
Понимание связей между коммуникативными качествами речи и языковыми стилями позволяет не только углубить понимание каких-то сторон речевой культуры, но и дает возможность яснее увидеть те участки речи, которые требуют улучшения, а следовательно, и внимания ученых и литераторов и их практических рекомендаций.
Стиль языка -
1)
разновидность языка (стиль
Определение Стиль языка зависит
от объёма самого понятия «язык», а также
от центрального понятия —
В современных развитых национальных
языках существуют 3 наиболее крупных
Стиль языка: нейтрально-разговорный (или,
при др. классификации, разговорный), более
«высокий» — книжный, более «низкий» —
фамильярно-просторечный. Благодаря этому
один и тот же предмет может быть назван
и описан в различных стилевых регистрах
(ср. «жизнь» — «бытие» — «житьё»), что
открывает широкие возможности перед
художественной речью. В каждом из основных
Стиль языка возможны более частные, но
уже менее чёткие подразделения: в книжном
— научный, газетно-публицистический,
официально-деловой и др.; в фамильярно-просторечном
— собственно разговорно-фамильярный,
просторечный, студенческий жаргон и т.д.
Каждый Стиль языка закреплен традицией
за типовой общественной ситуацией: книжный
— за ситуацией официального общения,
нейтрально-разговорный — за ситуацией
повседневного служебного, бытового общения,
фамильярно-просторечный — за ситуацией
интимно-бытового и семейного общения.
Все Стиль языка и подразделения называются
иногда в советской лингвистике функциональными
Стиль языка Некоторые исследователи
рассматривают художественную речь как
один из функциональных Стиль языка —
Стиль языка художественной литературы
вцелом.
От собственно стилевых делений языка
следует отличать различия эмоционально-экспрессивной
окраски языковых средств (нередко также
называемых «стилистическими»), которые
могут быть представлены в пределах одного
и того же Стиль языка и выражаются в таких
оценках, как «высокое, возвышенное», «торжественное»,
«нейтральное», «сниженное», а также «грубое»,
«ироническое» и т.п. Исторически «возвышенное»
тяготеет к книжному, а «сниженное», «грубое»
— к фамильярно-просторечному Стиль (языка)
Стиль языка могут быть лишь там, где языковая
система предоставляет возможность выбора
языковых средств, и поэтому являются
категорией исторической; они возникают
вместе с понятием нормы. Три основных
Стиль языка имеют три различных исторических
источника. Книжный Стиль языка обычно
восходит в значительной части к литературно-письменному
языку предшествующей эпохи, нередко иному,
чем повседневный язык основной части
населения, например в России к старославянскому языку, во Франции, Италии, Испании — к
латинскому, в республиках Средней Азии
— к древнеуйгурскому. Нейтрально-разговорный
Стиль языка восходит к общему языку народа;
фамильярно-просторечный Стиль языка
в значительной части — к городскому просторечию.
Национальные особенности происхождения
и литературной обработки Стиль языка
сказываются на разном понимании «нейтральности».
Так, во французском языке нейтральный
Стиль языка сдвинут в сторону книжной
речи, в русском языке, по сравнению с французским,—
в сторону разговорного просторечия, т.к. норма
французского литературного языка складывалась
в эпоху классицизма (17 в.), а русского литературного
языка — в эпоху становления реализма
(эпоху Пушкина) при различном отношении
к демократическим элементам языка. Ломка
стилевых ограничений нередко выступает
в истории как признак нового литературно-художественного
и идейного направления.
Трёхчастное деление Стиль языка существовало
уже в Древнем Риме, но отождествлялось
там с жанром литературы и проводилось
лишь в пределах книжно-письменной речи
посредством ассоциаций с различными
предметами действительности (например,
«воин», «конь», «меч» — для «высокого»
Стиль языка, «земледелец», «вол», «плуг»
— для среднего, «ленивый пастух», «овца»,
«палка» — для «низкого»). Одна и та же
действительность, как правило, не могла
быть описана в разных стилевых регистрах.
Изучение Стиль языка на протяжении
античности и средневековья входило в
круг риторики и поэтики. В 17—18 вв. оно
составило предмет «теории трёх стилей»,
повсеместно принятой в Европе (ср. учение
М. В. Ломоносова в России). В современном
значении термин «Стиль языка» появляется
в европейских языках в 1-й трети 19 в. в
связи с общими идеями историзма, к середине
19 в. термин «Стиль языка» утвердился (Г. Спенсер,
Х. Штейнталь). С возникновением семиотики
было установлено, что категория Стиль
(языка) играет важную роль не только в
литературе, но везде, где применяется
язык, в том числе в науке (М. Фуко и др.).
2) Манера говорить или писать,
способ языкового поведения человека
в той или иной общественной среде или
ситуации (стиль речи). Поскольку Стиль
языка — обобщение особенностей речи
типичной социальной ситуации, а Стиль
языка речи — выбор говорящим или пишущим
наличных средств из Стиль языка, то
Стиль языка и Стиль языка
речи — одно и то же явление (стиль),
только рассматриваемое стилистикой с
разных сторон.
3) Вторичный уровень всякой языковой
системы, в том числе искусственного языка, возникающий при предпочтительном
выборе каких-либо из её средств для определённой
цели — информативной, оценочной, предписывающей
и т.д. — в рамках одного из трёх модусов
употребления языка: семантического, синтаксического,
прагматического (см. Семиотика).
СТИЛИ
ЯЗЫКА. ПОНЯТИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
СТИЛЯХ.
