Средневековая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.
Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и ар

Содержание

1 Основные положения средневековой философии 3
1.1 Возникновение средневековой философии. 5
1.2 Основные положения философии средневековья. 5
1.3Отображение христианского учения и античной философии на идеологию философии средневековья. 7
1.4 Направления философской мысли средневековья. 8
1.5 Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. 9
1.6 Специфика средневековой схоластики. 11
1.7 Отношение к природе. 12
1.8 Человек - образ и подобие Бога. 12
1.9 Проблема души и тела. 14
1.9.1 Теоцентризм средневековой философии. 15
2 Философия эпохи Возрождения
2.1 Общая характеристика эпохи
2.2 Гуманистическая мысль эпохи Возрождения
2.3 Эпоха Возрождения и Реформация
2.4 Социально-философская мысль эпохи Возрождения
2.5 Натурфилософия эпохи Возрождения
2.6 Учение Кузанского о безграничности космоса
2.7 Натурфилософия Джордано Бруно
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Дипломная по философии.docx

— 69.16 Кб (Скачать)

      Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно  указывает на его  естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи. 

      «Бесконечные  миры... все движутся вследствие внутреннего  начала, которое есть их собственная душа... и вследствие этого  напрасно разыскивать их внешний двигатель». 

      Положение о бесконечности  Вселенной позволило  Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая  при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр — его звезда. 

      Разорвав  границы мира и  утвердив бесконечность  Вселенной, Бруно  оказывается перед  необходимостью выработать новое представление о Боге и его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало. 

      Если  в рассуждениях Николая  Кузанского природа  как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского. 

      Видя  в природе не только совершенное божественное творение, но прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII вв. 

Заключение

     Завершая  рассмотрение философских  исканий эпохи  Возрождения, необходимо отметить неоднозначность  оценок ее наследия. Несмотря на общее  признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени. В данной работе были рассмотрены основные проблемы средневековой философии. Анализируя выше сказанное, можно сказать что, в условиях, когда все более широко пробуждался интерес к науке и философии, нельзя было по-прежнему поддерживать полное отрицание ценности рационального знания, необходимо было искать другие, более тонкие способы решения вопроса об отношении теологии и науки.

     Это было нелегким делом, ибо речь шла о  выработке такого метода, который, не проповедуя полного пренебрежения к знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить рациональное мышление догматам откровения, т.е. сохранить примат веры над разумом. Эту задачу осуществляет Фома, опираясь на католическое толкование аристотелевской концепции науки.

     К VIII – X вв. жизнь постепенно стабилизируется. Появляются классы феодального общества, для которых характерна иерархичная форма отношений: вертикальные связи – вассальная зависимость, горизонтальные – связи корпоративного типа. К IX веку оживают города, развивается торговля. Основная черта экономики – стремление её рационализовать.

     Церковь господствует во всех сферах жизни. Одновременно с призванием уйти из мирской жизни, церковь породила и новое отношение к труду: он становится не прерогативой рабов, теперь праздность расценивается как грех. 
 
 
 

Информация о работе Средневековая философия