Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 00:31, реферат
Следующим этапом в развитии мировоззренческих представлений о связи человека и природы стала эпоха научной рациональности. В эпоху Возрождения и Нового времени произошла грандиозная смена древних представлений научной картиной мира. Примерно в XVI-XVII веках произошла вторая научная революция, результатом которой стало появление второй в истории человечества научной картины мира. Эта картина мира тесно связана с классическим естествознанием, которое заложило фундамент всего последующего научного знания.
Мировоззрение И. Канта, как классического представителя новоевропейской философии антропоцентрично. Главное внимание И. Кант обращает на необходимость совершенствования человека, он верит в его разум и способность жить согласно моральному долгу, верит в торжество свободы и справедливости. В «Критике способности суждения» И. Кант убедительно доказывает, что целесообразность природы имеет свое основание в рефлектирующей способности суждения и носит антропоморфный характер; причинность же по целям свойственна только разумной деятельности человека. Иначе говоря, целесообразность природы имеет лишь субъективное значение, но отнюдь не отражает объективный порядок природы.
Однако такая позиция не является единственной. В работе «Идея всеобщей истории во всемерногражданском плане» И. Кант склонен допустить наличие общих законов природы, согласно которым реализуется человеческая история. Человек, как звено в цепи целей природы, может не осознавать собственного значения, но природа «знает» лучше. «Поскольку нельзя предполагать у людей и в совокупности их поступков какую-нибудь разумную собственную цель, нужно попытаться открыть в этом бессмысленном ходе человеческих дел цель природы, на основании которой у существ, действующих без собственного плана, все же была возможна история согласно определенному плану природы» (78; Т.6 С.7-8). Но, согласно И. Канту, человек, наделенный уникальной способностью ставить цели, пользуется природой как средством сообразно своим целям.
Диалектическая философия Г. Гегеля, в основании которой лежала идея единства и борьбы противоположностей, явилась системной предпосылкой к рождению в будущем нового, коэволюционного представления о взаимодействии общества и природы. Главными формами природного бытия «абсолютной идеи» являются физика и органика.
В физике Г. Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химизм и т.п., пытаясь вскрыть связь между этими процессами и показать, что все они образуют последовательный иерархический ряд обнаружений, порождающий их духовную сущность (42).
Последняя часть философии природы - органика - посвящена вопросам геологии, ботаники и зоологии. Здесь Г. Гегель стремится показать, что переход от неживого к живому есть завершение природного процесса, когда Дух выходит из природы. Это означает, что природа есть лишь низшая ступень обнаружения и самопознания «абсолютной идеи»; свое высшее адекватное воплощение «абсолютная идея» получает лишь в человеке, в развитии общества. Однако Г. Гегель не признает реального процесса развития органической материи и живых существ: все эти природные формы, по его мнению, есть порождение «абсолютной идеи».
В целом философия природы Г. Гегеля основывается на следующих основных принципах: единство теоретического и практического отношения к природе; требование рассматривать природу в ее целостности; синтетический (а не чисто аналитический как в естествознании) подход; подход к органической целостности как развивающейся; рассмотрение природы под углом зрения ее индивидуальности; трактовка природы как одного из способов самопроявления (отражения) духа (133; С. 601-603).
Природу Гегель рассматривал не саму по себе, а как ступень становления, проявления и формирования разума, как орудие возникающего сознания. Гегель относился к природе как к пассивному материальному началу. Идея Г. Гегеля о том, что дух отчуждает себя в природе, когда абсолютная идея «решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве природы» (132; С.115), выражала духовное отчуждение общества от природы, разрыв единой природно-культурной целостности человека.
Именно третья часть философской системы Г. Гегеля - философия духа - посвящена рассмотрению «абсолютной идеи» на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, «возвращается» к самой себе в качестве «абсолютного духа», т.е. «абсолютной идеи», преодолевшей свое «отчуждение», снявшей свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. В природе, по Г. Гегелю, духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Философия духа Г. Гегеля есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается, в конечном счете, историей познания и самопознания.
Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания « абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).
Рассматривая развитие индивидуального сознания Г. Гегель приходит к заключению, что в основе индивидуального сознания лежит «объективный дух». Это понятие охватывает, по Г. Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкий идеалист относит также семью, гражданское общество и государство. Нравственность, таким образом, идеалистически истолковывается как внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но также материальных и политических отношений, различные формы которой рассматриваются как необходимые стадии развития объективного нравственного духа. В гегелевском понимании нравственности присутствует глубокая догадка об объективном характере ее развития, о связи этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.
Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. Искусство, религия и философия, по учению Г. Гегеля, - высшие формы самосознания «абсолютного духа»: в них завершается всемирная история, и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию Г. Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия, по Гегелю, выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом познания оказывается «абсолютная идея», выражающая в системе Г Гегеля и Бога и мир в целом.
