Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:47, контрольная работа
Из всего перечисленного списка тем для контрольных работ по такой дисциплине, как Философия, я выбрала тему «Средневековье и научная мысль». Я постараюсь наиболее широко раскрыть данную тему, так как она не только интересна, но и важна. Важной я считаю её потому, что современная наука не возникла непосредственно из античности, минуя средневековье. Средневековый этап развития науки занимает особое место в истории науки
1. Введение………………………………………………………………………………… 3
2. Причины скептического отношения к возможности существования
средневековой науки…………………………………………………………………….. 4
3. Научная мысль………………………………………………………………………... 6
4. Условия возникновения и этапы развития культуры Средневековья………... 8
5. Основные идеи средневековой философии………………………………………… 11
6. Заключение…………………………………………………………………………….. 13
7. Библиографический список…………………………………………………………. 14
8. Приложение………
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА"
Кафедра:
Философии и социальных наук
Факультет ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Специальность 080100.62
«Экономика»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Философия» на тему:
«Средневековье и научная мысль»
Санкт-Петербург
2011
Содержание
1.
Введение…………………………………………………………
2. Причины скептического отношения к возможности существования
средневековой
науки…………………………………………………………………
3.
Научная мысль…………………………………………………………………
4. Условия возникновения и этапы развития культуры Средневековья………... 8
5. Основные идеи средневековой философии………………………………………… 11
6.
Заключение……………………………………………………
7. Библиографический список…………………………………………………………. 14
8.
Приложение……………………………………………………
Введение
Из всего перечисленного списка тем для контрольных работ по такой дисциплине, как Философия, я выбрала тему «Средневековье и научная мысль». Я постараюсь наиболее широко раскрыть данную тему, так как она не только интересна, но и важна. Важной я считаю её потому, что современная наука не возникла непосредственно из античности, минуя средневековье. Средневековый этап развития науки занимает особое место в истории науки. Так же нельзя оставлять без внимания то, что средневековье дарит человечеству поистине выдающихся мыслителей: Григорий Великий (ок. 540-604), Исидор Севильский (570-638), Беда Достопочтенный (674-734), даже один такой философ, как Иоанн Скотт Эриугена (ок. 810-877), составил бы славу всему тысячелетнему период средневековья.
Также
в данной работе я акцентирую внимание
и на причинах скептического отношения
к возможности существования средневековой
науки, которые не менее интересны в изучении.
Причины
скептического отношения
к возможности существования
средневековой науки
Основных причин скептического отношения к возможности существования средневековой науки, на мой взгляд, две.
Первая - еще бытует (хотя и не так широко, как раньше) представление о средневековье как о темном времени истории человечества. Это неудивительно. Глубочайшее учение Платона, энциклопедическая система Аристотеля, рафинированно утонченный неоплатонизм Прокла - и вдруг века полного невежества и элементарной неграмотности. Однако здесь не вся истинна.
Конечно, вторжение бесчисленных племен варваров в Римскую империю, закончившееся крушением последней, не могло не изменить самым радикальным и на первых порах самым удручающим образом интеллектуального климата Европы.
Тем не менее, не смотря на сокрушительные социально-политические катаклизмы, потрясшие древний мир, духовная жизнь не прерывается и в это время. Справедливо считается, что возрождение интенсивной культурной жизни в Европе началось с ХI века, но и в самые “мрачные” века.
Вторая
причина сомнений в возможности
развития науки в средние века
усматривается в
Но бытие бога, конечно, не было и не могло быть предметом научного исследования. Познание бога, причем в специфически религиозном измерении, заключало в себя прежде всего смысло-жизненную установку - спасение рода человеческого и каждого человека в отдельности. Это даже не нравственный акт - знать бога, следовать его заповедям, вести праведный образ жизни. Все это лишь условия, необходимые для достижения коренной, единственной цели - спастись. Помочь может только вера, а не теоретическое знание. Это квинтэссенция христианской религии.
Итак “порядок веры” вместо “порядка знания”. Однако психоментальная конструкция человека такова, что он - человек - не может не размышлять. Интеллектуальные силы требовали выхода, искали поля деятельности.
