Средневековая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:06, статья

Описание работы

Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник- Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего".

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 24.55 Кб (Скачать)

                                                Средневековая философия

                                 Западно-Европейская ветвь

Философия, которая  складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник- Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки. Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно. Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона .В патристике выделяется три этапа: 1) апологетика (II-III в.в.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения; 2) классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая христианское учение; 3) заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший догматику. Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Схоластика в средние века прошла тир этапа своего развития: 1) ранняя форма (XI-XII в.в.); 2) зрелая форма (XII-XIII в.в.); 3) поздняя схоластика(XIII-XIV в.в.). В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Августин  Блаженный (354-430) - крупнейший  средневековый философ,виднейший  представитель западных  "отцов церкви". Центральный пункт философской системы Августина - Бог. Согласно Августину, Бог представляет собой высшую сущность, он - единственное  в  мире,  что  не зависит не от кого и не от чего,  все  остальное  определяется  божественной волей и зависит от  нее.  Первенство  Бога  над  всем  остальным  имеет  для Августина большое философско-теологическое значение, т.к. в этом  случае  он выступает причиной  любого  существования  и  всех  изменений  в  мире.  Бог сотворил мир и  продолжает  постоянно  творить  его.  Проблема  креационизма раскрывается Августина  с  различных  сторон.  Августин  стоит  на  позициях дуализма Бога и мира: природа и человек созданы Богом  и  полностью  зависят от него, Бог же от человека и природы никак не зависит. Идея  постоянного творения  мира приводит  Августина к концепции фатализма,  что  является  характерной   чертой   августианства.   Все   что происходит в мире, совершается по воле высшего существа -  Бога,  поэтому  в мире само по себе ничего не рождается и ничего не умирает. Креационистская доктрина Августина по-своему трактует природу и человека. Для Августина органический мир не обладает одушевленностью, не говоря  уж  о неорганическом мире. Душой обладает только человек. Душа человека  создается Богом и после  этого  существует  вечно.  Разделяя  душу  и  тело  человека, Августин  признает  превосходство  человеческой  души  над  телом.  Августин наделяет душу не только разумной способностью, но и способностью  к  волевой деятельности. В своих  произведениях  Августин  много  внимания  уделял  проблеме  греха божественного  предопределения.  Бог,  согласно  Августину,  творит   только добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на  совести  человека,  и повинна в этом его свободная воля. Бог сотворил Адама и Еву  свободными,  но они впали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет  Бога.  Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха. Большинство  людей  совершают греховные поступки вследствии того что это предопределено Богом. Исходный пункт моральной доктрины Августина - безграничная любовь к  Богу. Именно любовь к Богу должна наполнять всю жизнь человека,  вытеснить  любовь к человеку. Это Августин продемонстрировал своей собственной жизнью,  выгнав перед обращением в христианство свою любимую жену с  единственным ребенком. В  согласии  с  эллинистической  философией  Августин  полагал,   что   цель человеческой жизни - счастье, которое состоит в познании  Бога  и  испытании души. Августин противопоставляет государство и церковь. Если государство  -  это царство греха и основано только на любви к самому себе, то церковь  основана на самоотверженной любви к Богу. Церковь - это  общество  Христа  и  вне  ее нельзя обрести спасение. Церковь -  это  представитель  царства  Божьего  на земле. Философия истории Августина при всей своей теологичности  заложила  основы теории общественного прогресса. История общества имеет начало  и  все  время развивается по пути своего совершенствования.  Эта  история  имеет  смысл  и предназначение - победу христианства во всемирном масштабе.

Фома  Аквинский самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья. В толковании Фомы Аквинского реально существуют лишь единичные вещи, состоящие из материи и формы. Материя представляет основу индивидуализации, материя лишенная формы, пассивна, не может без нее существовать. Форма является активным элементом. У Аквинского материя не существует извечно, а оказывается созданной богом из ничего, а потому - вторична. Возможность присуща ей не в силу природы, а вложена в нее творцом и только благодаря ему осуществляется. Фома Аквинский подразделяет истины откровения на два рода: истины, доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его познавательных возможностей. Центральной проблемой естественной теологии являются так называемые томисткие "доказательства" бытия бога. Аквинский утверждает, что доказать существование творца можно двумя способами: через причину и через следствие.

