Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:56, доклад
Арабская философия в средние века развивается не только в лоне мифологии и религии, но и в лоне науки. Известны успехи арабских ученых в математике, астрономии, географии, медицине, истории, алхимии. Арабские философы, бывшие обычно врачами, астрономами, путешественниками, тяготели к естествознанию и опыту больше, чем к абстрактным рассуждениям..
Лавриненко В. Философия
Средневековая арабоязычная философия
Арабская философия
в средние века развивается не
только в лоне мифологии и религии,
но и в лоне науки. Известны успехи
арабских ученых в математике, астрономии,
географии, медицине, истории, алхимии.
Арабские философы, бывшие обычно врачами,
астрономами, путешественниками, тяготели
к естествознанию и опыту больше,
чем к абстрактным
Крупными представителями философской
мысли Востока являются видный среднеазиатский
философ, ученый-энциклопедист, один из
основоположников аристотелизма на Ближнем
и Среднем Востоке Аль-Фараби; великий
ирано-таджикский философ и врач Ибн Сина
(Авиценна); выдающийся ирано-таджикский
математик, астроном, поэт и мыслитель
Омар Хайям; арабо-испанский врач и философ
Ибн-Рошд (Аверроэс) и другие.
Аль-Фараби (870–950) принадлежит около 100
работ по философии и истории естественных
наук. Он исходил из того, что средствами
познания являются науки, которые подразделял
на теоретические (логика, философия и
естественные науки) и практические (этика
и политика). Первенство в системе наук
он отдает логике, которая позволяет человеку
отличить истинное знание от ложного.
Отсюда философ придает большое значение
разуму человека 3
Аль-Фараби использовал аристотелевское
учение о форме и материи для объяснения
многообразия мира. Он не соглашался с
Платоном в вопросе бессмертия души, ибо
считал ее появление и смерть одновременными
с появлением и смертью тела. Отсюда теория
познания у Аль-Фараби – это не теория
воспоминания, как у Платона, а теория
познания мира в единстве чувств и разума,
когда разумная душа постигает природу
вещей, используя показания чувств. Сущность
вещей познается умом, который должен
прежде всего опираться на логику, но использовать
материал, поставляемый органами чувств.
И хотя Аль-Фараби допускает существование
бога в качестве первопричины бытия и
перводвигателя, его философия выражает
стремление разобраться в сложнейших
вопросах познания и бытия. Именно поэтому
философ так тщательно исследует состояния
бытия, его формы: простые элементы – воздух,
огонь, землю, воду; а также минералы, растения,
животных, человека и небесные тела. Тем
самым он подчеркивает объективное существование
внешнего мира 32. Его философские взгляды
оказали сильнейшее влияние на развитие
арабоязычной философии.
Наиболее выдающимся философом Средней
Азии, а также Ирана в средние века был
уроженец Бухары, таджик по происхождению
Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980–1037). Он написал
более 300 трудов, среди которых такие знаменитые,
как «Книга исцеления» и «Книга знания».
Анализ наследия Ибн Сины свидетельствует
о необычайно широком круге его интересов,
о его подлинно энциклопедической образованности.
Он предложил классификацию наук путем
их деления по объектам исследования.
Ибн Сина выдвинул положение о том, что
природа изначальна и неуничтожима, что
ее законы не меняются произвольно и доступны
человеческому познанию, что душа обусловлена
деятельностью тела и ее индивидуальное
бессмертие невозможно.
Ибн Сину не без основания называют «философом
бытия», так как наиболее оригинальной
частью его философии является учение
о бытии. Он рассматривает два вида бытия
– Необходимо-Сущее и Возможно-Сущее бытие.
Необходимо-Сущее бытие – это непреложное
бытие – духовная сущность. Оно «чистое»,
«доброе», «чистая истина» и «чистый разум».
Необходимо-Сущее напоминает «Единое»
(Добро) Платона и Плотина и «перводвигатель»
Аристотеля. Возможно-Сущее – это природа,
материальный мир во всей его изменчивости
и многообразии.
Между Необходимо-Сущим и Возможно-Сущим
имеется постоянная связь: это связь духа
и природы. Раз дух вечен, а он неразрывно
связан с природой, то и природа вечна.
Таким образом, философия Ибн Сины является
объективно-идеалистической. Однако у
Ибн Сины Необходимо-Сущее не творит мир,
а эмалирует (позднелатинское emanatio – истечение)
его (как у Аль-Фараби). Другими словами,
все вещи существующего мира как бы истекают
(исходят) из Единого начала. Интересно
то, что в эманации, как ее представляет
Ибн Сина, угадана им самоэволюция природы.
Он рассматривает возникновение мира
минералов, его переход к миру растений,
затем к миру животных, а из него – к миру
разумных существ.
