Спиноза о природе общественной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:49, доклад

Описание работы

Т.к Гоббс был первым из новоевропейских философов, кто создал тщательно разработанную социальную философию, то сложилось мнение, что Спиноза во многом повторяет Гоббса. Но надо подчеркнуть, что это не так. Несмотря на некие сходства с Гоббсом, Спиноза разработал не только самостоятельное, но и альтернативное учение по отношении Гоббсому.

Работа содержит 1 файл

изф.docx

— 15.03 Кб (Скачать)
 

Спиноза о природе общественной жизни. 

   Т.к  Гоббс был первым из новоевропейских философов, кто создал тщательно разработанную социальную философию, то сложилось мнение, что Спиноза во многом повторяет Гоббса. Но надо подчеркнуть, что это не так. Несмотря на некие сходства с Гоббсом, Спиноза разработал не только самостоятельное, но и альтернативное учение по отношении Гоббсому.

   Попробуем выяснить суть социально-политического учения Спинозы. Спиноза считал, отдельный человек имеет равные права с остальными людьми. В этом отношении люди полностью независимы др. от др. Но как показало метафизическое учение Спинозы, каждый человек  нуждаясь в предметах природы для своего существования попадает в зависимость низших аффектов. Под аффектами Спиноза понимает состояние тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека.

   Тоже самое метафизическое исследование привело Спинозу к следующим выводам о человеке:

  1. человек, будучи разумным и осуществляя познание, в принципе может подавить пассивные аффекты(природные страсти) активными аффектами (удовольствие и желание) и таким способом достичь свободы и истинного счастья.
  2. для каждого отдельного человека, нет полезнее ничего чем др. человек.

   Если поверхностно сравнить социально-политическое учение Гоббса и Спинозы, можно установить схожесть. Так оба философа признают следующие:

  1. история человечества имеет два этапа: естественное состояние и гражданское общество.
  2. в естественном состоянии люди, имея равные права на существования, и в столкновении равноправных интересов возникает вражда, угрожающая жизни каждого.
  3. из этого состояния люди выходят, заключая общественный договор
  4. после заключения договора должно последовать установление сильной государственной власти.

   Различия между Спинозой и Гоббсом не выглядят существенными. Спиноза отдавал предпочтение республике, в то время как Гоббс предпочитал монархию. Также по Спинозе государственная власть должна предоставлять и обеспечивать гражданам свободу познания, о чем Гоббс не говорил.

   Спиноза говорил, что для человека не ничего полезнее в мире чем др. человек. Поэтому общество возникает не только вследствие страха смерти. Вражда происходит в силу не понимания, незнания пользы и потребности людей в др.др. Человек имеет естественную склонность «Симпатию» к др.человеку. Поэтому к заключению общественного договора человека толкает не только страх смерти, но и взаимная польза в др.др. Однако никакой договор не в силах отменить главное стремление каждого, сохранить собственное существование. Поэтому смысл заключения договора по мнению Спинозы в том, чтобы создать средства, которые обеспечивали бы соблюдение разумных норм каждым человеком. Этими средствами становятся сильная государственная власть и хороши законы.

    Без власти и законов нельзя обуздать низшие аффекты. Т.е в одиночку, вне общества и государства человек не является свободными, достичь свободы не может.

    Гоббс считал, что нужно подавить законы и будет мир. Спиноза наоборот говорил, если мы подавим законы, то мы подавим низшие и высшие аффекты и тогда мы будем несчастны.

   Для Гоббса государство это Левиафан, чудовище которое в обмен на жизнь подавляет часть человеческого естества.

   По Спинозе государство-это орудие посредством которого люди подчиняют низшую часть человека его высшему естеству.

   Государство и общество обоснованы  Спинозой как путь и способ  достижения человеком независимости  от др.предметов природы, приобретения действительной свободы и истинного счастья.


Информация о работе Спиноза о природе общественной жизни