Средневековая концепция теории "двойственной истины" и ее место в истории философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

В XI—XII вв. в борьбе за идейное господство в обществе начинает оказывать все возрастающее влияние зародившееся в недрах феодальной культуры свободомыслие. Появление средневекового свободомыслия связано с рядом объективных факторов: выделение из крестьянского хозяйства ремесла и развитие на этой основе городов, которые постепенно становятся существенным фактором средневековой жизни. В городах начинает формироваться светская культура. Одним из важнейших следствий этого фактора является то, что церковь перестала быть абсолютным носителем образования и образованности. В связи с развитием ремесла и торговли среди городского населения возрастает потребность в знании права, медицины, техники.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Появление «теории двойственной истины»……………………….………....4
2. Дунс Скот и Уильям Оккам: теория двойственной истины………………...7
3. Философия Ф. Аквинского…………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

фил24.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

• вера в авторитет (религия); 

• умозрительные рассуждения (философия); 

• опытное экспериментальное  знание (наука). 

Роджер ввел понятие "экспериментальная наука". Она наиболее совершенна, "всем служит и удивительным образом дает уверенность; она не опирается на логические аргументы, какими бы сильными они ни были, потому что они не доказывают истину, если одновременно с ними не присутствует опыт, касающийся вывода". 

Как видим, в учениях Дунса Скота, Уильяма Оккама и Роджера Бэкона схоластика начинает идти на убыль и постепенно уступать место новому мировоззрению, проявившемуся в XIV веке и вполне развернувшемуся в XV-XVI вв., в котором центральное место отводилось наукам и, особенно – философии, а религия была значительно потеснена и потеряла свои прежние господствующие позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия Ф. Аквинского

Наиболее ярким и  крупным представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский(1225— 1274). Его философия представляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной идеологии. Он родился в Италии в местечке Аквино, в аристократической семье. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал там же преподавателем богословия и философии. За особые заслуги в обосновании христианской идеологии церковь причислила Фому Аквинского после его смерти к лику святых, а его философию было рекомендовано изучать во всех духовных учебных заведениях, как единственно правильную. Главные положения созданной им философии, названной томизмом, составляют основу современной католической христианской философии — неотомизма.

Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем  логических доказательств, основанных на разуме. Эта проблема стала одной  из центральных в средневековой философии. Ее решение прошло несколько этапов.

Первоначально, в период раннего Средневековья, философы считали, что для познания Бога, созданного им мира вполне достаточно истин, знаний, полученных на основе веры. Научные  исследования, рациональные доказательства излишни, когда известна Библия, в истины которой нужно только верить. Разум может привести только к сомнениям и заблуждениям, к ереси.

Но со временем, в период позднего Средневековья, под влиянием непрекращающегося роста научных  знаний, обострения споров по поводу содержания  основных церковных догм церковь вынуждена была занять более гибкую позицию по вопросу о соотношении истин, полученных с опорой на веру, и истин, полученных с помощью разума.

Формулируя эту более  гибкую позицию, допускавшую возможность сочетания веры и разума, еще в период раннего Средневековья Августин Блаженный выдвинул формулу: «Верую, чтобы понимать».

Развивая эти мысли, Ф. Аквинский создал развернутое  учение, обосновывающее  возможность гармонии веры  и разума. Это учение включало следующие основные положения:

• И вера, и разум познают один и тот же предмет — бога и созданный им мир.

• Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга.

• Оба источника познания созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование.

Однако сходство между  этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия:

• Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле.

• Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога.

• Поэтому  вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим светом наполнена Библия, истины богословия. Разум же — это человеческий  инструмент, данная человеку непосредственная способность. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии,  призванной быть лишь «служанкой богословия».

Такова была концепция  соотношения веры и разума, созданная Ф. Аквинским и использующаяся до сих пор современной религиозной философией.

Реализуя эту гносеологическую установку, Ф. Аквинский уделял большое  внимание не только проповеди  принятых на веру библейских истин, но и их рациональному, логическому обоснованию.