Ценной для историко-философской мысли
является и теория познания Ибн Сины. Она
имела прочную естественно-научную основу
и была материалистической по своим основным
положениям. Ибн Сина не сомневался в объективном
существовании предметов познания, а само
познание рассматривал как отражение
образа вещей в данных чувств и разуме
познающего. Однако Ибн Сина отдавал дань
своему времени, утверждая, что познание
– это соединение души с деятельностью
разума, в котором запечатлены образы
всех явлений мира.
В трудах Ибн Сины проводится анализ таких
важных гносеологических проблем, как
непосредственное и опосредованное знание,
истинность знания, роль интуиции в познании.
Много внимания уделил философ разработке
проблем логики. Он определяет логику
как науку о законах и формах мысли, которые
извлечены из природы самой мысли безразлично
к ее конкретному содержанию. Логика –
наука об истине, которая изучает формы
суждения и процесс доказательства 33.
Следует отметить, что философское и научное
творчество Ибн Сины оказалось важным
связующим звеном единой культурной традиции
человечества. Ибн Сина стимулировал дальнейшее
развитие не только восточной, но и западной
культуры и науки. Достаточно сказать,
что его «Канон врачебной науки» в течение
целых шести столетий служил учебным пособием
для медиков Европы, где его воспринимали
как своего рода медицинскую Библию. Всемирную
известность получила также его медицинская
поэма, написанная на арабском языке в
стихах. Это, по существу, миниатюрный
«Канон врачебной науки». Идеи Ибн Сины
о бескорыстном служении Прекрасной Даме,
изложенные им в «Трактате о любви», легли
в основу поэзии трубадуров, миннезингеров,
а в конце европейского средневековья
породили дантевскую концепцию любви.
Не случайно Данте упоминает имя Авиценны
(Ибн Сины) среди величайших мыслителей
всех времен и народов.
Блестящего подъема философия и наука
достигли в средние века в Испании. В ней
жил и творил величайший арабский философ
и врач Ибн-Рошд (Аверроэс) (1126–1198).
Учение Ибн-Рошда основывалось на натуралистических
концепциях Аристотеля, которого он ставил
«выше всех философов». «Учение Аристотеля
есть высшая истина, потому что его ум
был пределом человеческого ума». – писал
Ибн-Рошд. Особенно он высоко ценил логику
Аристотеля. Большинство философских
произведений Ибн-Рошда представляют
комментарии к сочинениям Аристотеля.
Ибн-Рошд рассматривает мир как вечный
и необходимый процесс, в основе которого
лежит праматерия. Он отвергает понимание
материального мира как «возможного»
бытия. Материя и форма не существуют отдельно
друг от друга: их можно разделить лишь
мысленно. Бытие Бога не предшествует
материи, а совечно ей. Функция Бога состоит
в том, чтобы превращать возможности, внутренне
присущие материи, в действительность.
Движение вечно, творения природы Богом
не существует. Все эти идеи излагались
и Ибн Синой.
Ибн-Рошд выдвигал три основные философские
идеи, в которых выражалась борьба науки
с религией: вечность материального мира;
наличие необходимой причинной связи
всех явлений мира; все индивидуальное
по своей природе смертно, человеческая
душа тоже смертна. Бессмертие души, утверждал
философ, – это «химера», а загробная жизнь
«фикция». Бессмертен не отдельный человек,
а человеческий род в целом. Однако бессмертен
и всеобщий разум, как воплощение связи
духовной жизни всех поколений, как сверхиндивидуальный
интеллект, посредством которого человечество
в любой момент созерцает абсолютную истину.
Таким образом, разум не принадлежит отдельной,
индивидуальной душе, и поэтому он один
и тот же у всех людей, и все отдельные
люди лишь постольку разумны и познают
истину, поскольку они причастны единому
всеобщему разуму.
Понимание разума как всеобщего, объективного,
единого во всем человеческом роде и привходящего
в душу отдельного человека получило название
аверроизма 34.
Вступив в противоречия с ортодоксальной
мусульманской догматикой и в проблемах
онтологии, и в проблемах гносеологии,
Ибн-Рошд разрабатывает теорию двойственной
истины. В ней он предлагает различать
истины философские и истины богословские.
То, что может быть истинным в философии,
заявлял Ибн-Рошд, в религии (теологии)
может быть ложным и наоборот. Ибн-Рошд
размежевал сферы философии и религии:
религиозные предписания учат, как человек
должен поступать, а философия учит постигать
абсолютную истину. Кроме того, философия
– это теория, а религия – больше область
практики. Положение о двойственной истине
выявляло противоречие средневекового
миросозерцания – противоречия между
научными устремлениями и религиозными
догматами.
Идеи Ибн-Рошда получили распространение в Европе в XIII–XIV вв. и окончательно изжили себя к началу XVII в. в связи с кризисом аристотелевской физики и космологии.