Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:57, реферат
Средневековая философия - это философия феодального общества, развившаяс в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.)
Средневековая философия - это философия феодального общества, развившаяс в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.)
Школа, просвещение перешли в руки церкви, догмы которой лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке. Философия на ряд веков стала "служанкой богословия". Роль эту она исполняла уже прежде, в деятельности апологетов - защитников христианства против язычества, затем в сочинении "отцов церкви". Крупнейший из них на западе - Августин ввел в систему учений христианской философии ряд идей неоплатонизма. Другим - для Запада - источником влияни неоплатонизма стали восточные неоплатоники (Лже-Дионисий Ареопагит).
С середины XII в. сочинения Аристотеля были переведены на латынь. Учение Аристотеля вскоре было признано в качестве философской основы христианства. Отныне учителя схоластики превращаютс в толкователей и систематизаторов Аристотеля: догматически усваивают устаревшие части мировоззрения Аристотеля, отвергают все поиски нового в науке. Среди таких систематизаторов: Альберт Великий, Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот.
Развитие в XIII в. средневековых
городов, ремесла и торговли, торговых
путей привели к некоторому
подъему философии, и в
Идеализм - одно из главных направлений философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. Представляет собой теоретически развитую форму философского мышления, которая индуцируется достаточно глубокими основаниями - гносеологическими и классовыми корнями. Основной познавательный исток - одушевление первобытным человеком объективного мира. Наиболее влиятельные современные формы - феноменология, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология и т.д.
Схоластика - "школьная философия". Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Исторически схоластика разделяется на 3 периода:
ранняя - XI-XII вв. (неоплатонизм),
классическая - XII-XIII вв. ("христианский аристотелизм"),
поздняя - 13-14 вв. (против томизма). В последующие века схоластика теряет былое влияние. В настоящее время объединяет различные школы католической философии.
Патристика - имела главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.
1-й период - апологетика: оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическая защита от его многочисленных врагов.
2-й период - классическая: формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой мысли.
Номинализм - понятия считались лишь именами. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.
Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.
Средневековая
философия внесла существенный вклад
в дальнейшее развитие гносеологии,
для формирования основ естественнонаучного
и философского знания. XIII век - характерная
черта этого столетия - медленное, но неуклонное
нарастание в лоне феодализма его разложение,
формирование зачатков нового, капиталистического
строя. Развитие товарно-денежного хозяйства
в странах Западной Европы вызвало значительное
экономическое оживление. Изменение в
производственных отношениях, неизбежно
вызвали определенные преобразования
в идеологической надстройке. Вследствие
этого в конце XII в. и первой половине XIII
в. феодальные города начинают стремиться
к созданию собственной интеллектуальной
и культурной атмосферы. Городская буржуазия
стремится к развитию городских школ,
возникновению университетов.
Философским
выражение пробуждения этой жизни
и расширения научного познания был
воспринятый аристотелизм. В философии
Аристотеля пытались отыскать не столько
практические рекомендации, которые могли
быть использованы в экономической и общественно-политической
жизни. Эта философия явилась толчком
для ученых того времени, вынужденных
признать, что августинизм уже перестал
соответствовать сложившейся интеллектуальной
ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся
на платоновские традиции, был направлен
против естественнонаучных исследований.
Августин утверждал, что познание материального
мира не приносит никакой пользы, ибо не
только не приумножает человеческого
счастья, но поглощает время, необходимое
для созерцания гораздо более важных и
возвышенных предметов. Девиз философии
Августина: «Хочу понять бога и душу. И
ничего более? Совершенно ничего!». Разумеется,
понимаемая таким образом философия не
могла быть вдохновителем новых духовных
течений. Интеллектуальные запросы требовали
новой философии.
Развившееся в конце XII и в XIII столетии в странах Западной Европы интеллектуальное движение повлекло за собой рост тенденций к отделению науки от теологии, разума от веры. В результате длительных споров, ведущихся между отдельными мыслителями и церковью, выкристаллизовалось несколько точек зрения на то, как решить проблему отношения веры и разума:
-
Рационалистическая точка
-
Точка зрения двойственной
-
Точка зрения предметного
-
Точка зрения полного
В
условиях, когда все более широко
пробуждался интерес к науке
и философии, нельзя было по-прежнему
поддерживать полное отрицание ценности
рационального знания, необходимо было
искать другие, более тонкие способы решения
вопроса об отношении теологии и науки.