Л. Фейербах считает, что отношение человека к природе опосредует отношение человека к человеку. «Я еще и сейчас нахожу в своем чувстве, ощущаю в своем сердце, как все охватывается природой, нахожу и сейчас в своем уме аргументы в пользу ее божественности и обожествления». (177; С.589-590).
Значение природы в жизни человека, отмечал Л. Фейербах, исключительно велико. Природа есть причина, основа, источник существования человека. Природе человек обязан своим происхождением и своим существованием. Человек - часть природы, и может существовать только в природе и благодаря природе. Природа - мать-кормилица человека. Это значение природы для человека, говорит Л Фейербах, и было причиной того, что она стала первым предметом религии, первым богом человека. Старейшая религия людей - это религия, обожествляющая природу, "естественная" религия, язычество. Для первобытного человека только природа была предметом религиозного поклонения. По Л. Фейербаху, не только животные, но и природа в целом становится объектом религиозного почитания лишь тогда, когда она приобретает для человека культурное значение.
В рамках диалектико-
Ценной здесь представляется
мысль о возможности
Развивая идею прогресса на Земле, которая утверждается в следующий период развития культуры, К. Маркс и Ф. Энгельс также развивают эволюционные воззрения. В «Немецкой идеологии» они пишут: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей, взаимнообуславливающих друг друга» (106; С.16.).
Для развития идеи социоприродной целостности особое значение имеет эволюционная теория Ч. Дарвина, которая, обратив внимание на генетическое родство всех живых форм, доказала значимость как высших, так и низших видов живых существ, как естественных так и искусственно выведенных человеком, показала их удивительную взаимоприспособленностъ. Она позволила рассмотреть направленность конкуренции в ходе борьбы за существование не на уничтожение, а на дальнейшую эволюцию биологических видов.
В дальнейшем идея коэволюции обосновывается в рамках деятельностно-практической парадигмы, идеи целостности мира, взаимозависимости и взаиморазвития его составных частей. Большую роль в этом плане сыграло организмическое видение мира. Один из первых, кто начал критику механистического мировидения, был А. Бергсон. По его мнению, механистическая традиция, вырывающая отдельные тайны природы - фрагменты, дает описание природы подобно кинематографической работе и не способна дать целостного и полного представления о мире. «Механицизм и целесообразность, оба они не подходят к пониманию эволюционного процесса, но одно из них могло бы быть перекроено, перешито и в новом виде сидело бы лучше, чем другое», - пишет философ (20; С. 38.).
В период утверждения деятельностно-
А. Швейцер поднимает вопрос о ценности любой жизни, не только человеческой. «Добро есть то, что способствует сохранению жизни, зло - то, что уничтожает жизнь» (193; С.75.) - писал он. Его идея «благоговения перед жизнью» не отрицает право человека на высшее место в иерархии живых существ, признает его природопреобразовательскую деятельность, но утверждает гуманное отношение к естественному окружению на основе согласованного развития человека с миром.
Проникновение научной мысли в микромир и мегамир, начавшееся в начале ХХ века, стало главным признаком неклассической картины мира. Ньютоновское, классическое естествознание имело дело только с макромиром, который мы можем непосредственно наблюдать, и который поэтому является наиболее изученным, простым и понятным. Совсем другое дело обстоит с микро- и мегамирами, которые выходят за пределы нашего жизненного опыта и недоступны для наблюдения .
Идеи соразвития природного и человеческого продолжают развиваться и среди естествоиспытателей. Так, физик Ч. Ламсден и энтомолог Э. Уилсон создают социобиологическую концепцию геннокультурной коэволюции, пытаясь примирить генетическую эволюцию и культурную историю. Исходным пунктом их воззрений служит положение, согласно которому «наиболее эффективным путем успешного «прохождения» через «эволюционный процесс является кооперирование и помощь подобному себе - участнику» в борьбе за «существование», «бозначенным в биологии техническим термином «альтруизм» (155; С.97.).
М. Рьюз строит свое доказательство биологической природы морали в рамках концепции «эволюционной этики». «Мой эмпирический аргумент, - пишет он, - состоит в том, что этическое разумение человека - это непосредственная каузальная функция эволюции через естественный отбор, ...который мыслится сегодня ответственным за природу органических веществ». И далее: «Фактически успех в борьбе за существование зачастую достигается больше средствами сотрудничества и морали, чем агрессивностью... Вследствие эволюции люди от природы являются альтруистами. Они мыслят, намереваются и поступают в свете критериев добра и зла» (154; С. 36.). Сотрудничество, по его мнению, играет огромную роль в животном мире. «Совместные действия с другими организмами чаще приносят гораздо больше выгод, чем попытки воевать против всех и вся» (Там же С.37).
Таким образом, в классический
период представлений о