С
другой стороны, существовала острая потребность
осмыслить ту ближайшую действительность,
в которую погружен человек. Для
христианского средневековья
Символизм для средневековья - важнейшая интеллектуальная канва, которая ткалась с целью описать в своеобразной, но теоретической форме мироздание. Символизация призвана создать там, где отсутствует научное объяснение мира, упорядоченную систему, охватывающую бесконечные связи и отношения действительности.
Таким
образом, символизм для средневекового
мышления не игра воображения, детски
неразвитого художественного
Научная
мысль
В становлении научной мысли, безусловно, огромную роль сыграла средневековая диалектика. Именно она, построенная на рационалистических принципах, создала научный аппарат (разумеется максимально используя античную философию и науку).
Средневековая диалектика, разрабатывая формальную структуру ratio, скурпулезно оттачивая дефиниции, выстраивая классификации, схематизации и т.п., сумела выковать категории (используемые нами и сейчас) как всеобщие понятия, без которых наука невозможна.
Движению
к науке способствовал и
Также я назову еще и проблему разума и авторитета, попытка решения которой также разрабатывала способности человеческого разума, готовя его к точному, конкретному знанию, самостоятельному исследованию тайн бытия.
Нельзя
не упомянуть о грандиозных
Следует сказать о том, что стимулирующим фактором движения научной мысли служила сама практическая жизнедеятельность человека. Всевозрастающая потребность в учителях, врачах, юристах приводит к возникновению hohe Schule в Болонье, Париже, Оксфорде. П. Классен отмечает моменты характерные для социокультурной ситуации XII века, которые, с его точки зрения, обусловили подъем науки:
-
мобильность обучающихся и
- встреча Востока и Запада;
-
необходимость обучаться
- вопрос авторитета и метода;
- опыт жизни как импульса;
- самосознание ученых;
- особая духовная свобода этого времени.
Образно говоря, средневековье посеяло те семена, которые в Новое время дали всходы под названием “наука” в строгом, современном понимании этого слова (хотя эти семена также похожи на науку в нашем понимании, как желуди абсолютно не похожи на дубовую рощу).
* - Григорий Великий
Очень корректно сформулировано положение по поводу научного средневековья «неверно сказать, что началось научное движение, но появилась возможность “мирского” понимания действительности, нарушавшего религиозную культуру»*.
В этом смысле можно согласиться с Р.Дейлзом, что наука - дитя средневековья. Научное знание не могло бы состояться, если бы не средневековье (корнями уходящее в античность), всей своей практической и духовной деятельностью подготовившее почву для науки Нового времени.
* - положение Клюксена В.
Условия возникновения и этапы развития культуры Средневековья
Средние века, Средневековье, обычно подразделяют на три стадии:
- Раннее Средневековье - V-XI вв.
- Зрелое Средневековье - XII-XIV вв.
- Позднее Средневековье - XIV-XV вв.
Соответственно, мы можем выделить и три периода в становлении и развитии культуры Средневековья. Культура Средневековья - это определенный этап, период, стадия в развитии культуры феодализма - более общего типа культуры, выделенного на основе формационного критерия. Обычно, в рамках формационной концепции, выделяют три периода в развитии феодализма, и, соответственно, его культуры: культура раннего феодализма - I-XII вв.; далее следует культура зрелых феодальных отношений, их развитых форм - XIII-XVII вв.; и заключает этот перечень культура позднего феодализма - XVII-XVIII вв. .Таким образом, мы видим, что формационный и культурологический подходы к изучению социальных явлений не совпадают. Феодализм начинает возникать раньше, чем обнаруживаются средневековые тенденции в культуре, и феодализм продолжается за пределами Средневековья. Культуру Средневековья сменяет культура Возрождения (XV-XVI вв.), культура Абсолютизма и Просвещения (XVII-XVIII вв.). Культура обладает собственной логикой развития, относительно самостоятельной от определяющих формационных отношений, и, более того, способна оказывать обратное, активное, преобразующее влияние на развитие способа производства, придавая ему специфику: феодализм в Англии не был похож на феодализм в России.