Это было нелегким делом, ибо речь шла
о выработке такого метода, который, не
проповедуя полного пренебрежения к знанию,
одновременно был бы в состоянии подчинить
рациональное мышление догматам откровения,
т.е. сохранить примат веры над разумом.
Эту задачу осуществляет Фома, опираясь
на католическое толкование аристотелевской
концепции науки.
Возникновение средневековой философии
Возникновение
средневековой философии
очень часто связывают с
падением Западной Римской империи
(476 год н.э), однако такая датировка
является не совсем корректной.
В это время еще господствует
греческая философия, и с
ее точки зрения началом всего
является природа. В средневековой
философии, напротив, реальностью, определяющей
все сущее есть Бог. Поэтому переход
от одного мышления к другому
не мог произойти мгновенно:
завоевание Рима не могло сразу изменить
ни социальных отношений (ведь греческая
философия принадлежит эпохе античного
рабовладельчества, а средневековая
философия относится к
эпохе феодализма),
ни внутреннего миропредставления
людей, ни религиозных убеждений, построенных
веками. Формирование нового
типа общества длится весьма
продолжительно. В I-IV веках
н.э конкурируют между собой философские
учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников,
и в это же время формируются очаги
новой веры и мысли, которые впоследствии
составят основу средневековой философии.
Итак, период возникновения средневековой
философии - I-IVвек н.э.
Основные положения философии средневековья
Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее. Наиболее сильное влияние на западную философию оказала христианская религия.
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего , сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом (creatio - творение,создание).
Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверх природное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.
Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал - активного и пассивного: идей или форм, с одной стороны, материи - с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение. Разница между Богом и творением - огромная: это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только
Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, само тождественен, ни от чего другого независит и является источником всего сущего.
Христианский философ IV-V веков Августин Блаженный (354-430) говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая(нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует священному писанию. В Ветхом завете Бог сообщает о себе человеку: "Я есть Сущий".
В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря другому; отсюда происходит непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Христианский Бог, хотя сам по себе недоступен для познания, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания. Понимание бытия в средние века в средние века нашло свое выражение в формуле: ens et bonum conventuntur (бытие и благо обратимы). Так как Бог и только Бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, тоже хорошо и совершенно. Отсюда следует утверждение о том, что зло само по себе - небытие, оно не является сущностью. Так, дьявол, с точки зрения средневекового мышления, это небытие прикидывающееся бытием. Зло живет благом за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром. В этом учении выразился оптимистический мотив средневекового сознания.
Фома Аквинский
(Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат.Thomas Aquinas) – философ и теолог, систематизатор ордоксальной схоластики. Учитель церкви.Основатель томизма, член ордена доминиканцев, известен еще в связи с знаменитой «охотой на ведьм».
Развивающаяся в конце XII и в XIII столетии в странах Западной Европы интеллектуальное движение, философским вдохновителем которого было аристотелевское учение, повлекло за собой рост тенденции к отделению науки от теологии, разума от веры. Эта точка зрения находилась в явном противоречии с интересами церкви, и поэтому необходимо было искать способы решения вопроса об отношении теологии и науки. Это было нелегким делом, ибо речь шла о выработке такого метода, который, не проповедуя полного пренебрежения к знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить рациональное мышление догматам откровения, то есть сохранить примат веры над разумом. Эту задачу осуществлял Фома, опираясь на католическое толкование аристотелевской концепции науки. Поэтому католические историки философии убеждены, что Фома Аквинский автономизировал науку, превратив ее в область, совершенно независимую от теологии.
Аквинский
выработал теоретические
1. Философия и частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции. Выражением этого принципа является известное положение Фомы о том, что теология "не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам". Использование их, по его мнению, не является свидетельством несамодостаточности или слабости теологии, а, напротив, вытекает из убогости человеческого ума. Рациональное знание вторичным образом облегчает понимание известных догматов веры, приближает к познанию "первопричины" вселенной, то есть Бога;