  Пьер  Абеляр- Его решение проблемы универсалий положило начало концептуализму, согласно которому общее реально не существует, а действительностью обладают только отдельные вещи. Универсалии есть не слова, а понятия, реально существующие в сфере ума. Этим концептуализм отличается от номинализма.  
Из античной философии наибольшую ценность имеет диалектика. Только благодаря знанию, реализуемому в диалектике, возможен прогресс в вере. Широкую известность получила этическая концепция Абеляра, в которой исследуется природа греха. Грех Абеляр определяет как согласие на зло, как намерение действовать против божественной воли. То есть, моральность или аморальность поведения определяется через намерение. Спасение человека в руках Бога. Абеляр - один из авторов схоластического метода, который он определял как анализ противоположных суждений по одному и тому же вопросу.  

                   Арабо-Мусульманская ветвь

Рассуждения по поводу Начала мусульманские философы постоянно связывали с основным мусульманским догматом - таухид, утверждающим единобожие, зафиксированное в коранической формуле "Нет бога, кроме Аллаха" (более точно было бы перевести это как "Нет бога, кроме Бога").Религиозные философы в лице мутазилитов утверждали, что Бог не имеет "ни тела, ни духа, ни формы, ни плоти, ни крови, ни субстанции, ни акциденции, Он лишен цвета, вкуса, запаха, тепла, холода, влажности, сухости, высоты, широты или глубины... Он неделим, неопределяем местом или временем... Он всегда был и есть Первый до всех вещей... Он... единственное вечное Бытие". Негативная теология мутазилитов вступала в противоречие с явно обозначенными и даже перечисленными в тексте Писания божественными атрибутами. Мутазилитское приписывание Богу лишь единовременного акта придания не-сущему существования превращало Бога в абстракцию, непричастную к происходящему в мире. Естественно поэтому, что богословами-традиционалистами мутазилиты объявлялись еретиками.Арабские философы - ал-Кинди (ок. 800 - ок. 870), ал-Фараби (870 - 950), Ибн Сина (латинизированное Авиценна) (980 - 1037), Ибн Рушд (латинизированное Аверроэс) (1126-1198) - разрабатывают проблему Начала, опираясь на опыт античных философов. Ал-Кинди наряду с чисто философскими терминами использует для обозначения Начала теологический - Бог. Он называет его Первым принципом, Вечным, иногда истинным Единым. Это Единое (или Одно) не может иметь причины иной, чем в себе самом. Оно неизменно, нерушимо, находится в состоянии постоянного совершенства. Оно выше всего существующего, не имеет себе аналогов. Оно свободно от множественности и не соотносимо ни с чем иным. Оно не имеет формы или материи.

Аль-Фараби (870-950)-Известен своими комментариями к Аристотелю. Создал систему философских воззрений, охватывающую все стороны жизни. Автор классификации наук, в которой первостепенное место принадлежит "божественной науке" метафизике, а последнее - догматическому богословию. Взаимоотношения Бога и мира строятся согласно креационизму: мир и человек получаются через эманацию божественной энергии. Признавая важную роль разума в познании, тем не менее, подчинял его вере. Главной целью человеческой жизни считал счастье, а условием его достижения полагал свободу воли.  
Ибн – Рушд-Считается наиболее выдающимся мыслителем мусульманского Востока. Он широко известен своими комментариями к Аристотелю. Про него говорили: "Аристотель объяснил природу, а Аверроис объяснил Аристотеля". Философия и теология трактуются как имеющие разные степени компетенции: философия познает сотворенный мир, а теология направлена на познание божественного. Аверроис исходит при объяснении мира из того, что он не сотворен, а существует извечно. Бог отождествляется с действующими в мире природными силами. Индивидуальное бессмертие человеческой души отвергается, но разум в целом объявляется бессмертным.
 
 

Информация о работе Средневековая философия