Специфика философского знания. Практическая ориентация философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:39, реферат

Описание работы

В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество, окружающая среда – смысл и цель философии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Специфика философского знания…………………………….………………4
2. Практическая ориентация философии……………………………….………9
Заключение………………………………………………………………….……12
Список используемой литературы………………………………………...……13

Работа содержит 1 файл

Филовофия1.docx

— 33.22 Кб (Скачать)

       Окружающий  человека мир, как обитель человеческой жизни – это не только природа, но и общество. Вне общества нет  человека, поэтому основные принципы бытия общественной жизни, ее функционирования и развития – эпохальный интерес  философии.

       Философские проблемы – это вопросы о судьбе, предназначении человека, человечества. Важнейшие вопросы человеческого  бытия, как считает большинство  философов, выразительно и четко  сформулировал И.Кант: что я могу знать? ; что я должен делать? ; на что я могу надеяться? ; что такое  человек? Последующее, после Канта  развитие философии выдвинуло на осмысление вопросы: что я могу почувствовать, пережить? Что есть красота, прекрасное, возвышенное?

       Не  философы придумывают эти вопросы. Их выдвигает жизнь. Философы в меру своих сил и способностей –  решают эти вечные, смысложизненные  вопросы. Своеобразие этих вопросов состоит в том, что большинство  из них никогда не закрываются  и относятся к так называемым  вечным проблемам человеческого  познания. Человечество в лице философии  вновь и вновь обращается к  проблемам своего бытия в мире социальном и мире природном, решая  их на базе новых научных данных, нового исторического опыта. При  этом нужно учитывать, что исторические периоды различаются не только уровнем  общественного знания, но и характером задач и проблем, выдвигаемых  развитием общества, жизнедеятельностью людей. Иными словами, человеческие связи с миром развертываются в ходе истории, реализуясь в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном опыте. Все это определяет, какие именно аспекты многоплановой мировоззренческой проблематики «мир-человек» оказываются в центре внимания философской мысли на том или ином историческом этапе.

       На  основании осмысления специфики  философского знания философию можно определить как теоретическое мировоззрение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

       Предмет и специфика философского знания раскрывается более полно при  осмыслении функций (значимости) философии  в обществе, которые она выполняет  во взаимосвязи с другими формами  духовной культуры – наукой, религией, искусством, политикой, имея с ними существенно отличительные и  сходные черты. 

    1. Практическая  ориентация философии.
 

     Под практикой мы понимаем деятельность человека, направленную на

достижение  цели. Философ-теоретик стремится к  достижению истины и к избавлению от заблуждений. Он по-своему практичен, но лишь в области мыслей. Философа-эстетика в качестве цели манит возвышенное  и прекрасное (а не низменное и  безобразное); и он действует, и он практичен, но преимущественно в  чувственно-эмоциональной сфере. Философ-этик в качестве цели своей деятельности избирает идеалы добра (а не зла). Подобно  философу-теоретику и философу-эстетику, философ-этик изначально действенен и  в этом смысле практичен. Выясняется, однако, что его практические горизонты  более универсальны, чем у философа-теоретика  и философа-эстетика. В фокус философского обсуждения поставлена не мысль-действие и не чувство-действие, а любое  действие, универсальная цель - добро. Как видим, практическая ориентация характерна для философии в целом, но универсальную значимость она  приобретает именно в рамках этической функции философии. Именно поэтому, когда философа спрашивают о практическом назначении философии, он прежде всего указывает на ее этическую функцию.

     Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Здесь-то как раз и реализуются  практические потенциалы философии.

     Философия вплетена в практическую деятельность человека, а это означает, что  она - разновидность этой деятельности. Философия есть практическое отношение  человека к миру, которое наиболее ярко представлено в ее этической  функции.

     Философия открывает человеку все богатство  его естественной духовности и связанного с ней образа жизни. В результате, овладевая своей духовностью, человек  обретает внутреннюю свободу. Философия  участвует и в формировании материальной культуры, определяя характер и содержание подлинно человеческого бытия, его родовую сущность.

     Осваивая  свой философский потенциал, человек  приучается формировать свой внутренний духовный мир. Философия закладывает  в душе человека особый нормативный  порядок, логическую последовательность и обоснованность, стройность и целеустремленность мыслей к высшим премудростям жизни. Философия формирует духовную культуру на самом высшем уровне умственной деятельности - на уровне вечных и всеобщих мудростей, без которых невозможна подлинно человеческая жизнь.

     Цель  практической философии: побуждать  людей с помощью мысли к  правильным, хорошим действиям и  отвращать от ошибочных, плохих действий. Говоря более точно, практическаяфилософия  — это философия, имеющая целью  воздействовать на людей силой мысли  через посредство слова, убеждения  — в процессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа  конкретной ситуации). Практический философ (подобно практическому психологу, психоаналитику, врачу, священнику, юристу) организует службу консультирования-собеседования-исповедания. Его задача: консультирование и собеседование по основным вопросам жизни, развития, любви, творчества, здоровья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Философия возникает как первая наука, в  начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда – смысл, цель философии.

     Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам  философского мышления, его социокультурным  предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

     Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия  выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск  истины.

     Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  философия – это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей. 
 
 
 

     Список  используемой литературы: 

  1. Николаева Л.С., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Философия: экзаменационные ответы. – Ростов-на-Дону, 2002 г.;
  2. Автономова Н.С.миф: хаос и логос // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – Москва, 1999 г.;
  3. Голубенцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2001 г.;
  4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – Москва, 2001 г.;
  5. Основы современной философ. – СПб, 1997 г.;
  6. Кохановский В.П., Яковлев В.П. Философия. Учебник для ВУЗов. – Ростов-на-Дону, 2004.
  7. 3еньковский В.В. История русской философии Т 1; 2- Л, 1991.

Информация о работе Специфика философского знания. Практическая ориентация философии