Причем  главное внимание он уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств:

• Первое доказательство основывается на понятии движения. Мир есть движение, считал Фома, причем каждая движущаяся вещь имеет свой источник движения. Но эта цепь не может быть бесконечной. Следовательно, должен быть некий, первоисточник, сообщивший начало, давший первотолчок всему движению. Таким первоисточником, первотолчком движения мог стать только Бог.

• Второе доказательство строится на понятии причины. Мир  есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Но в таком случае должна быть исходная, начальная причина всего сущего, первопричина. Такой причиной может быть только Бог.

• Третье доказательство основывается на понятиях случайного и необходимого. В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность. Определенным законам подчиняется движение планет, земных вещей, жизнь людей. Законов множество. Но кто же дал миру первый основной закон? Творцом такого закона мог быть только Бог.

• Четвертое доказательство базируется на представлении о совершенстве мира. Мир представляет собой своеобразную многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней которой более совершенна, чем предыдущая. Но  в этой пирамиде должно быть высшее, абсолютное совершенство. Это и есть Бог.

• Пятое доказательство отталкивается от понятий целесообразности. Окружающий нас огромный, разнообразный мир един, целесообразен, исполнен глубинного смысла, одухотворен. Каков же источник этой цели и смысла? Таким источником целесообразности мира может быть только Бог.

С Фомой Аквинским  заканчивается важный этап в развитии схоластики. Она достигла высшего  своего подъема, теоретически оформившись в глубоко продуманную религиозно-философскую систему, где все — и Бог, и природа, и человек — заняли каждый свое достойное место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одним из наиболее ярких  проявлений свободомыслия средневековья  было учение о «двойственной истине». Оно сыграло важную роль в освобождении философии и науки от засилья религии и церкви. Согласно этому учению, богословие и философия достигают истины различными путями и могут противоречить друг другу. За философией, таким образом, признавалось право приходить к выводам, противоречащим богословию. В эпоху безраздельного господства религиозного мировоззрения концепция «двойственной истины», отразившая реальные противоречия между философией, с одной стороны, и теологией — с другой, ограничивала область религии и расширяла сферу науки, отстаивала независимость науки философии от религии.

Одним из первых философов, выдвинувших идею «двойственной  истины», был Аверроэс (Ибн-Рошд) (1126—1198). Правда, Аверроэс утверждал, что в конечном счете истины и теологии и философии должны привести к богу. Учение о «двойственной истине» выражено у западноевропейских (латинских) аверроистов, в частности у Сигера Брабантского (1240—1282), который развивал антихристианские идеи, осужденные церковью.

Законченный вид учению о «двойственной истине» придал Уильям Оккам (ок. 1300—1349), выдвинувший  идею, что знание не имеет никакого отношения к вере, религия —  к философии, поскольку это две  совершенно различные области. Религиозные  догматы могут быть только объектом веры, но не знания. Это учение, освобождая философию от служения теологии, расчищало путь научному исследованию явлений природы. Церковь преследовала сторонников концепции «двойственной истины» (в 1277 г. было осуждено учение Сигера, сам он был убит), противопоставляла ей учение Фомы Аквинского о гармонии веры и разума, философии и религии.

Опираясь на учение о  «двойственной истине», передовые  мыслители средневековья выдвинули  против религии ряд атеистических  по своей сущности идей: вечности и бесконечности мира, смертности человеческой души, бессмысленности религиозных обрядов и таинств.

Историко-философское  значение теории двойственной истины заключалось в том, что под  видом примирения науки и религии  утверждалась ошибочная идея невозможности их конструктивного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Дмитрий Гусев. Краткая история философии. СПб. Издательство НЦ ЭНАС, 2003 г.

2. Касавин И.Т.. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

3. Кохановский В. П., Яковлев В. П.. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001

 




Информация о работе Средневековая концепция теории "двойственной истины" и ее место в истории философии