Проблема стиля, которую многие исследователи относят к числу центральных в лингвистической стилистике, решается по-разному. Предметами разногласий являются:
Как
известно, в основу теории трех стилей
литературного языка М.В. Ломоносовым
был положен экспрессивно-
О трех типах речи говорил А.Х. Востоков, имея в виду общенародный язык: «Соединение слов, служащее к выражению мыслей, называется речью. Речь бывает по выбору слов, в нее входящих:
Таким образом, материалом для стилистической дифференциации языковых средств и выделения отдельных стилей может быть или только литературный язык как обработанная форма общенародного языка, или общенародный язык в целом. Различный подход к решению задачи, естественно, приводит к различным системам классификации стилей.
При
выделении стилей общенародного
языка (не имея в виду его социальную
и территориальную
Расходятся точки зрения и на систему стилей литературного языка. В основу классификации кладутся различные принципы, не всегда совпадает используемая для обозначения близких понятий терминология, различно число выделяемых стилей.
Что же понимать под функциональными стилями и каковы принципы их выделения?
Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Важнейшие общественные функции языка: общение, сообщение, воздействие. Для реализации этих функций исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, частично и синтаксических, средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Зги разновидности называются функциональными стилями. Возникнув на внеязыковой (экстралингвистической) основе, будучи тесно связанными с содержанием, целями и задачами высказывания, стили различаются между собой внутриязыковыми признаками: принципами отбора, сочетания и организации средств общенационального языка.
В соответствии с названными выше функциями языка выделяются следующие стили:
Следует
иметь в виду, что названные
функции часто переплетаются, поэтому,
например, в публицистическом стиле
к функции воздействия примешивается
в большей или меньшей степени, в зависимости
от жанра, коммуникативно-информационная
функция, т.е. функция сообщения. Сочетание
двух функций – эстетической и коммуникативной
– характерно для языка художественной
литературы.
Предложенная классификация стилей может быть изображена в виде схемы:
Говоря о наборе специфических для каждого стиля языковых средств, создающих известную его замкнутость, следует сделать две оговорки.
Во-первых, нужно иметь в виду, что основную часть языкового материал а в любом функциональном стиле составляют общеязыковые, межстилевые средства.
Во-вторых, замкнутость отдельных стилей представляет собой весьма относительное понятие. Функциональные стили не образуют замкнутых систем, между стилями существует широкое взаимодействие, границы между стилями подвижны.
Вместе с тем выявляется тенденция к усилению дифференциации языковых средств внутри отдельных стилей, что позволяет говорить о формировании новых стилей, таких, как научно-популярный, производственно-технический и др. Однако научно-популярный и производственно-технический стили, хотя и обладают несомненным своеобразием используемых в них языковых средств, еще не должны отрываться от породившего их научного стиля, с которым они объединены функцией сообщения и важнейшими лексико-грамматическими ресурсами. Также понятие ораторского стиля свободно умещается в рамках более широкого понятия публицистического стиля, если иметь в виду общую для них функцию воздействия и основную часть используемых в них языковых средств. Не может в наше время претендовать на самостоятельное существование и так называемый эпистолярный стиль, жанры которого связаны или с разговорной речью (частное письмо бытового содержания), или с речью деловой (официальная переписка между учреждениями), речью публицистической (открытое письмо в редакцию) и т.д.
Благодаря развитию системы языка в целом и непрерывному взаимодействию функциональных стилей границы каждого из них с течением времени претерпевают изменения. Характеризуя какой-либо стиль, следует исходить не только из его взаимоотношений с другими стилями, из сопоставления с ними, но также из развития отдельных стилистических категорий, образующих систему данного стиля.
Чаще всего стили сопоставляются на основе их лексического наполнения, так как именно в области словарного состава заметнее всего проявляется различие между ними. Однако учет всех «ярусов» языковой системы (фонетика, лексика и фразеология, морфология, синтаксис) позволяет дать более полное и точное описание отдельных стилей. Хотя в области фонетики и грамматики, так же как и в области лексики, преобладающая часть материала, будучи стилистически нейтральной, является достоянием всех стилей языка (что обеспечивает его единство как системы), все же нередко имеется объективная возможность считать те или иные формы слов, синтаксические конструкции, структурные элементы (союзы, предлоги, связки), типы произношения в устной речи и т.д. характерными по преимуществу для определенных стилей.
Функциональные стили могут быть разбиты на две группы, связанные с особыми типами речи. Первую группу, в которую входят стили научный, публицистический и официально-деловой (о литературно-художественном стиле в дальнейшем будет сказано особо), характеризует монологическая речь. Для второй группы, образуемой различными видами разговорного стиля, типичной формой является диалогическая речь. Первая группа – это стили книжные, вторая – стиль разговорный. Выбор одного из возможных синонимичных вариантов чаще всего связан именно с дифференциацией книжных и разговорных языковых средств.
От функциональных стилей и от типов речи (в указанном выше понимании этого термина) следует отграничить формы речи – письменную и устную. Они сближаются со стилями в том смысле, что книжные стили, как правило, облекаются в письменную форму, а разговорный – в устную форму (но это не обязательно). Так, ораторское выступление или лекция на научную тему связаны с книжными стилями, но имеют форму устной речи. С другой стороны, частное письмо на бытовые темы имеет явные признаки разговорного стиля, но воплощается в письменную форму.
В
заключение укажем, что выделение
стилей по принципу экспрессивности
языковых средств не имеет под
собой достаточных